В сентябре знаменитому режиссёру-аниматору Юрию Норштейну исполнилось 85 лет, и его юбилей был отмечен на высшем уровне. Респект автору «Ёжика в тумане» высказало всё возможное начальство, что при харизме автора и стоило ожидать. Были забыты эскапады о Магнитском, как, впрочем, и высказывания про Крым –– политику убрали со стола, и это оказалось абсолютно верным шагом. В том же ключе празднование юбилея и продолжается, новые выставки извлекают на свет Божий утраченные когда-то артефакты, и творческий поиск аниматора, 35 лет снимающего свою «Шинель», предстаёт в новом свете. И сейчас с новыми штрихами к портрету аниматора помог Первый телеканал, когда-то транслировавший «Спокойной ночи, малыши!». Одному ролику в результате посвятили целую выставку, «ЭкоГрад» выяснил почему.
"Государственная галерея на Солянке" (ул. Солянка, 1/2, стр. 2) отметила 75-летний юбилей Юрия Норштейна выставкой "Каждый вечер перед сном", которая открылась 21 декабря, сообщает портал mos.ru.
Посетителей выставки ожидают раритеты из личных архивов художника и новые мультимедийные жанры искусства, в центре которых – малоизвестное анимационное вступление к программе "Спокойной ночи, малыши!", сделанное по заказу Первого канала и вышедшее на телеэкраны в 1999 году.
Мультипликатор создавал 2,5-минутное произведение вручную почти два года, но в эфире оно просуществовало совсем недолго и затем легло на полку в студии Норштейна. В 2003 году на фестивале в Токио эта картина вошла в список 150 лучших анимационных фильмов всех времен.
Заставка, созданная Юрием Норштейном на манер старинных русских сказок, таинственная и немного меланхоличная, продержалась на экранах совсем недолго, была снята и до настоящего времени хранилась в архивах режиссера. По словам организаторов выставки, произведение не прижилось на телеэкранах, потому что было слишком необычным и медлительным для массового телевидения, мини-мультфильму недоставало оптимизма. Детская программа предполагала наличие незамысловатого вступления, в то время как ролик Норштейна требовал от зрителя сосредоточенности, душевного труда и полного вовлечения в созданный художником мир.
Камерная, словно рассказанная шепотом, работа в духе старинных рисунков обращается и к взрослым, и к детям на языке вневозрастных метафор и захватывает воображение филигранным, хрупким и трогательным миром, выступающим из-под чутких рук мастера.
"Я вообще-то об этом не задумывался, но я сам не похож на других, понимаете. Мне кажется, что тут, если говорить о этой части творчества и вообще творческой работы, то твое желание подрифмоваться под кого-то – это твоя беда, на самом деле. Я так полагаю, что все-таки каждый человек индивидуален. У него есть свой взгляд на мир, и он этот взгляд отстаивает", - говорит Юрий Норштейн.
Всю работу над мультфильмом Юрий Норштейн делал в соавторстве с художником Валентином Ольшвангом. Вместе придумывали мир маленькой девочки и ее игрушек, вместе рисовали. Выставка – настоящее пособие по созданию мультипликационного фильма. Самое интересное и то, что обычно остается в тайне, представлено здесь: проработка деталей, создание эскизов, в общем, рождение мультфильма.
"В какой-тот момент наши руки, глаза сошлись, - рассказывает Валентин Ольшванг. - Техника, с которой я столкнулся, это техника, в которой Юрий Борисович Норштейн обычно работает. Это многослойная перекладка, целлулоидная многослойная кукла. Она позволяет, в общем, довольно глубокое и сложное изображение".
На вчерашнем открытии выставки Юрий Норштейн лично провел гостей мимо эскизов на пленке, раскадровок, графических набросков персонажей и сцен, созданных им вместе с Валентином Ольшвангом — российским режиссером и соавтором Норштейна. Следуя за цепочкой монтажных и экспозиционных лент, процесс создания передачи «Спокойной ночи, малыши!» можно было проследить шаг за шагом.
«Работа была проделана огромная, — рассказал Норштейн. — Девочку из заставки мы собирали буквально по частям: из работ да Винчи, Серова, Морозова, абсолютно каждая деталь имела для нас значение. У девочки очень много ролей: она и ребенок, она и хозяйка, она мама, бабушка, она подруга и она Мадонна».
Генеральный продюсер Первого канала Константин Эрнст утверждает, что стал продюсером этой «крайней завершенной работы Норштейна»: «Юрий Борисович субъективен, обладает взрывным темпераментом, в общем, покладистым человеком его не назовешь. Но ему — можно. Он просто гений, и это все объясняет. А гению нужно либо помогать, либо не мешать, — рассказал ТАСС руководитель Первого канала. — Что, собственно, в этой нашей совместной работе я и делал. За что благодарен судьбе, «Спокойным ночам» и Юрию Борисовичу Норштейну».
Кураторы Галереи на Солянке попросили художников, вдохновленных творчеством режиссеров-мультипликаторов, показать,
как они чувствуют состояние между явью и сном, на самой границе засыпания, когда в монолог сознания начинает вмешиваться голос бессознательного, а комната меняется, готовая в любой момент стать таинственной пещерой, королевской гостиной или пустынным берегом.
Директор галереи Федор Павлов-Андреевич уверен, что рассказывать ребенку только добрые сказки и ждать, что он вырастет честным и порядочным гражданином, — значит заблуждаться. «В действительности дети ждут, что им расскажут совсем другие истории — те, к которым они на самом деле готовы», — говорит он.
В ближайшие два месяца подвальный этаж Галереи на Солянке станет местом, где детям будет дозволено все: играть со спичками, смотреть на полную луну и гулять в одиночку по темным улицам. Для того чтобы это стало возможным, художница Роза По отправилась в лес с томиком исландских сказок и принесла в галерею голые ветви, застывшие в круге лунного света, между которыми скользят крохотные птички. Что из этого настоящее, а что — игра света и тени на стене, вычислит только внимательный глаз ребенка. А из леса можно попасть прямиком в распахнутый рот огромного клоуна, созданного Иваном Разумовым. Испугаться его могут разве что взрослые, а отважные дети залезут внутрь и увидят, как на видео уже десятки смеющихся клоунов летят по бесконечной спирали и глотают маленьких бесстрашных гостей.
Одновременно с выставкой в течение двух месяцев будет работать параллельная программа для детей и взрослых, которая включает серию фортепьянных концертов, представляющих детскую музыкальную классику от куратора Кати Сканави; ретроспективу шедевров мировой анимации, подготовленную Юрием Норштейном; мастер-классы по анимационной технике перекладки, чтение сказок, творческие встречи с Александром Калягиным, Людмилой Петрушевской, Франческой Ярбусовой и другими друзьями и коллегами художника.
Мир героев Юрия Норштейна, к которому мы уже привыкли и без него не можем