Богоявление. «А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек»

В день Крещения Господня собравшимся на Иордане израильтянам была явлена вся Святая Троица – Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Именно поэтому мы также называем этот праздник Богоявлением. Почему он важен для нас? Потому что тысячи людских поколений ожидали и, наконец, дождались прихода Избавителя от греха, смерти и тления!

Богоявление. «А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек» - фото 1

С глубокой древности вода несёт в себе глубокий символический смысл – она может погубить, как воды потопа, а может и спасти, как источник, изведённый Моисеем из скалы для народа Израильского. Вода смывает с человека не только грязь, но и всё плохое и даёт начало хорошему. Согласно Священному Писанию именно вода была сотворена Богом, как первое вещество, из которого позднее было создано всё остальное.


«– Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное!», – возвещал святой пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн! И люди приходили к этому почитаемому праведнику на реку Иордан во множестве, чтобы послушать его проповеди, раскаяться и креститься в знак того, что они оставляют свои грехи. Тогда крещение совершалось однократным погружением в воду. Само слово «крещение» более точно звучит по-гречески: «баптизма» – «погружение».

Господь Иисус Христос не совершил в своей земной жизни ни одного греха, однако по своему человечеству также должен был пройти через подобное ритуальное очищение, чтобы люди знали об этом. Ведь и в еврейской культуре, и в культуре иных народов мира существовали ритуальные омовения, как знак очищения от грехов. Когда Христу исполнилось тридцать лет, Он впервые явил себя миру как Бог и Сын Божий. Это произошло именно во время крещения от Иоанна Предтечи.


С момента крещения начинается общественное служение Спасителя, его проповедь, путь на Голгофу и к Воскресению из мёртвых. Именно поэтому мы особо почитаем этот день церковной истории. В древности в день Богоявления, помимо Крещения Господня, вспоминали также события Рождества Христова. Но к V веку, чтобы подчеркнуть реальность рождения Спасителя против учения очередных еретиков, празднование Рождества Христова перенесли на 25-е декабря.

 

События Крещения Господня и их значение

Богоявление. «А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек» - фото 2

О событиях Крещения Господня рассказывается у всех трёх синоптиков (евангелистов Матфея, Марка и Луки), а также у евангелиста Иоанна Богослова. Иисус Христос пришёл в маленькое местечко на берегу Иордана, называемое Вифавар, где Иоанн Креститель пророчествовал о скором пришествии Мессии. По внушению Духа Святого пророк Иоанн знал, кем является Иисус Христос и очень удивился его намерению погрузиться в воды Иордана.


«– Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?», – изумился пророк. Но Господь сообщил ему, что это необходимо сделать из почтения к обычаям. В момент погружения Господа в воды реки

«отверзлось небо, и Дух Святый нисшёл на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!» (Лк.3:21-22).

Таким образом, во время Крещения Господня народу была явлена вся Святая Троица.

Но события Крещения Господня не оканчиваются в этот день. Спустя некоторое время Иоанн Креститель со своими учениками вновь увидел Господа Иисуса Христа и засвидетельствовал перед ними его мессианское достоинство, после чего они последовали за Спасителем. Так вокруг Господа стали собираться его ближайшие ученики. То есть Богоявление в некотором смысле можно считать и датой основания Святой Церкви.


Наконец, помимо явления народу ожидаемого Мессии и создания первой христианской общины, своим погружением в воды Спаситель освятил их. И теперь, желая присоединиться к Церкви, мы также погружаемся в освящённые воды крещенской купели. Троекратное погружение в этом случае символизирует нашу смерть для греха и очищение от них, а исхождение из воды – воскресение из мёртвых для вечной жизни.

Крещенская святая вода или агиасма

Богоявление. «А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек» - фото 3

По словам одной из стихир праздника Крещения Господня, в этот день «освящается всех вод естество». Чудом Божиим не только вода в храме, но и наполнение всех водоёмов приобретает в день Богоявления первозданное свойство нетления. Даже вода из-под крана в этот день становится «крещенской». В Церкви её именуют «великой агиасмой», то есть «святыней». К ней относятся с особым благоговением и употребляют только натощак, подобно антидору.


Православные христиане используют крещенскую воду для окропления храмов и жилищ. Понемногу каждый день, чтобы её хватило до следующего празднования Крещения Господня. В поход за святой водой в этот день отправляется в десятки раз больше людей, чем обычно присутствуют на рядовых богослужениях. И Бог оправдывает веру людей многочисленными исцелениями, проистекающими от агиасмы.

Кроме освящения воды в храме в день Крещения Господня принято также освящать и воду в близлежащих водоёмах, для чего на них устраивается особая прорубь – «иордань». Многие купаются в иордани, чтобы закалить своё здоровье, но при этом нужно помнить две вещи: что главная часть праздника всё-таки проходит в храме и что погружение в прорубь бывает полезно не всем. Это всего лишь необязательный благочестивый обычай.


«Мы освятим воду благодатью Святаго Духа; а вы не рассвящайте ее духом неразумия и нестроения. Сила святой воды зависит не от количества её, а от веры, с коей употребляется», - писал святитель Иннокентий Херсонский. В день Крещения Господня постарайтесь своим появлением в храме почтить явление Божества! Наберите святой воды, чтобы освятить свой дом и семью! Закажите записки к праздничной литургии, и пусть Господь войдёт в Вашу душу так же, как Он вошёл некогда в воды Иордана!

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить