В Общественной палате обсудили ситуацию с миграцией
Участники конференции "Гуманизация приема соотечественников, переселяющихся в Россию, и восстановление права вынужденных переселенцев на жилище", организованной Международным общественным движением содействия мигрантам и их объединениям - «Форум переселенческих организаций» при поддержке комиссии по гармонизации межнациональных и межрегиональных отношений Общественной палаты Российской Федерации, отмечают, что в последнее время всё чаще на различных уровнях поднимается вопрос о необходимости упрощения миграционного законодательства в отношении соотечественников, переселяющихся в РФ и проведения иммиграционной амнистии для тех, кто многие годы проживает в РФ без урегулированного правового статуса.
Ситуация практически не меняется и мы вынуждены вновь повторять то, что ранее предлагалось на заседаниях, проводимых при участии членов «Форума...» в СПЧ в апреле, декабре 2016 г.
Многие иностранные граждане и лица без гражданства, длительное время проживающие в России, фактически оказались за пределами правового поля в силу неоправданной жесткости миграционного законодательства, ошибок в его применении, недостаточностью информирования населения об изменениях миграционного законодательства, либо стечения тяжелых жизненных обстоятельств (отсутствия необходимой справки, наличия судимости или опасного заболевания и др.).
Дальнейшее ужесточение миграционного законодательства в связи с обострением террористических угроз выталкивает за пределы правового поля длительное время не способных легализоваться проживающих в стране наших соотечественников и приводит к росту их количества.
В связи с поправкой в ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», внесенной Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 389-ФЗ, о возможности законного пребывания иностранного гражданина на территории России лишь в течение 90 дней из каждых 180 положение усугубилось.
В связи с неразберихой по предоставлению иностранным гражданам квот на разрешение на временное проживание единственной возможностью законного пребывания в РФ многих иностранных граждан и лиц без гражданства свыше 90 дней, по сути, является приобретение ими патента на право трудовой деятельности в России.
Столь нелогичное правовое регулирование представляется бессмысленным, ведь прибывающие в Россию соотечественники вместе с членами семьи наиболее благонадежны в плане отсутствия угрозы безопасности населению страны, фактического отсутствия бюджетных затрат на их адаптацию и интеграцию, наличия общего этнического и культурного единства с россиянами.
Как следует из поступающих к правозащитникам обращений, повсеместно повторяются случаи отъема паспортов и лишения гражданства РФ.
Эта порочная практика подлежит скорейшему прекращению, как грубо нарушающая требование части 3 ст. 6 Конституции Российской Федерации о недопустимости лишения российского гражданства кого бы то ни было при отсутствии его вины, т.к. граждане не могут нести ответственность за ненадлежащее оформление либо несохранность решения о приобретении ими гражданства. Тем более, во внесудебном порядке и при истечении срока исковой давности на обжалование решений и срока давности привлечения к уголовной ответственности должностных лиц, чьи действия, возможно, были преступными.
Участники Конференции отмечают, что по-прежнему практически не действуют внесенные в миграционное законодательство изменения по носителям русского языка. Вопреки поручениям Президента Российской Федерации установить облегченный порядок приема в гражданство культурно и духовно близким нам соотечественникам, в отличие от остальных порядков упрощенного приобретения российского гражданства только для носителей русского языка установлено не зависящее от них требование о предоставлении доказательств прекращения прежнего гражданства.
Украина не прекращает свое гражданство по известным политическим основаниям, а Узбекистан рассматривает такие обращения в течение 5 и более лет. В результате за последние 2,5 года из тысяч прибывших к нам жителей Украины по процедуре носителей русского языка получили российское гражданство только 24 человека.
Одной из проблем является регистрация по месту жительства иностранных граждан. Для приобретения гражданства Российской Федерации участниками Государственной программы переселения соотечественников, проживающих за рубежом, они должны иметь в России регистрацию по месту жительства (часть 7 статьи 14 Закона № 62-ФЗ).
Между тем, у большинства из участников Госпрограммы отсутствует жилое помещение и они вынуждены временно арендовать съемное жилье, в котором такая регистрация крайне затруднительна даже для россиян. Регистрация по месту жительства граждан Украины, прибывших в экстренном массовом порядке и проживающих в центрах временного размещения, невозможна по закону.
В результате практически все переселенцы, не имеющие возможности зарегистрироваться по месту своего фактического проживания , регистрируются в «резиновых домах» или покупают поддельные свидетельства о регистрации, что повсеместно рекламируется. Это неоднократно подтверждалось ФМС России и Генпрокуратурой России и рекомендовалось отменить данное абсурдное и нереальное требование.
Затянувшаяся реорганизация ФМС, а именно существенное сокращение кадров и потеря опытных специалистов, усугубила и без того сложную ситуацию в регионах.
Основные нарекания мигрантов вызывают: многочисленные хаотичные очереди, нарушения сроков вынесения решений, сложности с получением консультаций, необходимость неоднократных посещений миграционных органов для получения государственных услуг, коммерциализация в сфере миграции. В результате многие мигранты, не сумевшие во время подать документы на правовой статус (РВП, ВНЖ, временнее убежище) находятся под постоянным риском попасть в «нелегалы поневоле».
В связи с установкой МВД не допускать российских граждан в миграционные органы, а также неотлаженностью работы с обращениями граждан, у мигрантов сократилась возможность привлечь к решению своих проблем правозащитников.
Одна из больных проблем в сфере миграции - застарелые невыполненные долги государства перед гражданами России, давно имеющими статус вынужденных переселенцев. Особую тревогу вызывает судьба пострадавших в чеченском конфликте. Выслушав представителей общественных организаций из регионов, в которых проживает наибольшее количество лиц, безвозвратно покинувших Чеченскую республику (Ставропольский край, Ростовская, Воронежская, Калужская и Московская области).
Участники Конференции считают недопустимым позором для России тот очевидный факт, что по прошествии уже 22-х лет после чеченской войны десятки тысяч пострадавших не имеют своего жилья и достойной социальной обеспеченности. Невозможно смириться с тем, что после Постановления Правительства № 510 от 1997 г. (о выплатах пострадавшим 120 тыс. рублей за потерянное жильё и имущество) больше не было ни одного правительственного акта о возврате долга пострадавшим.
Участники конференции "Гуманизация приема соотечественников, переселяющихся в Россию, и восстановление права вынужденных переселенцев на жилище" предлагают следующее:
Правительству Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации рассмотреть возможность внесения следующих изменений в законодательство:
Предложение № 1:
Провести разовую процедуру по правовой интеграции и натурализации соотечественников (иммиграционную амнистию) по имеющемуся международному опыту. Целесообразно предоставить вид на жительство иностранным гражданам, проживающим на территории Российской Федерации в течение пяти и более лет, если они не совершили за время проживания в России преступлений или грубых административных правонарушений или имеют семейные отношения с проживающими в России гражданами Российской Федерации. Лицам без гражданства, не имеющим права постоянного проживания в другом государстве, предоставить вид на жительство безо всяких условий.
Им предлагается предоставить в упрощенном порядке без штрафов вид на жительство либо право на приобретение российского гражданства (эта акция не относится к трудовым мигрантам).
Лицам без гражданства, не имеющим права постоянного проживания в другом государстве, следует предоставить вид на жительство безо всяких условий.
Это может быть временный вид на жительство сроком на один год, в течение которого полномочные органы власти проверяют человека на совершение правонарушений, и затем он получает постоянный вид на жительство.
Сразу после завершения правовой интеграции целесообразно внести в миграционное законодательство поправки, направленные на устранение причин, превращающих мигрантов в нелегалы.
Предложение № 2:
Предусмотреть возможность для иностранных граждан и лиц без гражданства, не нарушивших законодательство в период своего пребывания на территории Российской Федерации, продления срока пребывания и (при их желании) изменения цели въезда в Российскую Федерацию без выезда за ее пределы (на основании ч. 2 ст. 5 Закона № 115-ФЗ);
Предложение № 3:
Законодательно закрепить, что административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы России является крайней мерой принуждения и применяется лишь к лицам, допустившим грубое нарушение либо многочисленные нарушения законодательства, а также ранее привлекавшимся за совершение правонарушений к повышенной административной ответственности (например, в виде административного ареста). Недопустимо выдворение граждан, ранее к административной ответственности не привлекавшихся.
К лицам, совершившим незначительное нарушение режима пребывания, ограничиваться предупреждением или применять штраф, а не выдворение;
Предложение № 4:
В связи с невозможностью выдворения за пределы Российской Федерации лиц без гражданства, не имеющих права на проживание в иностранном государстве участники Конференции предлагают МВД России нормативно урегулировать вопрос освобождения из специальных учреждений для временного содержания иностранных граждан лиц, чья принадлежность к гражданству иностранного государства не подтвердилась, в результате чего они признаны лицами без гражданства и не имеют права на проживание в иностранном государстве
Предложение № 5:
Участники Конференции предлагают МВД России пересмотреть списки иностранных граждан и лиц без гражданства, которым закрыт въезд в Российскую Федерацию, и совершившим незначительные административные правонарушения (например, не влекущие ответственность в виде административного ареста) заменить запрет въезда штрафом в 10 тыс. руб.
Предложение № 6:
Участники конференции предлагают установить временной период, например, в 3 года со дня выдачи паспорта, по истечении которого выданный паспорт гражданина Российской Федерации не подлежит изъятию у гражданина, не допустившего нарушений закона при приобретении гражданства Российской Федерации.
Предложение № 7:
В связи с продолжающейся практикой принятия в отношении лиц без гражданства решений об их нежелательности нахождения на территории Российской Федерации и последующего административного выдворения за пределы Российской Федерации, участники Конференции предлагают МВД России обеспечить исполнение территориальными подразделениями МВД России алгоритма работы с указанной категорий граждан (указание ГУВМ МВД России от 21.07.2016 г. № 20/8736), согласно которому в случае отсутствия сведений о наличии у лица гражданства Российской Федерации и гражданства иностранного государства и его определении как лица без гражданства необходимо инициировать перед органами прокуратуры процедуру отмены в судебном порядке решений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, а также решений об их административном выдворении за пределы Российской Федерации.
Предложение № 8:
В части документирования лиц без гражданства (включая лиц, чья личность установлена в соответствии со ст. 10.1 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", далее - Закон № 115-ФЗ) документом, удостоверяющим личность и отсутствие гражданства, участники Конференции предлагают МВД России:
- разработать проект нормативного правового акта о таком документе и утвердить его образец либо проработать возможность придания заключению об установлении личности (статья 10.1 Закона № 115-ФЗ) статуса временного документа, удостоверяющего личность лиц без гражданства, до получения им разрешения на временное проживание в Российской Федерации;
- в целях исключения оснований невозможности последующей легализации судимых лиц без гражданства внести изменения в Закон № 115-ФЗ о неприменении к лицам без гражданства требования об отсутствии неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленного преступления на территории Российской Федерации при выдаче разрешения на временное проживание.
Всем остальным же лицам без гражданства целесообразно предусмотреть механизм выдачи вида на жительство, минуя стадию получения разрешения на временное проживание.
Предложение № 9:
В части упрощения процедуры приобретения гражданства Российской Федерации носителями русского языка участники Конференции предлагают:
а) заменить требование к носителям русского языка документально подтвердить прекращение прежнего гражданства на достаточность письменного отказа от него с отметкой консульского учреждения или почты о принятии;
б) установить единые требования выполнения условия об отказе от имеющегося иного гражданства, применимые ко всем порядкам приобретения гражданства Российской Федерации (включая носителей русского языка).
В частности, возможно, законодательно установить обязательство заявителей предоставить до истечения одного года после приема в гражданство Российской Федерации документ полномочного органа иностранного государства, подтверждающий обращение с заявлением о выходе из имеющегося иного гражданства.
От данного требования следует освободить иностранных граждан, прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке; получивших в России временное убежище или статус беженца.
За неисполнение данного обязательства установить административную ответственность уже гражданина Российской Федерации.
Предложение № 10:
Участники Конференции предлагают отменить требование об обязательности наличия в России регистрации по месту жительства для приобретения гражданства Российской Федерации участниками Госпрограммы переселения соотечественников, проживающих за рубежом, заменив наличием разрешения на временное или постоянное проживание в России, а также миграционного учета в регионе вселения.
Предложение № 11:
Участники Конференции предлагают отменить для соотечественников - переселенцев институт разрешения на временное проживание, как лишнюю и дублирующую ступень на пути к гражданству Российской Федерации.
При прибытии иностранного гражданина в Российскую Федерацию вместо разрешения на временное проживание установить обязательность его фотографирования, дактилоскопирования и проверки на отсутствие опасных заболеваний. Законность его пребывания на территории России будет подтверждать миграционный учет.
Предложение № 12:
Участники Конференции предлагают отменить для приобретения гражданства Российской Федерации соотечественниками, имеющими разрешение на временное проживание или вид на жительство в Российской Федерации, требование о наличии срока проживания в России со дня получения вида на жительство, законного источника средств к существованию и знания русского языка.
Для этого восстановить действие части 4 статьи 14 Закона № 62-ФЗ (утратившей силу в 2009 г.) в следующей редакции:
«Иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР и их прямые потомки, получившие разрешение на временное проживание или вид на жительство в Российской Федерации, принимаются в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами «а», «в» и «д» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона».
Предложение № 13:
В части упрощения оснований приобретения гражданства Российской Федерации выпускниками российских высших и средних специальных учебных заведений
Участники Конференции предлагают предоставить право студентам (учащимся) российских профессиональных учебных заведений:
- выдавать разрешение на временное проживание сроком действия на весь период обучения, что позволит им осуществлять трудовую деятельность во время обучения;
- приобретать вид на жительство, минуя стадию получения разрешения на временное проживание;
- обращаться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации и на участие в Госпрограмме добровольного переселения соотечественников в Россию уже на последнем курсе обучения в учебном заведении.
В целях совершенствования деятельности подразделений миграционной службы Российской Федерации
Участники Конференции предлагают Правительству Российской Федерации и МВД России принять дополнительные меры:
- к обеспечению численности миграционных подразделений МВД России, необходимой для качественного оказания услуг по оформлению удостоверяющих личность и государственных миграционных документов, а также надлежащий уровень оплаты труда их персонала; оснащению указанных подразделений необходимыми видами оборудования во всех регионах Российской Федерации;
- к повышению правовой грамотности сотрудников миграционной службы (не путать процедуры, необоснованно не браковать документы и др.);
- к проведению подразделениями органов миграционной службы субъектов Российской Федерации регулярного контроля приема и обработки обращений граждан, обобщению нарушений и изданию оперативных официальных разъяснений / памяток по наиболее проблемным вопросам;
- повышению эффективности существующих механизмов обучения претендентов на работу в подразделениях миграционной службы и выработке предложений по привлечению профессионалов;
- по недопущению посредников (в т.ч. направлению заявителей в юридические конторы) и выполнению, по возможности, всей связанной с документами работы самостоятельно.