У меня есть сайт, но поисковики его никому не показывают. Что делать?
А что тут можно сделать?
Можно сделать так, чтобы ваш сайт лучше индексировался поисковыми системами — то есть поисковики знали о сайте больше и, соответственно, чаще показывали его в своей выдаче. Поиск — один из основных способов узнать о вашем сайте, то, что о вас знают — и, соответственно, как показывают — Google и «Яндекс», критически важно.
Но я же есть, в чем проблема?
Вас может быть плохо видно. Ведь поисковик индексирует весь интернет и сортирует результаты от наиболее подходящего к наименее подходящему. В 1990-х, когда сайтов в интернете было 50 штук, это было просто. Но сейчас документов миллиарды. В таких масштабах невозможно руководствоваться одним или двумя признаками — получившимися результатами просто невозможно будет пользоваться. Их надо правильно отсортировать.
И как эта сортировка происходит?
По трем основным группам факторов: внутренние, внешние и поведенческие. Внутренние факторы — то, что есть у вас на сайте. Допустим, вы продаете металлопрокат — но если этого словосочетания нет на сайте, поиском вас не найти. Это вам в минус. А плюсов в ранжировании добавляют контактные данные, информация о том, в каком регионе вы работаете, и многое другое, что сообщает о вас важную информацию для тех, кто вас ищет. Внешние факторы — это связь других сайтов с вашим. Например, если на один сайт ссылается уважаемая газета, а на другой — только пользователи соцсетей, поиск отдаст предпочтение первому, так как ценность цитирования выше. Третья группа факторов — поведенческая: если пользователь со страницы поиска уходит на сайт, а через 30 секунд возвращается к поиску, значит, сайт ему не понравился — и этот сайт понижается в рейтинге. И наоборот — тот сайт, с которого пользователь не вернулся, вероятно, полностью ответил на вопрос пользователя, и его рейтинг повышается.
То есть сайт должен подстраиваться под работу поисковых систем?
В целом да, но главное — не испортить при этом сайт. Зная основные принципы работы «Яндекса» и Google, можно сделать так, что ваш сайт будет индексироваться лучше; это называется поисковой оптимизацией — search engine optimization (или SEO). Раньше все старались наполнить тексты ключевыми словами, но в последние годы картина меняется. За такие слишком оптимизированные тексты, которые невозможно читать, специальные фильтры понижают сайты в рейтинге (такие попытки манипулирования результатами поисковой выдачи называют «переспам»). И тем не менее все ранжирование по-прежнему построено на текстах. Поисковики пока не понимают картинки и видео, они работают со словами.
Никто же не будет заходить на сайт без картинок?
Это так. Но картинки, во-первых, должны быть уникальными: бездумное копирование с сайта конкурента не добавит вам позиций в рейтинге. Во-вторых, у картинок должно быть описание — допустим, у вас есть интернет-магазин, там можно настроить карточки товаров таким образом, чтобы ваши картинки не только появились в поиске по изображениям, но и в основной поисковой выдаче сразу отражалась цена товара. Это тоже вам плюс. Многие думают, что это «Яндекс.Маркет» так работает, но нет, можно настроить свою площадку таким образом, чтобы пользователю сразу показывалась цена, — и делается это без платы поисковику за каждый клик. А вот если у вас на сайте есть адрес и схема проезда, которая опубликована просто картинкой — без текста с адресом и телефоном и без привязки к карте города, это серьезный минус. Не только пользователю, но и поисковику важно знать, где вы работаете.
Зачем?
Для рейтинга. Существуют геонезависимые запросы — например, «как приготовить борщ»: результаты будут одинаковыми для тех, кто хочет приготовить борщ в Москве и Петербурге. Но если человек набирает в строке поиска «такси в аэропорт», то геопривязка играет важную роль. Если у вас таксомоторная компания в Петербурге — вам не жаль, что вашего сайта не видно из Москвы. Но если вы, например, строите дома не только в Петербурге, но и по всему Северо-Западу, то, настроив геопривязку к одному городу, вы не получите заказов из соседних регионов.
А это можно все настроить самому?
В принципе — да, но разбираться дольше. Вообще, для этого существуют SEO-специалисты — эти карточки мы сделали с агентством «Иващенко и Низамов». Они настраивают сайт для его корректного восприятия поисковиками, пишут для площадки новый контент, а также учат сайт отвечать на узкие поисковые запросы, такие как: «купить смартфон с доставкой в Москве завтра». При этом делают это так, чтобы не обманывать ни посетителей, ни поисковики.
То есть мне нужно быть в рейтинге первым?
Хотя бы одним из первых. И это непросто: поисковики постоянно меняют свои алгоритмы. «Яндекс» на днях запустил новый механизм поиска. В сущности, это развитие уже построенного «Яндексом» искусственного интеллекта «Матрикснет». Алгоритмы поисковика используют более 800 факторов при построении результатов выдачи. Есть онлайн-чат? Это плюс. Есть адрес офиса и реквизиты юрлица? Еще плюс. Для разных запросов и тематик разные коэффициенты — ведь то, что важно при продвижении алюминиевых окон, не принципиально для компании, которая продает сценарии детских праздников. Система работает давно и постоянно меняется: если у вашего сайта сегодня пятая позиция — не факт, что она останется таковой завтра. Над своей позицией в рейтинге нужно все время работать. Быть в курсе таких новостей, следить за обновлениями и делать прогнозы — тоже часть работы специалистов по SEO.
А SEO точно подходит для моего сайта?
Скорее всего, но лучше проверить. Это можно сделать бесплатно, если оставить заявку на SEO-аудит (кодовое слово MEDUZA). У вас в руках появится документ, где сайт оценивается с точки зрения поисковых систем. На основе такого аудита можно строить дальнейшие планы по продвижению сайта в поисковых системах.
Meduza