"Фото из окна". АиФ. Особняк на Мясницкой. 20.09.2013.
Купец, коллекционер и меценат
Исконным владельцем особняка, в котором теперь располагается пресс-центр «АиФ», был представитель одного из самых богатых родов Российской империи Иван Иванович Барышников (1749-1834 гг.). Он был неординарным человеком. Рачительный и предприимчивый хозяин, Барышников владел конными заводами и хлебопекарной индустрией. Солидный доход купцу приносили садоводство, аренда мельниц, бондарное дело. Барышников также владел бумажной, суконной и стекольной фабриками, кожевенным заводом. В 1784 году Иван Иванович вышел в отставку в чине майора, продал дом в Петербурге и поселился в Дорогобужском имении в Смоленской губернии.
Иван Барышников был большим ценителем искусства, особенно архитектуры. Для проектирования своих усадеб он приглашал известнейших архитекторов того времени, например, Матвея Казакова. Его считали одним из крупнейших коллекционеров картин того времени. В картинной галерее купца были произведения Брюллова, Левицкого и даже Рафаэля. В имении Алексино работала школа крепостных художников, был создан оркестр из крепостных музыкантов.
Будучи просвещенным человеком, Барышников выделял огромные суммы на развитие образования. В Смоленске по его инициативе открыли Главное народное училище и гимназию. Знаменитый купец был избран почетным смотрителем Дорогобужского уездного училища, которому он жертвовал значительные суммы и подарил двухэтажный дом. Много средств тратил Иван Иванович на строительство храмов в своих имениях.
Андрей Барышников в своих «Описаниях» так характеризует отца: «Человек большого здравого смысла, от природы одаренный удивительным инстинктом художественного изящного, но более застенчивый, нежели предприимчивый, прекратил после отца своего откупные дела его ... ».
Пожар 1812 года
Во время знаменитого пожара 1812 года усадьба Барышникова на Мясницкой улице чудом уцелела от огня. Но, к сожалению, практически полностью была разграблена французами. Семье Барышникова пришлось длительное время восстанавливать родовое гнездо. Между тем, почти все творения архитектора Матвея Казакова были уничтожены. Узнав об этом, мастер испытал тяжелейшее потрясение и скончался в считанные дни.
Иван Иванович Барышников прожил 85 лет и был похоронен в Смоленской губернии. Его потомки продолжили обустройство родовых имений. Один из сыновей, Андрей Барышников, кадровый военный, после отставки значительно пополнил художественную коллекцию отца. Он много путешествовал и имел возможность покупать понравившиеся произведения искусства. После революции многие из них попали в картинные галереи страны.
История особняка после революции Малый зал. Фото: «АиФ»
Особняк принадлежал роду Барышниковых 50 лет. Затем дом перешел в руки дворянской семьи Степана Бегичева, а потом Петра Бекетова. После революции усадьбу передали казне, и по решению советской власти в доме устроили больницу для чернорабочих. С 1922-го года здание занял НИИ санитарного просвещения Минздрава СССР. В дворцовых покоях имения Барышникова в Смоленской губернии разместилась администрация конного завода, лепнина была закрашена под шаблон «белый верх, синий низ», росписи и барельефы затерты, конюшни в стиле классицизм разрушены. В советские годы усадьбы Барышникова пострадали едва ли не больше, чем от разорения французской армией. Так, до наших дней не дошло ни одного портрета Ивана Барышникова. Все изображения были утрачены, так же как и большинство реликвий его коллекции.
В начале 90-х годов особняк Ивана Барышникова на Мясницкой улице передали в долгосрочную аренду редакции газеты «Аргументы и факты» на 49 лет. Можно сказать, что только с этого времени у дома появился новый хозяин, который с должным почтением относится к памятнику архитектуры, а не использует его просто как казенный дом. Во многом благодаря «Аргументам и Фактам» дом Барышникова, чудом переживший пожар 1812 года и десятилетия советской власти, сохранен практически в первозданном виде и до сих пор радует взор москвичей и гостей пресс-центра.
Усадьба-дворец и ее интерьеры
Матвей Казаков построил усадьбу Барышникова на Мясницкой улице в форме буквы «П». Такая необычная, но блестящая внутренняя планировка дома позволила полностью включить в новое здание старые палаты XVII века.
«... таких частных домов, каков был наш дом, и которых теперь величают дворцами, было в Москве до 20-х годов несколько десятков, но теперь все они уже в казне, за исключением разве трех или четырех. По их размерам, по их великолепию в отделке заслуживали они, действительно, вполне названия дворцов, кто бы ни жил в них. Таким был и наш дом, стоявший покоем средний корпус на двор, боковые корпуса — на улицу и, верно, имевший шагов 120 внутри дома в длине от одного конца до другого», — вспоминал сын Ивана Барышникова.
Фасад и стиль Парадная лестница. Фото: «АиФ»
За прошедшие годы внешний вид дома почти не изменился. Утрачены лишь изящные балконы на консолях, которые имелись у окон флигелей, выходящих на Мясницкую. И, наверное, самое потрясающее — сохранилась уникальная по своей красоте металлическая ограда — со строгой изящной решеткой между круглых белокаменных колонок с чугунными шарами. Подобные ограды в Москве почти все уничтожены.
Внутренний двор усадьбы небольшой, и чтобы преодолеть этот недостаток, Казаков выдвигает вперед портик, широко использовавшийся в архитектуре классицизма, а колонны ставит на высокий цоколь и далеко отодвигает от стены. Это придает портику необычную пространственность, а сам фасад становится величественным и торжественным.
Снаружи стены штукатурились и окрашивались в характерный для эпохи классицизма желтый цвет. Отдельные детали — цоколь, горизонтальные пояса, венчающие карниз, колонны выполнялись из белого известняка.
Из воспоминаний сына Барышникова: «Глубина среднего корпуса была в два ряда комнат, из которых передние были две больших гостиных (ныне — Розовый и Зеленый залы); правый флигель состоял только из трех комнат, большого зала с колоннами и хорами (теперь — Круглый зал), столовой (Овальный зал) и официянской (Диванная), то есть относящейся к слугам... ».
Вестибюль и парадная лестница
Строго-элегантному портику противопоставлен обычный жилой вход в левом флигеле. Входная дверь вела в парадный вестибюль, разделенный колоннами на две части. Расположенные полукругом, они плавно подводят к великолепной парадной лестнице. Если взглянуть наверх, можно увидеть огромные боковые окна и парные колонны. В основании лестницы — трехметровое зеркало, которое визуально удваивает пространство. Вечерами лестницу освещал живой огонь свечей настенных хрустальных подсвечников. По ступеням лестницы, покрытой ковром, гости поднимались в помещение, называемое аванзалом.
Официянская, ныне Диванная
«Официянская нужна... и для того, чтобы приехавший гость или гостья, не входя еще в гостиную, могли поправить свой туалет, на какой предмет было в официянской большое зеркало. Между тем самые почетные гости были уже встречены хозяином в официянской, как это и у нас делалось... Из официянской вход был в гостиную, которых у нас было две большие... », — вспоминал сын Барышникова.
Зелёный зал
Первая просторная и нарядная гостиная — зеленая. Парадные порталы обрамлены мраморными колоннами и увенчаны барельефами с античными мотивами. Они создавали дополнительную игру светотени и смотрелись эффектно как при дневном освещении, так и при пламени свечей.
В зеленой гостиной две почти зеркальные композиции. На одной, в центре — группа нимф, которые венчают гирляндой роз бога любви Эрота, преподносят дары и воскуряют ему фимиам. С двух сторон — в круглых медальонах изображены музы.
Розовый зал
Розовая гостиная с золотистым мрамором на стенах, так же, как и зеленая, выходит окнами в парадный двор. Она меньше, но благодаря мраморным колоннам и богатой лепнине, обрамляющей дверные порталы, кажется более нарядной. На одном из барельефов над входом изображен укушенный пчелами Эрот, который ищет защиты у своей матери — богини любви. Интересная деталь — плетеный из лозы улей с летком для пчел в верхней его части. Другой барельеф изображает Зевса в образе орла, вкушающего божественный напиток амврозию из чаши. Композиция олицетворяет покровительство богами всех живущих в этом доме.
Спальня
Из розовой гостиной сразу попадаешь в парадную спальню. Кстати, в те времена спальня являлась одним из самых парадных помещений в доме. Она была приемной, кабинетом хозяйки, где она встречала наиболее почетных гостей. Парадная спальня должна была быть не просто роскошной, но и изысканной, утонченной. И зодчий Казаков представил блестящий образец подобного помещения. Даже само расположение оказалось необычно — спальня находится прямо в центре здания.
Небольшая спальня становится объемной благодаря тому, что центр выделен колоннадой. С западной стороны образован альков, предназначенный для бесед. Мы видим живопись на сводах, гирлянды полевых цветов, барельефы и медальоны с изображением играющих ангелов. Декор парадной спальни выполнен в охристых тонах.
Овальный зал
Столовая выдержана в изысканно-элегантных серых тонах. В потолочном своде — углубления в виде ромбов, которые на самом деле являются росписью. Они придают потолку большую объемность и высоту.
За дверями с восточной стороны узкий коридор, который ведет в служебное помещение. В доме Барышникова была тщательно продумана система тайных ходов, чтобы служебный персонал не мешался под ногами знатных гостей.
Круглый зал
Самое роскошное помещение дома — зал для пышных балов и различных торжеств, известный на всю Москву. Гостями этого дома были самые яркие фигуры эпохи: Александр Грибоедов, Лев Толстой, представители общества декабристов.
Зал всегда назывался и до сих пор сохранил это название — «круглый», хотя на самом деле стены зала очерчивают квадрат. Дело в том, что круглая колоннада, выстроенная по принципу римских пантеонов, полностью меняет восприятие пространства.
В зале есть изысканно оформленный балкон для музыкантов, на барельефе которого изображен Аполлон в окружении муз. С двух сторон от балкона симметрично расположены входы в столовую и буфетную.
Потолок круглого зала украшен живописной росписью. Разбросанные по всему золотисто-охристому полю цветы-розетки постепенно уменьшаются, превращают плоский потолок в купол.
Сегодня пресс-особняк «АиФ» является архитектурным памятником и находится под охраной государства. Здесь проходят пресс-конференции, брифинги и презентации федеральных и столичных ведомств и компаний.
«Эти интерьеры просто великолепны! Вот где настоящая царская Россия!», — восклицала Катрин Денев во время пресс-конференции в усадьбе Барышникова.