Loading...

Козни хрыча на крови Земли

Этимологические парадоксы славянской металлургии и чуждый им гомункулус в гипнотическом видео. Джентльменский набор для сегодняшней black sаbbath, поскольку в одноимённой группе источником психоделики от противного был именно перенасыщенный металлургическими заводами Бирмингем с минимумом цветов и красок, чёрным чугунным царством и тяжёлым, гулким грохотом металлургических прессов - пейзаж, отчасти понятный жителям Петро. Славяне, третируемые за корень slave, в отличие от западных кузнецов-оборотней успешно отгоняли нечистую силу и механистических монстров. И их психоделика была нисхождением небес на землю, а не эскапизмом детей Красного Мая, напуганных чёрными чугунными механизмами, но заворожённых багровыми реками стали. Каждому свой трип.

16113295

...Славянский термин «кузнец» в древности не имел отношения к процессу ковки металла. Он происходит от слова «кузнь», которым обозначалось металлическое изделие вообще и, прежде всего, ювелирное, драгоценное изделие. В средневековых русских летописях слово «кузнь» всегда употребляется с эпитетами «драгоценная», «многоценная». Однокоренным со словом «кузнь» является слово «козни»; «строить козни» означало изготовлять из металла сложные замысловатые изделия. По-видимому, в современном понимании слова «кузнец» и «кузница» стали использоваться в русском языке не ранее XV в.

В основе слов «ковка», «ковать», «коваль», характеризующих процесс термомеханической обработки металла, лежит корень «ков», происходящий от позднего хеттского названия меди «кувана» («кована»). От него же происходит слово «коварство», ранее означавшее «мудрость, умение, замысловатость» и не имевшее негативных оттенков. Поэтому встречающееся в летописях словосочетание «коварные златокузнецы» следует понимать как «умелые ювелиры». Глагол «ковать» ранее имел широкий смысл: «изготовлять что-либо из металла с помощью умения, навыков». Именно от него произошло множество слов, обозначавших и мастера, и его инструменты, и продукцию, например: ковач, наковальня, ковадло (кувалда, молот), подкова, ковчег (металлический ящик).

Как же называли мастера-металлурга, работавшего с железом, древние славяне? По наиболее распространенной в настоящее время версии, это слово звучало как «крыч» или «хрыч». Однокоренными являются слова «крица» - кусок восстановленного железа, требующий термомеханической обработки, «корчиница» - кузница, «мех корчин» - кузнечный мех, «корчиться» - работать с мехами. От старославянского «крыч» происходит название нескольких русских городов: Корчев («город металлургов») - так назывались древние города на Днепре, Оке, Волге. В настоящее время наиболее известным является город Керчь (также бывший Корчев), который расположен рядом с крупным месторождением железной руды. Таким образом, для древнего русского металлурга в выражении «старый хрыч» («стрый крыч») не было ничего обидного, он понял бы его как «мудрый (опытный) кузнец».

Исходный материал для металлургического производства в древности назывался, так же как и в настоящее время, рудой. В древнерусском языке это слово обозначало одновременно кровь и рудные минералы, т.е. «кровь земли». Прилагательное «рудый» было синонимом красного или рыжего цветов, из чего можно сделать вывод о том, что под «кровью земли» подразумевались прежде всего минералы железа. Именно они - болотные железные руды красно-коричневых оттенков - были наиболее распространены в лесной полосе среднерусской равнины, где обитали наши предки. Божеством, покровительствовавшим рудам и помогавшим древним рудознатцам, был Семаргл, представлявший собой крылатого пса.

Кстати, славянское слово «руда» имеет прямые родственные связи со скандинавским (варяжским) «raudi». От этого термина, обозначавшего болотную или гематитовую руду, происходят финское слово «rauta», исландское «rauda» и даже современное английское «red» - красный, заимствованное у викингов.

313154

Продуктами плавки железной руды в древних славянских сыродутных горнах были сплавы железа разного качества. В летописях чаще всего упоминаются оцел и харалуг. Под оцелом понималась сталь высокого качества, прошедшая длительную термическую обработку. Это слово обычно употребляется с прилагательными «трьпенный» (стойкий, терпеливый) и «каленый»; известна старорусская поговорка: «Пещь искушает оцел во каление» (печь испытывает сталь огнем).

Харалуг был сталью самого высокого качества. Из него изготовлялись прежде всего предметы наступательного вооружения: мечи, наконечники копий и стрел. Некоторые специалисты считают термин «харалуг» заимствованным из тюркского языка, в котором существует выражение «кара-лыг», что означает «черный цветок». Прилагательное «харалужный» пять раз используется в поэме «Слово о полку Игореве» для характеристики качества русских мечей и копий. Например: «Яръ туре Всеволод! Стоиши на борони, прыщеши на вои стрелами, гремлеши о шеломы мечи харалуж- ными». Из текста произведения следует, что помимо основного смыслового значения слова «стальной» прилагательное обозначало также цвет изделия «яркий, сверкающий, пламенный». При изготовлении харалуга применяли специальные способы закалки металла: летопись говорит о том, что такая сталь была «в буести закалена» (закалку проводили на ветру).

74133-1920x1080

Ветер, воздух и его движение играли ключевую роль в технологии металлургического производства древних народов, и наши предки, конечно, не были исключением. Именно подача в горн дутья была наиболее трудоемкой операцией при выплавке железа из руды. «Дутье» по-древнерусски произносилось как «дмение», отсюда происходит прилагательное «надменный», т.е. «надутый». Этот же корень имеют глагол «дмать» (дуть) и название металлургического агрегата «домна» или «домница» (дутьевая печь). Даниил Заточник, автор самого старого из известных русских описаний технологии производства железа, так оценивал роль воздушного дутья: «Не огнь творит разжение железу, но надмение мешное». Он же, характеризуя трудоемкость процесса плавки, писал: «Лучше бы ми железо варити, ни (нежели) со злою женою быти».

Неудивительно, что главным покровителем русских кузнецов считался бог Сварог, один из пяти верховных божеств Киевской Руси. Сварог (его помощником и подчиненным являлся Семаргл) был богом неба, огня и воздушной стихии, от него зависело движение «соков» и «крови» в земле, т.е. появление побегов растений и проявление жил и руд металлов. Поэтому считалось, что металлург-кузнец мог не только выковать меч или плуг, но и врачевать болезни, отгонять нечистую силу, ворожить и даже устраивать свадьбы.

Сварожич - символ небесной силы бога Сварога, сохраняющий в первозданном виде все многообразие форм жизни во Вселенной. У многих славянских племен существовала легенда о том, что бог Сварог послал людям на землю кузнечные клещи «и нача ковати оружие, преже бо того палицами и камением бивахуся» (А.А. Шахматов «Повесть временных лет»). Именно с помощью кузнечных клещей в известном эпическом произведении легендарный кузнец Михайло Поток(по другой версии - Козьмодемьян) побеждает Змея Горыныча.

Таким образом, у древних славян было много причин, чтобы металлургов уважительно называть «сварожичами», т.е. верными помощниками небесного божества. Имя Сварг часто присваивалось наиболее умелым и талантливым кузнецам. Отсюда берет свое происхождение глагол «сварганить» - мастерски изготовить металлическое изделие или хорошо сделать какое-либо сложное дело. Интересно отметить, что венгры, заняв в начале средневековья славянскую Паннунию, среди многих славянских слов усвоили и два металлургических термина: «варга» - обычный кузнец (от вышеупомянутого «варганить») и «ковач» - кузнец, подковывавший лошадей.

Отметим, что славянская средневековая традиция отношения к металлургам существенно отличается от западноевропейской, для которой характерно отождествление металлургических знаний с темными силами природы. В средневековой Европе крицу называли «волчья голова» (лат. Lupus, итал. Lupo, нем. Luppe, франц. loup). Считалось, что кузнецы умеют превращаться в волков, поэтому при приеме молодых подмастерьев в металлургические цеха с них брали клятву о том, что они не будут становиться оборотнями.

Из энциклопедии "Металлургия и время" (Т.1 - М.:МИСиС, 2011).

...До вполне научной "Bermannus sive de рe Metallica" Георгия Агрикола (1530) оставалось ещё несколько веков...

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить