Алексей Полубота. Арктику освоили на бумаге

Алексей Полубота. Арктику освоили на бумаге - фото 1Правительство боится потерять Север, но не знает, что с ним делать.

На сайте Правительства России опубликована Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. Если не вспоминать о всех проваленных программах и стратегиях за последние два десятка лет, читая этот документ, можно действительно поверить, что наши высокопоставленные чиновники решили всерьез взяться за освоение Крайнего Севера. На «северах» уже запланированы новые железные и автомобильные дороги, аэропорты (в то время как даже ныне действующие еле сводят концы с концами), энергосберегающие и экологичные технологии, повсеместный доступ к современным информационным и телекоммуникационным услугам. И о досуге северян не забыли чиновники. Для этого должны создаваться не просто учреждения, а «мобильные учреждения культуры».

Однако те, кто живет в условиях российской Арктики последние 20 лет, давно устали надеяться на то, что государство вспомнит об их проблемах. Бумажное планов громадье меркнет перед единственным фактом, рассказанным мне знакомым полярником. Долгие годы Россия не может построить ледоколы нового поколения, без которых возрождение Северного морского пути, а значит, и освоение российской Арктики невозможно – нынешний ледокольный флот уже в ближайшие годы начнет сдавать свои позиции. Для строительства одного нового ледокола требуется 37 миллиардов рублей. В то время как на Олимпиаду в Сочи только по официальным данным государство потратило десятки миллиардов долларов. Да что там Олимпиада… В Саранске для одного-двух матчей чемпионата футбола строится стадион за 9 миллиардов рублей.

Однако здесь встает резонный вопрос: способна ли современная ослабленная Россия не просто вложить деньги в Север, но и наладить там эффективную хозяйственную деятельность?

- Мы – страна подвигов. И если поднапряжемся, конечно, много чего можем построить, – говорит генеральный директор Института региональных проблем Анатолий Журавлев. – Вопрос в том, когда и зачем нужны подвиги. Цель данной правительственной стратегии не до конца понятна. Общий позыв ясен – поскольку все великие державы рвутся в Арктику, а нас оттуда хотят выкинуть, то надо сделать все, чтобы там удержаться. Но строительство инфраструктуры – не самоцель.

Когда Сталин бросал огромные ресурсы на освоение Арктики, он предполагал, что там будут большие города. Потому и строились железные дороги вдоль Северного Ледовитого океана. Сейчас строить новые города в Арктике – безумие, потому что у нас в центре России пустеют города-стотысячники. К тому же в условиях Арктики поддерживать нормальный уровень жизни населения очень дорого…

Поскольку у нас сырьевой сектор экономики в большей степени все-таки частный, то никакой бизнес – ни российский, ни западный, не полезет в регионы, где добыча дороже, пока есть куча неразработанных месторождений в более удобных местах. Частник не попрется в Арктику, даже если там выстроят для него новые дороги и порты.

Прежде чем говорить о масштабном освоении Арктики, надо найти способы, при которых развитие будет рентабельно. Это очень сложная задача для экономистов…

Главное, чтобы не получилось – мы сначала всего настроим, а потом будем удивляться, от чего это люди сюда не едут.

Что касается стратегии, о которой мы говорим, думаю, своим появлением она во многом обязана бюрократической специфике работы чиновников. Развитие Арктики было обозначено президентом как приоритетная для правительства страны задача. Поэтому чиновникам, хочешь не хочешь, пришлось писать эту стратегию…

«СП»: - Не так давно было принято решение о том, что разработка Штокмановского месторождения в Баренцевом море откладывается на долгие годы, если не навсегда. Между тем жителей Мурманской области уже лет 15 кормили обещаниями, что именно арктический газ с этого месторождения улучшит жизнь в регионе. Не получится ли, что эта история станет иллюстрацией того, как будут развивать российскую Арктику?

- У правительства России была позиция, что Штокман должно осваивать не государство, а привлеченный инвестор, что, на мой взгляд, неправильно. Западный инвестор туда не пошел… Что делать, если в тех учебниках, которые читали наши руководители, написано, что государство не должно напрямую заниматься экономикой. И они в соответствии с прочитанным действуют…

Государство могло бы при желании взять и освоить Штокман. Но ведь большая часть экономики у нас уже частная и нам говорят о том, что необходима дальнейшей приватизации. А частный инвестор говорит: ребята, компенсируйте мне все затраты и риски. Он готов прийти на Север, как пришел на Сахалин – ничего не вкладывая, но получая доходы. В чем-то его тоже понять можно – на Север можно так прийти, что потом выйдешь голым, слишком много расходов и рисков…

В целом, говоря о развитии Арктики, не хотелось бы, чтобы в итоге на арктическом побережье стояли новые порты-призраки, как сейчас стоят сталинские депо от Воркуты и чуть ли не до Дальнего Востока.

- Железнодорожные сети в арктической зоне – дело совершенно убыточное, а, скажем, внедрение инноваций по энергосбережению – это хорошее намерение, поскольку на Арктическом побережье кругом мазутные котельные. Экономия затрат на теплоснабжение арктических населенных пунктов – важнейшая задача, - считает профессор географического факультета МГУ, директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич.

«СП»: - Если всерьез относится к тому, что заявляется в стратегии, создается впечатление, что правительство собирается заново осваивать Арктику.

- Флаг им в руки. Только пусть сначала деньги найдут на это, а потом пишут стратегии. Арктика может развиваться только точечно, в привязке к выгодным месторождениям. Всё остальное – слова, слова, слова… Денег на фронтальное освоение Арктики нет, кроме того, эта стратегия экономически неэффективна. В Арктике выживают только те точки, которые генерируют доход. А это, еще раз повторю – либо сырье, либо транзитные узлы… Но напоминаю, что Севморпути как такового сейчас не существует. Работает только отрезок от Дудинки до Мурманска, куда везут никелевый концентрат. Ни один нефтегазовый проект на шельфе до сих пор так и не стартовал. Стратегий наши чиновники пишут много, но дальше бумаги мало что идет.

История со Штокмановским месторождением показывает, что при снижении цен на энергоресурсы все арктические проекты балансируют на грани прибыльности, поэтому западный бизнес боится вкладывать сюда деньги, а у российских компаний просто нет технологий по освоению шельфа.

- О необходимости освоения Арктики говорится уже много лет, но явных прорывов пока нет, – согласен и вице-президент общественной организации «Ассоциация исследователей Арктики» Владимир Блинов. – Кое-каких успехов добились частные компании. Например, компанией «Лукойл» построен современный нефтяной отгрузочный терминал в поселке Варандей на Ямале.

Но что касается портов, дальше слов дело пока не идет. Столько было разговоров о создании в Мурманске порта-хаба (многофункционального порта). Я присутствовал на заседании Госсовета в 2007 году на атомоходе «50 лет Победы». Так красиво расписывали перспективы. Мы, мурманчане, жили в предвкушении, что Мурманск станет одним из самых крупных портов России. С точки зрения географического положения это было бы оправдано. Кольский залив – глубоководный незамерзающий порт. Отсюда судам можно идти хоть на Запад в Атлантику, хоть на Восток к Беринговому проливу.

Но за прошедшие годы ничего не сделано. Разве что стали в огромных объёмах гнать через Мурманск кузбасский уголь. Это, может быть, само по себе и неплохо. Но это однобокое развитие порта, который мог бы быть задействован куда более разнообразно. Мурманское морское пароходство, которое когда-то задавало тон во всей Арктике, сейчас в очень тяжелом положении. И обнадеживающих перспектив пока не просматривается.

«СП»: - Как вы видите «с места» – возможно ли в нынешних условиях России осваивать Арктику?

- Возможности есть. Но должна быть политическая воля. Надо помнить, что Россия – северная страна, мы привязаны к Северу. И если хотим сохранить эти территории за собой, их надо вовлекать в хозяйственный оборот. Иначе это сделают за нас другие государства, которые уже сейчас заявляют, что Россия не должна иметь в Арктике особого положения. Активное хозяйствование с точки зрения геополитики – это обозначение российского присутствия. И то, чего мы достигли в Арктике за последние сто лет, ни одна страна не достигла – нас толкала к этому сама жизнь. Если бы в СССР не развивали ледокольный флот, Россия давно бы уже потеряла Север. У нас есть историческая база, традиции, колоссальный опыт. Остается только одно – политическая воля, чтобы этот потенциал поставить на служение стране…

Пока же по всей Арктике умирают поселки: Амдерма, Диксон. Потом многое придется начинать с нуля. На Варандее я такую картину наблюдал: строятся новые емкости для концентрации нефти, а рядом ржавеют старые. Вот так и живем: то строим, то бросаем.

Справка «СП»

В Арктическую зону России включены: Мурманская область и Чукотка, 13 районов Якутии, 3 примыкающих к Белому морю района Карелии, Архангельск и входящие в Архангельскую область Северодвинск и Новодвинск, Онежский, Приморский и Мезенский районы, город Воркута в Коми, Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономные округа Тюменской области, Норильск, Игарка и Таймырский район Красноярского края.

Алексей Полубота
Источник: svpressa.ru

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить