Байкал снова под угрозой

Байкал снова под угрозой - фото 1Байкальский вопрос может стать краеугольным камнем во взаимоотношениях России и Монголии. Как сообщил директор Департамента международного сотрудничества МПР РФ Нуритдин Инамов, вопрос о строительстве гидроэлектростанции в Монголии вызывает обоснованную озабоченность российских экологов, и будет обсуждаться на всех уровнях.

Озабоченность планами Монголии по строительству гидроэлектростанции «Шурен» на реке Селенга, которая впадает в Байкал, подтвердил и министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской после заседания российско-монгольской межправительственной комиссии:

— Хотел бы отметить тему, связанную со строительством ГЭС на реке Селенга. У нас есть определенная озабоченность, что монгольская сторона совместно со Всемирным банком сейчас развивает этот проект. С нашей стороны эта озабоченность связана с тем, что Селенга является одним из основных притоков Байкала. Конечно, строительство такого крупного объекта повлияет на Байкальскую природную территорию.

По его словам, в ходе заседания комиссии российская сторона обратила внимание Монголии на необходимость привлечения компетентных российских организаций к проведению работ по оценке воздействия проекта на экосистему озера Байкал.

— Мы попросили, чтобы при обсуждении российские интересы старались учитывать. В частности, будет делегирована группа экспертов, которая будет участвовать в обсуждении проекта, — добавил министр, сообщает РИА Новости.

Суть проблемы

Монголия приступает к строительству гидроэлектростанции на реке Эгийн-гол, которая является притоком Селенги, питающей Байкал. Руководство Монголии все более активно развивает политику освоения минерально-сырьевых ресурсов в южной части страны с ориентацией на поставку сырья в Китай и в страны Запада. К таким наиболее крупным объектам относятся месторождения каменного угля Таван-Толгой и медно-золоторудное — Оюу-Толгой. Для выхода на проектную мощность необходимы значительные объемы воды и электроэнергии, что является дефицитом для всей монгольской экономики. Поэтому и возникла необходимость строительства на Селенге ряда гидроэлектростанций, а на реках Орхон (основной приток Селенги на территории Монголии) и Херлен (приток озера Далай-нор, расположенного в Китае) создать несколько водохранилищ для переброски воды в Южное Гоби.

Плотина будет сооружена в непосредственной близости к месторождению каменного угля Таван-Толгой «Пять холмов»: его запасы составляют около 6 млрд тонн угля, из них 40 % — коксующийся уголь. Рядом находится золотомеднее месторождение — Оюу-Толгой «Бирюзовый холм». Оцененные запасы — 35,8 млн тонн меди и почти 12,8 тыс. тонн золота.

Монголия самостоятельно не сможет построить эти электростанции без привлечения дополнительного финансирования, технологий и профессионалов в этой сфере, потому она обратилась за помощью к Всемирному банку и Китаю.

Последствия

Все школьники знают: в Байкал впадает триста с лишним рек. Но 70 % воды приносят всего три из этих трехсот — Селенга, Верхняя Ангара и Баргузин. Только на Селенгу приходится 50 %. Она берет начало в Монголии — и там, в Монголии, ее собираются перекрыть, чтобы добывать электричество. Его можно было бы покупать у России, но Россия продает его за границу по цене в одиннадцать раз выше, чем потребителям в Иркутской области.

В планах монгольского правительства целых три гидроэлектро­станции на реке и ее притоках, главная из трех — Шурэнская ГЭС в ста километрах от границы с Россией. А еще в Монголии хотят затеять орошение пустынь — и на это тоже понадобится речная вода…

Доктор географических наук, и. о. директора Байкальского института природопользования Ендон Гармаев говорит: «Страшнее другое: сброс воды будет осуществляться в основном зимой». Чем холоднее — тем больше нужно электричества: в розетки воткнуто больше электрокаминов, в окнах раньше зажигается свет. Значит, и монгольским ГЭС, чтобы выдать сколько требуется мегаватт-часов, придется прокачивать через себя больше воды в зимние месяцы. «А у нас этот сток пойдет поверх льда», — развивает мысль Гармаев. Вместо того чтобы наполнять Байкал, вода из Монголии хлынет поверх замерзшей Селенги, разольется по ее берегам и в таком виде заледенеет, не доходя до Байкала.

Экологическая катастрофа неминуема?

Уровень воды в Байкале уже нынешней зимой стал предметом жарких дебатов среди ученых-лимнологов и экологов. Могут ли перепады уровня — сейчас или потом, если Монголия построит свои ГЭС — уничтожить озеро? Средняя глубина Байкала — 700 метров, а все колебания уровня за год — максимум два метра, успокаивает директор Байкальского музея Владимир Фиалков. Вроде бы не о чем беспокоиться. Но тут само просится сравнение с Мировым океаном. Средняя глубина океана еще больше — около 4000 метров, однако весь мир не на шутку переживает, что будет, если из-за изменений климата его уровень поднимется на несколько десятков сантиметров к концу столетия. Ученые знают, что вроде бы медленный рост средней температуры на планете (и вместе с ней уровня океана) приводит к резким погодным катаклизмам — от наводнений и засух до ураганов.

Байкал — еще и модель глобальных изменений климата в миниатюре. В Бурятии средняя температура за сто лет наблюдений поднялась на 1,8 градуса Цельсия, в Монголии — на 2,3 (тогда как в среднем по миру — всего на 0,7). Последствия? «Колебания уровня Байкала стали более резкими», — говорит Ендон Гармаев. Огромное озеро становится малопредсказуемым благодаря климату, а энергетики со своими ГЭС имеют массу возможностей нарушить хрупкое равновесие байкальской экосистемы и биологической системы самой Селенги.

Выход

Прежде чем строить ГЭС, необходимо произвести международную экологическую экспертизу, которая не была проведена, считают российские экологи. И момент для начала строительства выбран неудачный. Но самое главное — у Монголии есть альтернатива!

Энергетический потенциал пустыни Гоби с ее солнцем и ветрами огромен. Наибольшей силы ветры достигают весной. В Гобийских районах ветры нередко приводят к образованию бурь и достигают громадной разрушительной силы – 15–25 м/с.

Да, Монголии необходима энергия, но существует реальная альтернатива ГЭС: возведение безвредных для окружающей среды ветряных станций вдоль линий электропередач — для этого лишь нужны дипломатические усилия и политическая воля.

Президенту Владимиру Путину, Президенту Цахиагийну Элбэгдоржу, президенту Монголии, Президенту Си Цзиньпину, президенту Китая, и главе Всемирного банка Доктору Джим Ён Киму, Президенту Всемирного банка:

   «Мы, обеспокоенные граждане России и мира, призываем Вас защитить Байкал, самое глубокое озеро мира, от планов Монголии по сооружению каскада гидроэлектростанций. Этот близорукий план приведет к гибели озера и его экосистемы, не дав Монголии нужной ей энергии. Вместо этого мы призываем Вас профинансировать строительство экологически безвредных ветряных и солнечных электростанций в монгольской части пустыни Гоби — и предотвратить экологическую катастрофу до того, как станет слишком поздно».

Петицию в защиту озера Байкал можно подписать на avaaz.org

 

Елена Хвостова
по материалам прессы

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить