Эксперты Мосгорнаследия приняли итог реставрации живописи в доме в Малом Власьевском переулке. Ранее отреставрированные росписи пострадали из-за аварии водоснабжения, которая произошла на чердаке дома в 2016 году и чуть было не уничтожила их.
Специалисты Мосгорнаследия приняли результаты реставрации потолочной живописи одного из залов в доме, где проживал один из первых русских летчиков Борис Россинский. Здание является объектом культурного наследия регионального значения и расположено по адресу Малый Власьевский переулок, дом 4, строение 1.
Алексей Емельянов, руководитель Департамента культурного наследия города Москвы: «Дом был полностью отреставрирован в 2015 году – тогда он стал лауреатом конкурса «Московская реставрация». Была проведена колоссальная работа: здание было полуаварийным. Восстанавливали от пола до потолка: деревянные конструкции, сруб, каменные основания, фасады, убрали все поздние перегородки внутри, отреставрировали окна и двери, наружный декор и интерьеры. В 2016 году происходит авария – протечка вентиляционной установки на чердаке, в результате чего на потолке одного из залов прямо на росписях возникает мокрое пятно. Специалисты быстро сориентировались и оценили масштабы потерь. Оперативная работа позволила практически сразу приступить к противоаварийной реставрации, о которой сегодня можно с гордостью рассказать».
От воды пострадала большая сложная восьмигранная розетка в центре, выполненная в технике живописи обезжиренным маслом. Эта изящная работы была выполнена в пастельных светлых тонах, из-за чего создается ощущение, что это темперная живопись; детали выписаны тонко, с передачей объемов, изображений стилизованной растительности, небольших парных фигур грифонов по восточному и западному краям плафона.
Противоаварийные реставрационные работы начались в октябре 2016 года, когда штукатурное покрытие стало достаточно сухим. Сначала живописные изображения обработали антисептическим раствором, обессолили поверхности обнажившегося штукатурного слоя, удалили легкие загрязнения (пыль, копоть), а затем проклеили красочный слой живописи с помощью 4%-ного водного раствора осетрового клея и небольших листков папиросной бумаги. Далее были подклеены отставания красочного слоя, грунта и армирующей первоначальной марли к штукатурке в местах отставаний, а также закреплена отошедшая от дерева штукатурка.
При последующем этапе реставрации реставраторы удалили фоновую водо-эмульсионную покраску вокруг живописи плафона потолка вместе с грунтом и синтетической малярной сеткой под ним. Также аккуратно удалили реставрационную шпаклевку на красочном слое и окрасили фон в светлый тонированный цвет матированными масляными красками в тон. Трещины заполнили и прошпаклевали. Некоторые утраты красочного орнамента также восполнили художественными масляными красками в технике лессировок, близкими по тону.
Подготовил Дорджи Нимгиров.