23 ноября 1706 года, когда молодой город на Неве праздновал победу русских войск над шведами под Калишем, по приказанию Петра I на фасадах домов четырех улиц, берущих начало вблизи Петропавловской крепости, были повешены фонари.
С тех пор они стали всегда зажигаться по большим праздникам. И хотя эти фонари вывешивались лишь от случая к случаю, они положили начало уличному освещению Петербурга.
Первый проект постоянного уличного фонаря был разработан архитектором Ж. Б. Леблоном в 1718 году и одобрен Петром I. Первые четыре фонаря, изготовленные по этому проекту на Ямбургском стекольном заводе, были установлены на набережной Невы, напротив Зимнего дворца. В 1720 году был изготовлен новый образец фонаря для постоянного уличного освещения.
К концу 1723 года на некоторых улицах Петербурга, и главным образом на Большой першпективной дороге, установили 595 фонарей, при этом для обслуживания светильников была создана команда из 64 человек. Конопляное масло в фонарях зажигали «в ночное время токмо в темные часы по присылаемым из академии о темных часах таблицам».
Историк Петербурга И. Г. Георги так описывает это освещение на улицах: «Для сего имеются по оным (улицам) деревянные голубою и белою краской выкрашенные столбы, из коих каждый на железном пруте поддерживает шарообразный фонарь, спускаемый на блоке для чищения и наливания масла...» Масляные фонари просуществовали 130 лет. Горели они довольно тускло и разбрызгивали горячие капли масла, которые попадали на прохожих. «Далее, ради Бога, далее от фонаря! — читаем мы в повести Гоголя «Невский проспект», — и скорее, сколько можно скорее, проходите мимо.
Это счастье еще, если отделаетесь тем, что он зальет щегольской сюртук ваш вонючим маслом».
Фонари Петербурга В 1770 году в Петербурге горело всего 1257 фонарей, в 1788 году — 2745, в 1794 году — 3400, а в 1858 году — 8494. Так уличные фонари постепенно входили в жизнь горожан. Десятилетиями в фонарях жгли масло. С 1821 года появились первые газовые фонари.
Наряду с масляными и газовыми фонарями были также фонари, в которых жгли спирто-скипидарную смесь. С 1863 года появились и керосиновые светильники. Еще долго по вечерам на городских улицах маячила фигура фонарщика с лесенкой за плечами, торопливо перебегавшего от фонаря к фонарю. Не одно издание выдержал учебник по арифметике, где приводилась следующая задача: «Фонарщик зажигает фонари на городской улице, перебегая с одной панели на другую.
Длина улицы — верста триста сажен, ширина — двадцать сажен, расстояние между соседними фонарями — сорок сажен. Скорость фонарщика — двадцать сажен в минуту. Спрашивается, за сколько времени он выполнит свою работу?» (Ответ: 64 фонаря, расположенные на данной улице, фонарщик зажжет за 88 минут.) Но вот наступило лето 1873 года. В ряде столичных газет было сделано чрезвычайное сообщение о том, что «11 июля на Одесской улице, на Песках, будут показаны публике опыты электрического освещения улицы».
Вспоминая об этом событии, один из его очевидцев впоследствии писал: «...не помню, из каких источников, вероятно из газет, узнали, что в такой-то день и час, где-то на Песках будут показаны публике опыты электрического освещения лампами Лодыгина. Я страстно желал увидеть этот новый электрический свет... Вместе с нами шло много народу с той же целью — увидеть электрический свет. Скоро из темноты мы попали в какую-то улицу с ярким освещением. В двух уличных фонарях керосиновые лампы были заменены лампами накаливания, изливавшими яркий белый свет».
Памятник фонарщику. Улица Одесская д.1 На тихой и ничем не примечательной Одесской улице собралась толпа. Кое-кто из пришедших захватил с собой газеты. Вначале эти люди подходили к керосиновой лампе, а потом к электрической и сравнивали расстояния, на которых можно было читать. В 1874 году Петербургская Академия наук присудила А. Н. Лодыгину Ломоносовскую премию за изобретение лампы накаливания. Однако не получив поддержки ни от правительства, ни от городских властей, Лодыгин не смог наладить массовое производство и широко применить их для освещения улиц.
В 1879 году на новом Литейном мосту через Неву зажглись 12 электрических фонарей: «свечи» П. Н. Яблочкова были установлены на светильниках, изготовленных по проекту архитектора Ц. А. Кавоса. 30 декабря 1883 года 32 электрических фонаря осветили Невский проспект от Большой Морской улицы до Фонтанки, а через год электрическое освещение появилось и на соседних улицах. К началу XX века электричеством освещались все главные улицы столицы. В 1914 году на улицах Петербурга горело 13 950 фонарей, в том числе 3020 электрических, 2505 керосиновых и 8425 газовых.
Лишь к середине 1930-х годов керосиновые и газовые фонари были окончательно заменены электрическими. С конца 1950-х годов лампы накаливания стали вытесняться с улиц города газоразрядными источниками света. Сначала использовались ртутно-гелиевые лампы, излучающие яркий, но «холодный» свет. В 1978 году на проспекте Юрия Гагарина загорелись первые дуговые натриевые лампы, дающие «теплый» желтый свет, и ныне именно они освещают большинство магистралей нашего города. Каждый вечер по команде Центрального диспетчерского пункта управления «Ленсвет» почти одновременно в разных концах Петербурга зажигаются около 160 тысяч электрических светильников.
автор статьи: Б.К. Пукинский
Фото Игоря Панарина