В фото-образе советской женщины можно выделить два исторических периода - героический и лирический. Первый продолжался до середины 1950-х гг. Мейнстримом в советском фотоискусстве был монументально-героический образ советской женщины – активной строительницы коммунизма: спортсменки, комсомолки, ударницы или даже воина.Наиболее ярко дух этого направления передаёт знаменитое фото Ивана Шагина «Парад физкультурников на Красной площади» 1936 г.
Иван Шагин «Метание копья», 1936 г.
В фото-образе советской женщины можно выделить два исторических периода - героический и лирический. Первый продолжался до середины 1950-х гг. Мейнстримом в советском фотоискусстве был монументально-героический образ советской женщины – активной строительницы коммунизма: спортсменки, комсомолки, ударницы или даже воина.
Иван Шагин «Метание копья», 1936 г.
В фото-образе советской женщины можно выделить два исторических периода - героический и лирический. Первый продолжался до середины 1950-х гг.
Счастливая колхозница в работе Ивана Шагина «Новый урожай» того же 1933 года
Иван Шагин «Рабочий перерыв», 1933 г.
«Иконой» советского фотоискусства стал образ Лили Брик на снимке Родченко для рекламного плаката «Покупайте книги Ленгиза»
Помимо мейнстрима, в 1920-е гг. в СССР был и другой взгляд на женщину, например работы пикторалистов.
Один из серии снимков «ню» Александра Гринберга, 1920-е.
Однако к началу 30-х это направление было задавлено и ушло в подполье, несмотря на то, что в живописи подобное изображение женщин оставалось частью мейнстрима весь сталинский период.
Александр Гринберг: Галантерея забавных снов
Судьба уготовила мастеру фотографии Александру Гринбергу долгую и полную драматических событий жизнь – без малого целое столетие. Ему довелось стать свидетелем и участником революционных событий, гражданской войны, двух мировых войн, сталинских репрессий и идеологических гонений.
За свои работы фотограф был обвинен органами НКВД в распространении порнографии и сослан в один из лагерей ГУЛАГа. Однако ни один из исторических катаклизмов и трагичных поворотов судьбы не отразился на его творчестве. Снимая портреты, пейзажи, этюды, Гринберг всегда оставался верен своему стилю.
В многонациональном СССР фотоклассики не забывали и про «освобождённых женщин Востока».
Наиболее замечательную работу в этой области представляет снимок Альперта «Джигитка» 1936 г.
Казахская трактористка (автор и год неизвестны)
По мере приближения войны советские женщины на фотографиях всё чаще предстают в военной форме.
«Сталин на совещании жен командиров», Шагин, 1936
«Ворошиловские стрелки в гостях у наркома обороны», Шагин, 1936 г.
Образ советской женщины в суровые годы войны – отдельная большая тема. Грачёв «Для фронта», 1942 г.
В период «оттепели» акценты советского фотоискусства поменялись, женский образ стал гораздо более лирическим, индивидуальным и
многогранным, хотя фотографы всё равно продолжали воспевать женщину-труженицу, идущую в ногу с прогрессом.
У доски, снимок для журнала «Советское фото»
Молдавия, снимок для журнала «Советское фото»
Комсомольская ударная стройка, снимок для журнала «Советское фото»
«Лаборантка», 1962 г.
1960-е
«Грустный мотив», Баскаков, 1976 г.
А так было за "железным занавесом"