Подробное описание находки приводится в журнале PLoS One. Она интересна не просто сама по себе, а как свидетельство превращения культуры охотников-собирателей в цивилизацию земледельцев. Колодец построен из 151 дубового бревна и то, насколько аккуратно они обработаны, указывает на появление в то время не только фермерства, но и плотницкого дела.
Ранее другими научными исследованиями было показано, что как раз около семи тысячелетий назад в Центральной Европе люди начали разводить молочный скот, строить первые примитивные амбары и вести оседлый, а не кочевой образ жизни. Но от тех же амбаров оставались, как правило, только столбики фундамента, так как стены, даже если они сделаны из бревен, разваливались и сгнивали намного раньше. Колодец, который полностью погружен в грунт и тем самым защищен от действия воздуха, является крупнейшим деревянным объектом, который дошел до наших дней в относительной целости и сохранности.
Археология неолита — а находка немецко-швейцарской группы это как раз неолитический период во многом полагается именно на изучение деревянных предметов, которые у неспециалистов редко ассоциируются с чем-то сенсационным вроде скифских золотых украшений или каменных сооружений Трои.
В Европе неолитических времен дерево, а не камень, было самым расходим материалом, из него делались все важные постройки и множество инструментов — поэтому внешне невзрачные «щепки» представляют для ученых большой интерес.
И по этим же причинам раскопки проводятся на болотах: торф так хорошо консервирует органическую материю, что известны даже случаи обращения в полицию местных жителей, раскопавших мумифицированное тело жившего много веков назад охотника — его принимали за жертву недавнего убийства.