Рубрика: "Мы заметили, нам не ответили". Заметки от эксперта по проблемам развития экологически ориентированного бизнеса по обращению с отходами в Челябинской области
Некоторые причудливые изгибы и даже мудреные вензеля политики управления отходами в Челябинской области мы отмечали как в прошлом, так и в этом году. И свое мнение ранее доводили до сведения министра экологии и губернатора Челябинской области. По итогам нашего вояжа по этой области на прошлой неделе неясные очертания сложных взаимоотношений игроков на этом рынке стали четче и понятнее, что позволяет делать определенные выводы о ходе развития отрасли в регионе и мусорной реформы в целом.
Любой местной власти, как правило, не нравится, когда в дело, которое она считает сугубо своим, вмешиваются со своим, даже профессиональным, мнением сторонние и неуправляемые организации и лица. Наверное, этим можно объяснить отсутствие ответов на вынесенные предпринимательским сообществом в ходе дискуссии на трех проведенных нами совещаниях и «круглых столах» в Челябинске и Миассе рекомендации по совершенствованию законодательства и практики правоприменения в управлении отходами области. С этими нарушениями федерального закона об обращениях можно было бы согласиться, но с одним НО: эффективность управления отходами и особенно его экологическая составляющая имеют прямое влияние на все население, на все предприятия-отходообразователи, на органы местного самоуправления, природоохранные органы и экологических предпринимателей.
Это абсолютно ПУБЛИЧНАЯ и открытая сфера деятельности государства. Тем более что без участия всего населения, без привлечения «зеленых» инвестиций страна никогда не осилит мусорную реформу и будет продолжать заваливать свою территорию отходами, влияющими на природу и здоровье населения.
Поэтому нас весьма обнадежила и порадовала ситуация, складывающаяся в городском округе город Копейск Челябинской области, где местному оператору по обращению с отходами ООО «Коммунтранссервис» удалось создать систему конструктивного взаимодействия с администрацией и жителями города, включая максимально возможное соблюдение технологических, санитарных и природоохранных норм и правил при обработке, утилизации, использовании и размещении отходов города.
Полигон для захоронения отходов, расположенный с соблюдением режима санитарно-защитной зоны и розы ветров по отношению к окраине села Старокамышинка содержится почти в образцовом порядке. Показательно, что ООО «КТС» первым среди операторов ближайших субъектов федерации приобрело 40-тонный уплотнитель свалочного тела «Бурлак», закупили установку для обезвреживания промотходов, ввели в эксплуатацию технологическую линию по производству RDF-топлива из отходов и до недавнего времени продавали его цементному заводу в Коркино. Доходы из отходов, но прибыли в этой операции не было. Увы, экономическая политика регоператора ТКО сделала этот прогрессивный проект убыточным.
Но мусоросортировочный комплекс (кстати, при отсутствии характерных запахов) на две автоматизированные линии, включая фракционное разделение мусорного потока на барабане-грохоте, мощностью в 40 000 тонн в год успешно работает, и даже есть резерв мощности за счет увеличения сменности работы МСК, но не хватает объемов мусора. К примеру, ПЭТФ-тары МСК может принимать в неограниченных объемах, так как это сырье для производства искусственного волокна и утеплителей, производимых из этих вторичных ресурсов головной организацией «ВТОРКОМ» в Челябинске
Слушания по проекту рекультивации отработанного полигона «Южный»(проект финансируется ООО «КТС») с применением наилучших доступных технологий, а также по проекту строительства на прилегающем участке современного экотехнопарка по переработке отходов прошли в Доме культуры города Копейска 1 июля с. г. с участием 163 представителей всех заинтересованных сторон, в первую очередь местных жителей. И надо сказать, прошли активно, заинтересованно, и все участники смогли высказать свое мнение по этим проектам. Как обычно, не обошлось и без необоснованных и чаще некорректных отдельных претензий к администрации города и заказчику. Однако, лишь два три таких выступления мне показались провокациями со стороны конкурирующих коммерческих структур. Но даже на эти вопросы будут даны ответы в протоколе слушаний, как заверила всех городская администрация. И вообще сама организация общественных слушаний была на очень хорошем демократичном уровне, как и взвешенная активность их участников.
Из результатов этих слушаний, в которых почему-то не приняли участие руководители регионального оператора области – ООО «Центр коммунального сервиса», из многих консультаций с руководителями предприятий этой сферы, из итогов нашего визита на основной полигон области вблизи с Полетаево , из анализа открытых данных и публикаций в СМИ и соцсетях прямо таки напрашивается вывод о том, что областной рынок отходов все более жестко централизуется частными компаниями, учредители которых не имеют прописки в городах и весях Челябинской области , под свои коммерческие цели, коими, конечно же, является максимальное извлечение прибыли при минимальных затратах на природоохранные мероприятия и на иные местные нужды.
Проще говоря: навалим огромные терриконы отходов, получим прибыль и оставим эти горы отходов для рекультивации местному или федеральному бюджету. Под эту стратегию и тактика заезжих коммерсантов: вытеснение всеми законными и незаконными методами из регионального рынка одиночных местных фирм-переработчиков отходов и рейдерские захваты успешных предприятий, закрытость информации о своей деятельности и поиск лояльных чиновников для «крышевания» такого бизнеса.
А посему региональным не ангажированным чиновникам, стремящимся работать на государство природу и общество, все же следует помогать в реализации современных перспективных проектов местным предпринимателям, уже зарекомендовавшим себя в качестве добросовестных и ответственных субъектов бизнеса, создающим новые рабочие места на эффективных своих производствах, помогающим местной власти решать проблемы и оставляющим свои налоги в местных бюджетах.
Ну а региональному бизнесу, работающему еще пока на этом рынке, можно порекомендовать все же объединиться, скоординировать свои планы и активно участвовать в формировании и реализации региональной и федеральной политики в сфере развития эффективной инфраструктуры обращения с отходами. Пока же такие предпринимательские структуры как ООО "КТС" вынуждены активно отбиваться от заезжих "мусорных королей" и обслуживающих их отдельных чиновников , не получая должной поддержки во исполнение ст. 17 ФЗ "Об охране окружающей среды" и ст. 24 ФЗ "Об отходах производства и потребления" от государства, обязанного к
тому же формировать и развивать открытый и конкурентный рынок отходов.
Александр Веселов. Челябинская область 1 июля 2022 г.