Кто кого: газ или бензин?

Бензин давит на газ: уже 22% владельцев внедорожников из–за роста цен на топливо задумываются о переходе на голубое топливо

«Газомоторная реформа» – переход с бензина на газ – актуальная на сегодняшний день тема обсуждений в СМИ. В последнюю неделю мая розничная цена на бензин АИ–92 выросла на 2,5 пункта (6%) по сравнению с началом месяца и составила 41,95 руб. В связи со скачком цен было проведено внеплановое совещание правительства и нефтяников, направленное на стабилизацию цен на топливо. Основными факторами роста стоимости бензина эксперты отмечают повышение акцизов и рост цены на нефть на международном рынке. Это отразилось на настроении автомобилистов, многие из которых задумались о поиске альтернативы традиционному топливу.

Эксперты ГК «АвтоСпецЦентр» опросили 200 владельцев внедорожников, объемом двигателя от 3 литров и расходом бензина более 13 литров на 100 км, готовы ли они при условии дальнейшего роста цен на бензин перейти на альтернативное топливо – газ. 22% опрошенных серьезно задумываются об этом, а 5% планируют уже к осени оснастить авто специальным оборудованием.

Тенденция перехода на газомоторное топливо в России наблюдается давно как для личного транспорта, так и для общественного: еще в мае 2013 года правительство РФ выпустило распоряжение N 767–р "О регулировании отношений в сфере использования газового моторного топлива, в том числе природного газа в качестве моторного топлива", согласно которому на газовое топливо будет переведено не менее половины российского общественного транспорта. Плановый объем финансирования программы до 2020 года составит 110 млрд. рублей средств федерального бюджета. Однако до майского роста цен на бензин вопрос перехода на газомоторное топливо не был для российских автолюбителей настолько актуальным. Опрос, проведенный специалистами ГК «АвтоСпецЦентр» показывает, что отношение к альтернативному голубому топливу среди автовладельцев координально меняется.

Преимущества перехода на газ очевидны: высокая степень экологичности по сравнению с бензином, длительный срок эксплуатации автомобиля, меньший расход топлива, экономия денег и высокий уровень безопасности. Природный газ по сравнению с нефтью не производит побочных продуктов горения: это самый экологичный в мире вид топлива, который соответствует нормам Euro–5 и Euro–6. Экономия топлива при использовании газового двигателя определяется пределом воспламенения топливовоздушной смеси и октановым числом топлива. Пропанобутановая смесь имеет значение октанового числа от 100 до 110 единиц, поэтому ни на одном режиме работы двигателя не возникает детонация. Высокое октановое число газа увеличивает мощность двигателя за счет высокой степени сжатия газовых двигателей. У газообразного топлива более широкий предел воспламеняемости по сравнению с бензином. Сравнительный анализ теплофизических свойств топлива и горючей смеси показывает, что газ превосходит бензин по теплотворной способности.

Газ увеличивает пробег автомобиля с одной заправки в 2 раза, что актуально при преодолении больших расстояний. Пропан–бутановая смесь не разжижжает моторное масло, по сравнению с бензином обладает более низким октановым числом, что снижает риск детонации до нуля и минимизирует нагрузку на мотор, снижает износ двигателя и продлевает срок службы за счет того, что, так как на деталях двигателя не образуются копоть и нагар. Срок службы свечей и масла увеличивается в среднем на 35%. Плюс применения газа как альтернативного топлива – это простота установки газового оборудования: его можно установить почти на любой двигатель и после установки можно самому решать, какой тип топлива выбрать. Таким образом, применение газомоторного топлива на внутреннем рынке даст ощутимый экономический эффект как для автовладельцев, так и для государства.

Для вычисления среднего расхода газа используется величина энергии единицы объема горючего: у пропана она составляет в среднем 6 100 ккал/л, у пропан–бутановой смеси – 11 872 ккал/л, у бензина 7 718 ккал/л. Один литр бензина равен 1,27 л пропана и 1,19 л пропан–бутановой смеси. Газ расходуется в среднем на 10% быстрее, чем бензин, но использовать смеси из пропана и бутана выгоднее. Кубометр газа метан стоит 16,5 рублей. А в Москве средняя стоимость 1 литра бензина АИ–92 на 13.05 2018 г. – 39,9 руб. Расход топлива экономичного внедорожника на 100 км составляет: для бензина – 11,2 л, для газового топлива – 12,5. Получается для владельцев внедорожников, с объемом двигателя от 3 литров и расходом бензина около 13 литров, затраты на 100 км составляют 446,8 руб., а на газ – 206 руб. Заправка газом обходится в 2,2 раза дешевле, чем бензином. Стоимость установки на автомобиль газового оборудования в Москве составляет 30–45 тыс. руб. Метановая система дороже – от 50 тыс. руб. Главное преимущество двигателя на метане кроется в способе добычи метана: это единственное вещество, которое напрямую поставляется на автозаправки без переработки, что исключает возможность подделки метановой смеси. При среднем расходе в 15–17 литров, затраты на переоборудование автомобиля окупятся за 1,5–2 года.

В ходе телефонного опроса 200 респондентов – владельцев внедорожников старше 3 лет, объемом двигателя от 3 литров и расходом бензина более 13 литров на 100 км, проведенного экспертами ГК «АвтоСпецЦентр» в начале мая 2018 г., 22% автолюбителей отметили, что уже задумываются о переводе автомобиля на газомоторное топливо, 5% планируют к осени оснастить авто специальным оборудованием. Весной 2017 года по итогам аналогичного опроса всего 13% владельцев внедорожников задумывались о переходе на газ и 2% планировали в ближайшее время переоборудовать собственное авто. В ходе опроса специалистами ГК «АвтоСпецЦентр», было выявлено 4 основных стереотипа, которые заставляют автолюбителей продолжать пользоваться бензином.

У автомобилей с газомоторным оборудованием двигатель подвержен быстрому износу

28% опрошенных указали на этот фактор как основной, препятствующий переводу собственного авто на газ. Бытует мнение, что из–за того что у газа октановое число равно 110 и выше, а у бензина – 92–98, это приводит к тому, что двигатель автомобиля работает в нештатных режимах, газ «сушит» двигатель, происходит прогар клапанов и т.д. При правильных настройках двигателя и системы подачи топлива данный показатель не влияет на силовую установку автомобиля.

Отсутствие заправочной инфраструктуры

Более 50% автолюбителей отметили существующий недостаток инфраструктуры для заправки и ремонта автомобиля на газомоторном топливе. Число АЗС, где водители смогут заправить автомобиль газом вырастет в России на 20% в этом году. В 2018 году российские компании построят или реконструируют 76 автомобильных газовых наполнительных компрессорных станций и доведут это число до 430. Больше всего заправок откроют в Санкт–Петербурге, Астраханской, Ростовской и Челябинской областях, Москве и Ставропольском крае (от пяти до восьми заправок в каждом регионе).

Угроза утечки газа, взрыва или пожара

15% автолюбителей опасаются, что в случае ДТП или неправильной эксплуатации автомобиля на газомоторном топливе возрастает риск утечки газа и пожара. Современные системы подачи топлива в двигатель оснащены датчиками утечки, газовые емкости размещаются в багажнике автомобиля, что исключает риск взрыва баллонов при ДТП.

«Применение газомоторного топлива дает реальную экономию. Если для владельца малолитражки это неочевидно, то обладатели внедорожников – как мы видим из результатов опроса – давно задумались об экономии, – отмечает Евгений Гришкевич, директор Департамента по послепродажному обслуживанию ГК «АвтоСпецЦентр». – С 2012 по 2017 год объем потребления природного газа в качестве моторного топлива в России увеличился на 69%, при этом число газозаправочных станций выросло на 87%, а количество автомобилей, перешедших на газ, – на 61%. Цифры говорят сами за себя: с каждым годом все больше российских автомобилистов предпочитает использовать газомоторное топливо».

По материалам пресс-службы подготовил Дорджи Нимгиров.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить