Перед началом самого крупного климатического саммита за последние годы – Париж, 30 ноября 2015 года – в российской экологии сложилась неклассическая революционная ситуация.
«Низы» не хотят – экологи безмолвствуют, когда им откровенно, в лицо, говорят, что их услуги в Париже не нужны, заставляя вспомнить финал «Бориса Годунова» Пушкина.
«Верхи» не могут – российская делегация едет в Париж с пустыми чемоданами, то выясняется из недавних заявлений её официальных спикеров.
Но все ждут героя, беккетовского Годо, который внесёт смысл в тотальную бессмыслицу… точнее, президента России Владимира Путина, который въедет в Париж на сияющей колеснице, материализует чаяния мирового народа в одной речи и таким образом решит все проблемы.
После чего, естественно, все могут официально отдыхать и наслаждаться жизнью.
Учитывая, что такой сценарий конференции со стороны России является превалирующим, появляется очередной классический русский вопрос: «Что делать?».
Ждать и готовить верёвку, на которой можно повеситься, если Путин (или уж Годо, наконец) не придут и не спасут, – и при этом не трогаясь с места, как в пьесе? Попробуем разобраться.
Российский багаж на предстоящую конференцию всё более однозначно характеризуется как провальный. Если, по-вашему, это так, то в чём причины или главная из них?
Зреющий провал «наших» в Париже – это расплата за молчание экологов. Так в данном контексте говорится только о российской ситуации. Она не то чтобы уникальна, для поколений, выросших в СССР, она привычна, но именно поэтому провальна, как запрограммирован был крах СССР. Все решения принимал руководитель звена КПСС (сейчас это – менеджер из разряда «эффективных»), причем решения по любым вопросам, специалисты же – узкие и широкие – оставались в вечном ранге «консультантов по вызову» и безгласных исполнителей чиновничьего самодурства, пресса же оставалась «колёсиком и винтиком» партийной машины. Аналогично и сейчас. Экологов приравняли к толпе, которая воспринимает и ретранслирует по необходимости волю начальства (министерскую, губернаторскую, далее везде), а вот что нужно делать – начальство знает и без них, потому что у него его более высокое начальство, которое знает вообще всё. А о прессе, переставшей в одночасье быть «винтиком», просто забыли. И не потому, что она о себе не напоминает – просто это атавизм для нынешней вертикали.
Министр экологии России Сергей Донской на недавней конференции «Глобальный климатический вызов» поставил жирную точку – нам пресса в Париже не нужна, там своя есть. Стоило, правда, добавить, что там есть и свой министр – министр экологии, устойчивого развития и энергетики Франции Сеголен Руаяль, так что же там будет делать г-н Донской? Причём речь шла не о прессе вообще, а о специализированной, экологических СМИ, к которым под ту же сурдинку приравняли экспертов, оказавшихся для чиновников «пятым колесом». Российский министр, видимо, оказался феноменально неосведомлен о наличии на конференции переговорных секторов «Коммуникации и пресса» (занимается обеспечением связи с прессой и цифровой коммуникации), «Программа решений» (координирует инициативы гражданского общества), хотя об этом написано даже в общедоступной Википедии. И его личная неготовность к Парижу – это всего лишь симптом краха государственной экологической стратегии, ориентированной строго на вертикальные решения без учёта и общественных, и профессиональных обсуждений. Поэтому делегация из Москвы едет с пустым багажом, имея лишь туза в рукаве – президента Владимира Путина, который взойдёт на трибуну и расставит всё по местам. Здесь можно поставить вопрос – а нужна ли свита, если она не играет короля?
***
Политико-структурная подоплёка «русских дней в Париже» более-менее ясна. А собственно профессионально-экологическая мотивация? Предположим, если экологов и экспертов с прессой не берут из-за того, что им нечего презентовать в плане стратегий?
Получается, что экологи не молчат, они безмолвствуют, когда им озвучивают готовые директивы. Они не хотят хомута вертикали и просто продолжат свою борьбу и на страницах специализированной прессы, в том числе «ЭкоГрада». Но в Париж едут те, кого такое безмолвие вполне устраивает, и они там будут молча ждать Путина, имея на руках привычные тактические методички о «борьбе с выбросами СО2». Стратегию они делегировали Путину, опасаясь, по советской привычке, независимого общественного мнения и инициатив профессионалов.
Но в этом и состоит предвестие «русского краха» в Париже. «Эффективные менеджеры» от экологии не понимают (как раз потому что «эффективные»), что речь на Парижском форуме пойдёт об устойчивом, но всё-таки развитии, а не о битве с врагом. И не о решении локальной задачи с уничтожением атмосферного CO2 – это можно поручить тому же Анатолию Чубайсу, потом просто оплатив выставленный им счёт.
Не нужна на форуме суровая борьба за экологию, ни тем более «битва в пути» образца советских 1950-1960-х. Битва – это конечный продукт, коротко спланированный, не требующий длительного приложения сил. А эта конференция подразумевает встречу единомышленников, преследующих каждый свои интересы, и успех её заключается в том, насколько эти интересы удастся соединить в долгосрочной стратегии и выработать новые правила игры. Ведь понятно, что и Киотский протокол, и другие экологические пакты – это игра, а не битва. Игра, где можно выиграть миллионы, правильно оформив документы, а можно достичь индустриального краха, не получив не малейших компенсаций, одно лишь звание изгоя.
Этого понимания стратегической игры и её механизмов нет у представителей нашей делегации, судя по последним заявлениям, как и представления о стратегическом элементе планирования – только тактическое реагирование на не совсем осознанные вызовы, что противоречит самому духу климатического форума и неминуемо ведёт к изоляции России там, что уже неоднократно происходило и отмечалось в прессе.
***
ЭКОПРОРОК ИЗ ФРАНЦИИ
18 марта 2015 года. Николя Юло рассказал журналистам в Москве о том, что будущей осенью под фактом признания глобального изменения климата подпишутся официальные представители 155 стран. Г-н Юло –– эколог, кавалер ордена Почётного легиона, Ордена искусств и изящной словесности, основатель и президент Фонда Николя Юло, созданного в 1990 году. Он хорошо известен во Франции своими документальными фильмами, посвящёнными экологии, накопленному экологическому ущербу, Он добился, чтобы Николя Саркози, экс-президента Франции, признал проблемы экологии в числе главных государственных приоритетов. Запись корреспондента «ЭкоГрада» Михаила Подобеда.
Николя Юло снял фильм с предупреждением, что не все в России осознали важность климатической встречи. Фактически это единственное внятное экологическое заявление в нашей стране по парижской конференции, и сделано оно заезжим французом. Понятно, что никто не знает в РФ что обсуждать на «гражданской» площадке, потому что нет даже предложений, кроме попытки описать объективность, к изменению которой никто не приложил никаких усилий.
…Президент как Илья Муромец в окружении детей, инфантильных и беззащитных. Конечно, он воин, конечно, он победит, но ведь и ему тоже надо помогать иногда, тем более это не требует особых затрат. Но нет, гораздо проще прочитать инструкцию или шпаргалку…
Чтобы достичь успеха в Париже, нашим официальным экологам надо было хотя бы прочитать и понять, в чем заключаются принципы устойчивого развития и наметить конкретные проекты и мероприятия, которые требуют реализации в первую очередь. Можно, конечно не играть и ждать новой речи Путина, но если играть, то в правилах хотя бы надо разобраться. Но, судя по всему, это делать было некому и некогда. «Твои права кончаются словом – ЖДАТЬ». Российский ответ на русский вопрос.
МЫ ВЕЗЁМ С СОБОЙ… НЕ КОТА, НО В ПАРИЖ!
В России введут обязательную отчетность компаний об объемах выбросов парниковых газов. Об этом заявил глава Минприроды России Сергей Донской, выступая с приветственным словом на Международной конференции «Глобальный климатический вызов: диалог государства, общества и бизнеса» 17 ноября 2015 г.
«Для России противодействие вызовам, связанным с климатическими изменениями, является государственным приоритетом и рассматривается на самом высоком уровне. В прошлом году впервые за последние десятилетия объём выбросов парниковых газов в атмосферу сохранился на уровне предыдущего года. Причём это произошло на фоне роста мировой экономики», - сообщил С.Донской.
На сегодняшний день на Россию приходится всего 4% выбросов парниковых газов в общемировом объёме, по этому показателю наша страна занимает 5-е место в мире после Китая, США, Индии, ЕС. По словам С.Донского, чтобы выйти из этого топ-листа, Россия предпринимает серьезные меры: мы приняли на себя обязательства снизить к 2020 г. объём выбросов парниковых газов до уровня не более 75 % от объёма 1990 г.
За последние 5 лет удалось провести широкий комплекс мероприятий, направленных на преодоление негативного воздействия антропогенных факторов на климатические изменения. В первую очередь, была существенно изменена законодательная база. В 2009 году была утверждена Климатическая доктрина России. Комплексный план её реализации определил ключевые направления работы государства и бизнес-сообщества по повышению энергоэффективности, рациональному природопользованию и снижению выбросов парниковых газов.
«Мы ожидаем, что введение принципа НДТ обеспечит снижение объема выбросов вредных веществ от стационарных источников на единицу валового внутреннего продукта в 2,2 раза. Оно приведет к сокращению количества городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха в 2,7 раз, а также к снижению объема образованных отходов всех классов опасности на единицу валового внутреннего продукта в 1,6 раза», - подчеркнул глава Минприроды России.
Чтобы добиться таких результатов, законом установлены налоговые льготы и льготы в отношении платы за негативное воздействие на окружающую среду при внедрении наилучших доступных технологий.
В соответствии с Рамочной конвенцией и Киотским протоколом сформирована российская система оценки и реестр углеродных единиц. В течение первого периода действия Киотского протокола Россией были реализованы свыше 100 проектов, направленных на сокращение антропогенных выбросов.
С.Донской отметил: «Накопленное сокращение выбросов в Российской Федерации за 1990-2011 гг. составило 33,9 млрд. тонн эквивалента углекислого газа. Эта величина превышает совокупный выброс парниковых газов в развитых странах-членах конвенции. В первом десятилетии текущего столетия Россия фактически стала мировым лидером по темпам снижения энергоёмкости ВВП – он снизился на 42% и снижался в среднем более чем на 5% в год».
Основным драйвером снижения выбросов парниковых газов стало увеличение доли использования природного газа в качестве топлива.
Правительством принята Концепция формирования системы мониторинга, отчётности и проверки объёма выбросов парниковых газов. Её реализация позволит существенно улучшить систему мониторинга, получать более точные данные о выбросах, что, в конечном итоге, позволит существенно продвинуть систему принятий решений, связанных с противодействием климатическим изменениям.
По словам министра, Концепция будет реализована в 2 основных этапа:
До конца 2016 г. компании с объемом прямых выбросов парниковых газов более 150 тыс. т CO2-эквивалента в год должны обеспечить представление ежегодных сведений о выбросах парниковых газов. В рамках этого этапа Минприроды России разработало и утвердило методику по отчетности предприятий по выбросам парниковых газов. До конца года будет разработан проект федерального закона, предусматривающий обязательную отчетность компаний об объемах выбросов парниковых газов, а также проверку и регистрацию представленных сведений.
На втором этапе – до конца 2018 г. обязанность по представлению отчетов о выбросах парниковых газов будет распространяться на все компании с объемом выбросов более 50 тыс. т CO2-эквивалента в год.
«Таким образом, российская экономика сможет выйти на траекторию низкоуглеродного развития и внести свой весомый вклад в достижение долгосрочной глобальной цели – недопущение роста средней температуры выше 2-х градусов», – резюмировал глава Минприроды России.
http://dm-fedorov.livejournal.com/1104746.html
ОТ «ЭКОГРАДА»
Министр здесь говорит о том, какие собственно меры будут приняты после подписания межгосударственного договора. Но это только примерно пятая часть конференции, и договор главным образом открывает новые возможности взаимодействия. Но кому предлагается взаимодействовать и на каком уровне? Если на уровне министерств, то взаимодействие уже показало неэффективность для нашей экономики, денег по условиям Киотского протокола получить не удалось – из-за сущей нелепицы, неправильного и несвоевременного оформления документов. То есть Минприроды вполне себе логично поняло Парижскую конференцию как новый повод для сбора взносов с бизнеса. И это обескураживающе звучит при том, что только в этом году мы подробно останавливались на проблемах обмеления Байкала, что по берегам Байкала выгорело 1,5 млн гектар лесов, что там до сих пор горят торфяники под снегом. Если вы думаете, вслед за Николя Юло, что лесные пожары влияют на климат, то вы ошибаетесь. На климат влияют только деньги.
Приложение
ЭКО-ШПАРГАЛКА ДЛЯ НАШЕЙ ДЕЛЕГАЦИИ
Однажды великий русский философ и историк философии Алексей Лосев уместил свои 8 томов (10 книг) истории античной эстетики/философии в 50-страничный конспект, а затем и в 4-х страничную кратчайшую сводку. «ЭкоГрад» пошёл по пути классика и попробовал составить мини-конспект для ликбеза российской делегации в Париже.
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ
Термин «устойчивое развитие» уже более 30 лет достаточно часто используется в программных документах различного уровня: международных, национальных, региональных, корпоративных. Он был введен в экономическую теорию еще в начале XX века русским земским статистиком, политическим деятелем и экономгеографом Николаем Огановским в контексте исторического исследования закономерностей эволюции сельского хозяйства и устойчивого развития производительных сил. В концепции устойчивого развития производительных сил Огановского структурная сбалансированность сельского хозяйства и промышленности должна не только обеспечивать экономический рост, но и восстановление и умножение используемых человеком благ природы. Таким образом, в категорию устойчивого развития производительных сил была внесена экологическая составляющая и отмечена важность сохранения природных ресурсов, являющихся общенародным достоянием.
Следует констатировать, что оригинальная концепция Огановского, выведенная им из сравнительно-исторического анализа агротехнологических условий Запада и России, на десятилетия опередила международные дискуссии 1960–1970-х годов об устойчивом развитии, упоминание о котором встречается во Всемирной стратегии охраны природы, разработанной в 1980 г. Международным союзом охраны природы и природных ресурсов, Комитетом ООН по окружающей среде и Всемирным фондом дикой природы, в контексте необходимости учета экологических факторов в процессах социально-экономического развития. Цель Всемирной стратегии охраны природы заключается в том, чтобы помочь достижению устойчивого развития посредством сохранения жизненных ресурсов. Стратегия объясняет значение сохранения жизненных ресурсов для выживания человека и устойчивого развития, определяет приоритеты и главные связанные с ними требования, предлагает эффективные пути для достижения цели.
В 1983 г, по инициативе Генерального секретаря ООН и в соответствии с резолюцией 38/161 Генеральной Ассамблеи ООН была создана Международная комиссия ОOH по окружающей среде и развитию (МКОСР), которую возглавила премьер-министр Норвегии Гру Харлем Брундтланд. В1987 г. был опубликован доклад МКОСР «Наше общее будущее», где была выдвинута концепция устойчивого социально-экономического развития в равновесии с окружающей средой (sustainable development). Положения этого доклада были взяты за основу Декларации по окружающей среде и развитию, утвержденной на Конференции ООН в Рио-де-Жанейро в 1992 году. В декларации официально был провозглашен тезис о необходимости обеспечения сбалансированного решения социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды, природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей.
Доклад МКОСР «Наше общее будущее» был издан в СССР и термин «sustainable development» переведен как «устойчивое развитие» (редакторы перевода С. А. Евтеев и Р. А. Перелет). Однако одновременно с этим словосочетание может быть переведено как «продолжительное развитие» (в нем. nachhaltige entwicklung) или «долговременное развитие» (в фр. developpment durable), «стабильное развитие» или «жизнеспособное развитие» и др. В научной среде ведутся достаточно острые дискуссии по поводу точности перевода и сущности самой категории. Академик Н.Н. Моисеев считает неудачным перевод термина, однако, по его мнению, его замена в настоящее время невозможна, поскольку он вошел в научный и политический оборот.
В настоящее время существует множество (более сотни) определений устойчивого развития (УР), сформулированных как отдельными исследователями, так и целыми группами. В числе наиболее распространенных следующие:
– по Всемирной стратегии охраны природы УР – это такое развитие, которое обеспечивает реальное улучшение качества жизни людей и в то же самое время сохраняет природное разнообразие Земли;
– в формулировке ООН УР – это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности;
– по Хартии Земли необходимо применять такие модели производства, потребления и воспроизводства, которые сохраняют регенеративные возможности Земли, права человека и благополучие сообществ;
– по законодательству РФ – это повышение уровня и качества жизни населения на основе научно-технического прогресса, динамичного развития экономики и социальной сферы при сохранении воспроизводственного потенциала природного комплекса страны как части биосферы Земли, а также технологического потенциала в интересах нынешнего и будущих поколений;
– по Н.Н. Моисееву УР – это реализация стратегии человека, его пути к эпохе ноосферы, то есть к состоянию коэволюции общества и Природы;
– по А.Д. Урсул под устойчивым развитием понимается управляемое развитие общества, не разрушающего своей природной основы и обеспечивающее выживание и непрерывное развитие цивилизации.
Общность всех формулировок заключается в целевой установке необходимости обеспечения наиболее важных потребностей всех людей через стабилизацию численности населения, оптимизацию масштабов производства и эксплуатации ресурсов, совершенствование технологии ради сохранения природной среды как условие выживания человечества. Очевидно, что устойчивое развитие человечества (территории, организации) – это не только цель, а скорее процесс, в котором изменения согласуются как с нынешними, так и с будущими потребностями.
Началом активного поиска модели устойчивого развития с констатацией грозящей всему человечеству катастрофы при условии сохранения существующих тенденций потребления, производства и разрушения окружающей среды было положено на Всемирной конференции в Рио-де-Жанейро (1992 г.), сформулировавшей общие принципы решения глобальной проблемы. Конференция приняла ряд важных документов: «Декларацию по окружающей среде и развитию», «Заявление о принципах глобального консенсуса по управлению, сохранению и устойчивому развитию всех видов лесов», а также «Повестку дня на ХХI век». Всем странам было рекомендовано незамедлительно разработать национальные программы перехода к устойчивому развитию, в которых:
1. Совместно, а не в отрыве друг от друга рассматривать экономические, социальные и экологические нужды.
2. Содержать согласованный взгляд на устойчивое развитие.
3. Включать участие местных жителей.
4. Создать группу заинтересованных лиц, форум или эквивалентную многосекторальную группу для наблюдения за процессом.
5. Содержать план действий с конкретными долгосрочными целями.
6. Предусмотреть систему мониторинга и отчетности.
7. Определить индикаторы для мониторинга прогресса [33].
Прошедший в июне 2012 года в Рио-де-Жанейро крупнейший в истории ООН Саммит по устойчивому развитию, получивший название «Рио+20», подтвердил приверженность большинства стран мира этой основной тенденции общественного развития, несмотря на различающиеся географические условия и культурные традиции.
Концепция устойчивого развития исходит из баланса жизнедеятельности человечества в окружающей среде, экономике и социальной сфере.
Экономическая составляющая концепции устойчивости развития состоит в прекращении экспоненциального экономического роста, связанного с ростом загрязнения и деградации среды, исчерпанием природных ресурсов, нарушением баланса биосферы, изменением климата, и превращения его в качественный рост, учитывающий параметры «глобального динамического равновесия».
Эта проблема впервые была сформулирована в докладе «Пределы роста» Д. Медоуз на основании анализа математической модели мира, построенной специально для исследования пяти выделенных его научной группой глобальных процессов: быстрой индустриализации, роста численности населения, увеличивающейся нехватки продуктов питания, истощения запасов невозобновимых ресурсов, деградации природной среды. Общим выводом стала необходимость и возможность изменения тенденций роста и перехода к устойчивой в долгосрочной перспективе экономической и экологической стабильности.
Устойчивое развитие связано с решением трех иерархически взаимосвязанных проблем. По мнению Р. Костанца и К. Фольке они сводятся к поддержанию:
1) устойчивого масштаба экономики, который соответствовал бы ее экологической системе жизнеобеспечения;
2) справедливого распределения (distribution) ресурсов и возможностей не только в рамках нынешнего поколения людей, но также между нынешним и будущими поколениями, а также между человеком и другими биологическими видами;
3) эффективного распределения (allocation) ресурсов во времени, которое бы адекватно учитывало природный капитал.
Устойчивое развитие цивилизации планеты предполагает наличие единой и определенной системы ценностей и установок, на которую смогли бы ориентироваться государства при формировании своих национальных стратегий. В декларации, утвержденной на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г., были сформулированы 27 принципов устойчивого развития, представляющие собой содержательную составляющую нового механизма глобального партнерства, заключения международных соглашений, обеспечивающих уважение интересов всех и защиту целостности глобальной системы охраны окружающей среды и развитию. Важнейшими являются принципы:
– обеспечения права людей на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой (принцип 1); удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений в областях развития и окружающей среды как неотъемлемой составляющей права на развитие (принцип 3);
– неотъемлемого суверенитета государств над собственными природными ресурсами при соблюдении принципа непричинения ущерба окружающей среде за пределами национальной юрисдикции (принцип 2);
– рассмотрения экологических вопросов при участии всех заинтересованных граждан и обеспечения каждому человеку доступа к информации, касающейся окружающей среды, широкого предоставления такой информации населению (принцип 10); принятия эффективных законодательных актов в области охраны окружающей среды (принцип 11) и национальных законов, касающихся ответственности за ущерб, причиненный экологически вредной деятельностью (принцип 13).
– международного природоохранного сотрудничества в контексте устойчивого развития, направленного на: искоренение бедности (прицип 5); признания общих обязанностей и ответственности в сфере охраны окружающей среды (принцип 7); наращивания научного потенциала (принцип 9); создания благоприятной и открытой международной экономической системы (принцип 12); противодействия или воспрепятствования перемещению и передаче экологически опасных и вредных деятельности и веществ (принцип 15) и др.
Эти принципы заложили основу для обеспечения мировым сообществом и отдельными государствами устойчивого развития правовыми и другими средствами.
***
В Российской Федерации основы политики в области устойчивого развития изложены в Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, утвержденной Указом Президента РФ № 440 от 1 апреля 1996 г. В ней предполагалась разработка системы программных и прогнозных документов: государственной стратегии действий долгосрочного характера; долгосрочных и среднесрочных прогнозов, включающих в качестве составного компонента прогнозы изменений окружающей среды и отдельных экосистем в результате хозяйственной деятельности; краткосрочных прогнозов и программ отраслевого, регионального (территориального) и федерального уровней. Дальнейшее развитие идея устойчивого развития получила в Экологической доктрине Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р. В 2002 году комиссией по проблемам устойчивого развития Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации были разработаны Основные положения стратегии устойчивого развития России, в соответствии с которой необходимы:
– создание правовой основы перехода к устойчивому развитию, включая совершенствование действующего законодательства, определяющего, в частности, экономические механизмы регулирования природопользования и охраны окружающей среды;
– разработка системы стимулирования хозяйственной деятельности и установление пределов ответственности за ее экологические результаты, при которых биосфера воспринимается уже не только как поставщик ресурсов, а как фундамент жизни, сохранение которого должно быть непременным условием функционирования социально-экономической системы и ее отдельных элементов;
– оценка хозяйственной емкости локальных и региональных экосистем страны, определение допустимого на них антропогенного
воздействия;
– формирование эффективной системы пропаганды идей устойчивого развития и создание соответствующей системы воспитания и обучения.
В Российской Федерации общие международные принципы трансформированы в соответствии с конкретными условиями и учетом своих особенностей. Они сформулированы следующим образом.
1. Каждый человек имеет право на здоровую и деятельную жизнь в гармонии с природой в экологически чистой и благоприятной для него окружающей среде.
2. Социально-экономическое развитие должно быть направлено на улучшение жизни всех людей, сохранение природы и природных ресурсов, усиление ответственности за деятельность, наносящую ущерб окружающей среде.
3. Право на развитие должно осуществляться так, чтобы обеспечить равенство возможностей развития и сохранение окружающей среды как нынешнего, так и будущих поколений. Экономическая эффективность, социальная справедливость и экологическая безопасность должны в равной степени определять основные критерии развития.
4. Рациональное природопользование должно основываться на неистощительном использовании возобновляемых и экономном использовании невозобновляемых ресурсов, на своевременной утилизации отходов и их безопасном захоронении.
5. Защита окружающей среды – необходимая часть устойчивого развития. Необходимо опережающее принятие эффективных мер по недопущению ухудшения состояния окружающей природной среды, предотвращению экологических и техногенных катастроф.
6. Хозяйственная деятельность человека должна становиться социально и экологически безопасной и сопровождаться уменьшением различия в уровне жизни людей, масштабов бедности и нищеты, усилением взаимосвязи экономики и экологии, формированием единой (сбалансированной) экологизированной системы экономического развития. Следует отказаться от проектов, способных нанести невосполнимый ущерб окружающей среде или таких, экологические последствия которых недостаточно изучены.
7. Демографическая политика должна учитывать стратегические цели устойчивого развития и формировать у населения сознательное отношение к планированию семьи.
8. Устойчивое развитие должно учитывать все аспекты безопасности страны.
9. Постепенный отказ от ценностей общества потребления, рационализация масштабов и структуры личного потребления населения.
10. Сохранение для всех народов и этносов, проживающих в Российской Федерации, их культур, традиций, среды обитания должно быть одним из приоритетов национальной политики государства на всех этапах перехода к устойчивому развитию.
11. Переход к устойчивому развитию должен осуществляться на основе международного сотрудничества и глобального партнерства и подкрепляться принятием соответствующих международных соглашений и иных правовых актов. Тесное сотрудничество со странами СНГ и устойчивые добрососедские отношения с ними должны быть всегда одним из важнейших приоритетов внешней политики России.
12. Суверенные права каждого государства на разработку собственных природных ресурсов должны реализовываться без ущерба экосистемам за пределами государственных границ; в международном праве важно признание принципа дифференцированной ответственности государств за нарушение глобальных экосистем. Повышение ответственности за экологические правонарушения, учет экологических последствий принимаемых решений.
13. Свободный доступ к экологической информации.
14. Сохранение крупнейших экологически устойчивых зон Земли должно стать предметом ответственности всех государств мира. В связи с этим, Россия должна настаивать на введении глобальной экологической ренты.
15. Ведущая роль в реализации устойчивого развития государства как гаранта обеспечения экономического развития, социальной справедливости и охраны окружающей природной среды.
16. Хозяйственная деятельность должна вестись преимущественно на уже освоенных территориях, следует постепенно отказываться от хозяйственного использования новых территорий.
ЦЕЛИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ (перевод с английского Google, https://sustainabledevelopment.un.org/topics)
1.1
К 2030 году, искоренения крайней нищеты для всех людей во всем мире, в настоящее время оценивается как людей, живущих на менее чем $ 1,25 в день
1.2
К 2030 году, по крайней мере, уменьшить вдвое долю мужчин, женщин и детей всех возрастов, живущих в бедности во всех ее измерениях в соответствии с национальными определениями
1.3
Реализация национально соответствующие системы социальной защиты и меры для всех, в том числе этажей, а к 2030 году добиться существенного охвата бедных и уязвимых слоев населения
1.4
К 2030 году обеспечить, чтобы все мужчины и женщины, в частности бедных и уязвимых слоев населения, имеют равные права на экономические ресурсы, а также доступ к основным услугам, владения и контроля над землей и другими формами собственности, наследования, природных ресурсов, необходимости новые технологии и финансовые услуги, в том числе микрофинансирования
1.5
К 2030 году построить устойчивость бедных и тех, кто находится в уязвимом положении и уменьшить их воздействие и уязвимость к связанным с климатом экстремальных явлений и других экономических, социальных и экологических потрясений и бедствий
1а
Убедитесь, значительное мобилизации ресурсов из различных источников, в том числе путем расширения сотрудничества в целях развития, с тем чтобы обеспечить адекватные и предсказуемые средства для развивающихся стран, в частности наименее развитых стран, в осуществлении программ и политики в борьбе с бедностью во всех ее аспектах
1б
Создать надежные политические рамки на национальном, региональном и международном уровнях, на основе про-бедных и гендерно-чувствительных стратегий развития, чтобы поддержать ускоренное инвестиций в действиях по искоренению бедности
2.1
К 2030 году покончить с голодом и обеспечить доступ всех людей, в частности бедных и людей в уязвимом положении, в том числе детей, к безопасной, питательной и достаточное питание круглый год
2.2
К 2030 году, конец всем формам недоедания, в том числе достижения, в 2025 году, на международном уровне цели по низкорослости и тратить детей в возрасте до 5 лет, и решать потребности в питании девочек-подростков, беременных и кормящих женщин и пожилых людей
2.3
К 2030 году удвоить производительность сельского хозяйства и доходы мелких производителей продуктов питания, в частности, женщин, коренных народов, семьи фермеров, скотоводов и рыбаков, в том числе через безопасный и равный доступ к земле, другим производственным ресурсам и входов, знаний, финансовых услуг, рынки и возможности для добавления стоимости и несельскохозяйственной занятости
2.4
К 2030 году обеспечить устойчивых систем производства продовольствия и реализации устойчивых сельскохозяйственных практик, которые увеличивают продуктивность и производство, которые помогают поддерживать экосистемы, что укреплению потенциала для адаптации к изменению климата, экстремальных погодных условий, засухи, наводнения и других стихийных бедствий, а постепенно улучшают земель и почв качество
2.5
К 2020 году, поддержания генетического разнообразия семян, культивируемых растений и сельскохозяйственных и домашних животных и связанных с ними диких видов, в том числе через рациональное управление и диверсифицированных семян и растений банков на национальном, региональном и международном уровнях, и содействовать доступу к справедливой и равной основе совместное использование выгод от использования генетических ресурсов и связанных с ними традиционных знаний, а согласованные на международном уровне
2.а
Увеличить инвестиции, в том числе путем расширения международного сотрудничества, в сельскую инфраструктуру, сельскохозяйственных исследований и консультационных услуг, развитие технологий и растений и генных банков скота в целях повышения сельскохозяйственного производственного потенциала в развивающихся странах, в частности наименее развитых стран
2.b
Правильное и предотвратить торговые ограничения и искажения на мировых аграрных рынках, в том числе черезпараллельную ликвидации всех форм сельскохозяйственных экспортных субсидий и всех экспортных мер с эквивалентным эффектом, в соответствии с мандатом Дохийского раунда
2.c
Принять меры по обеспечению надлежащего функционирования рынков продовольственных товаров и их производных и облегчения своевременного доступа к информации о рынке, в том числе на продовольственных запасов для того, чтобы помочь ограничить крайнюю волатильность цен на продовольствие
3.1
К 2030 году сократить Глобальный коэффициент материнской смертности до менее чем 70 на 100000 живорожденных
3.2
К 2030 году, конечные предотвратимых смертей новорожденных и детей в возрасте до 5 лет, со всеми странами с целью снижения неонатальной смертности, по крайней мере, по цене от 12 на 1000 живорождений и под-5 смертностью, по крайней мере, столь же низко как 25 на 1000 в прямом эфире рождений
3.3
К 2030 году, в конечном эпидемии СПИДа, туберкулеза, малярии и забытыми тропическими болезнями и борьбе с гепатитом, передающихся через воду заболеваний и других инфекционных заболеваний
3.4
К 2030 году сократить на треть преждевременной смертности от неинфекционных заболеваний путем предупреждения и лечения и укрепления психического здоровья и благополучия
3.5
Укрепление профилактики и лечения наркомании, в том числе наркотического злоупотребления наркотиками и вредного употребления алкоголя
3.6
К 2020 году сократить вдвое число случаев смерти в мире и травм от дорожно-транспортных происшествий
3.7
К 2030 году обеспечить всеобщий доступ к услугам сексуального и репродуктивного здравоохранения, в том числе для планирования семьи, информации и образования, а также интеграция репродуктивного здоровья в национальные стратегии и программы
3.8
Обеспечение всеобщего охвата здоровья, включая защиты от финансовых рисков, доступ к услугам качество важно здравоохранения и доступ к безопасным, эффективным, качественным и доступным основных лекарственных средств и вакцин для всех
3.9
К 2030 году существенно снизить число смертей и болезней, от опасных химических веществ и воздуха, воды и почвы и загрязнения
3.a
Укрепление осуществления Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака во всех странах, по мере необходимости
3.b
Поддержка научных исследований и разработок вакцин и лекарственных средств для инфекционных и неинфекционных заболеваний, которые в первую очередь влияют на развивающиеся страны, обеспечить доступ к недорогим основным лекарственным средствам и вакцинам, в соответствии с принятой в Дохе декларации о Соглашении по ТРИПС и здравоохранения, которая подтверждает право развивающихся стран в использовании в полном объеме положения Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности в отношении гибкости для защиты здоровья населения, и, в частности, обеспечить доступ к лекарствам для всех
3.c
Существенно увеличить финансирование здравоохранения и наем, развитие, обучение и удержание работников здравоохранения в развивающихся странах, особенно в наименее развитых стран и малых островных развивающихся государств
3.d
Укрепление потенциала всех стран, в частности развивающихся стран, в области раннего предупреждения, снижения риска и управлению национальными и глобальными рисками для здоровья
4.1
К 2030 году обеспечить, чтобы все девочки и мальчики завершить свободный, справедливый и качества начального и среднего образования, ведущие к соответствующим и эффективные результаты обучения
4.2
К 2030 году обеспечить, чтобы все девочки и мальчики имеют доступ к качественному развития детей в раннем возрасте, ухода и дошкольное образование, так что они готовы к начальному образованию
4.3
К 2030 году обеспечить равный доступ для всех женщин и мужчин в доступной и качество технической, профессиональной и высшего образования, в том числе университета
4.4
К 2030 году значительно увеличить количество молодежи и взрослых, которые имеют соответствующие навыки, в том числе технических и профессиональных навыков, для занятости, достойных рабочих мест и предпринимательства
4.5
К 2030 году устранить гендерное неравенство в образовании и обеспечить равный доступ ко всем уровням образования и профессиональной подготовки для уязвимых, в том числе лиц с ограниченными возможностями, коренных народов и детей в уязвимом положении
4.6
К 2030 году, убедитесь, что вся молодежь и значительная часть взрослых, как мужчин, так и женщин, достижения грамотности и счета
4.7
К 2030 году обеспечить, чтобы все учащиеся приобретают знания и навыки, необходимые для содействия устойчивому развитию, в том числе, среди прочего, посредством образования в интересах устойчивого развития и устойчивого образа жизни, прав человека, гендерного равенства, продвижения культуры мира и ненасилия, глобальная гражданство и оценка культурного разнообразия и вклада культуры в устойчивое развитие
4а
Создание и обновление учебных заведений, которые ребенок, инвалидности и гендерные аспекты и обеспечить безопасные, ненасильственные, всеобъемлющей и эффективной среды обучения для всех
4.b
К 2020 году значительно расширить в глобальном масштабе число стипендий, доступных для развивающихся стран, в частности наименее развитых стран, малых островных развивающихся государств и стран Африки, для зачисления в высшие учебные заведения, в том числе профессиональной подготовки и информационно-коммуникационных технологий, технических, инженерных и научных программ в развитых странах и других развивающихся странах
4.c
К 2030 году значительно увеличить поставки квалифицированных преподавателей, в том числе в рамках международного сотрудничества для подготовки учителей в развивающихся странах, особенно в наименее развитых странах и малых островных развивающихся государств
5.1
Завершить все формы дискриминации в отношении всех женщин и девочек во всем мире
5.2
Ликвидация всех форм насилия в отношении всех женщин и девочек в государственной и частной сферах, в том числе торговли людьми и сексуальной и других видов эксплуатации
5.3
Ликвидировать все вредные практики, такие как ребенка, ранних и принудительных браков и женских половых органов
5.4
Признать и значение неоплачиваемого ухода и домашняя работа по предоставлению государственных услуг, инфраструктуры и политики социальной защиты и поощрения совместной ответственности в рамках домохозяйства и семьи как на национальном необходимости
5.5
Обеспечение полного и эффективного участия женщин и равных возможностей для руководства на всех уровнях принятия решений в политической, экономической и общественной жизни
5.6
Обеспечить всеобщий доступ к сексуальному и репродуктивному здоровью и репродуктивных прав, согласился в соответствии с Программой действий Международной конференции по народонаселению и развитию и Пекинской платформы действий и итоговых документов их обзорных конференций
5.a
Проведение реформ, чтобы дать женщинам равные права на экономические ресурсы, а также доступ к собственности и контроля над землей и другими формами собственности, финансовых услуг, наследования и природных ресурсов, в соответствии с национальным законодательством
5.b
Расширение использования технологий позволяет, в частности, информационных и коммуникационных технологий, в целях содействия расширению прав и возможностей женщин
5.c
Принять и усилить звуковые политики и законодательства правовой санкцией для продвижения гендерного равенства и расширения прав и возможностей всех женщин и девочек на всех уровнях
6.1
К 2030 году достичь всеобщего и равноправного доступа к безопасной и доступной питьевой воды для всех
6.2
К 2030 году достичь доступ к адекватной и справедливой санитарии и гигиены для всех и в конечном открытую дефекацию, уделяя особое внимание потребностям женщин и девочек и тех, кто в уязвимом положении
6.3
К 2030 году улучшить качество воды путем снижения загрязнения окружающей среды, устранения демпинга и минимизации выбросов опасных химических веществ и материалов, сокращение вдвое доли неочищенных сточных вод и значительного увеличения переработки и повторного использования глобально безопасной
6.4
К 2030 году существенно увеличить эффективность использования воды во всех секторах и обеспечения устойчивых снятие и подачу пресной воды для решения проблемы нехватки воды и существенно сократить число людей, страдающих от нехватки воды
6.5
К 2030 году, осуществления комплексного управления водными ресурсами на всех уровнях, в том числе путем трансграничного сотрудничества в соответствующих случаях
6.6
К 2020 году защитить и восстановить, связанных с водой экосистем, в том числе горы, леса, водно-болотных угодий, рек, озер и водоносных горизонтов
6.a
К 2030 году, расширение международного сотрудничества и наращивания потенциала поддержку развивающимся странам в водо- и санитарии, связанные с деятельностью и программами, в том числе сбора воды, опреснения воды, эффективности, очистки сточных вод, утилизации и повторного использования технологий
6.b
Поддержка и усиление участия местных сообществ в улучшение водоснабжения и санитарии управления
7.1
К 2030 году обеспечить всеобщий доступ к приемлемым по цене, надежным и современным энергетическим услугам
7.2
К 2030 году существенно увеличить долю возобновляемых источников энергии в мировом энергетическом балансе
7.3
К 2030 году удвоить глобальный уровень улучшения эффективности использования энергии
7.a
К 2030 году, укреплению международного сотрудничества в целях облегчения доступа к чистой исследований и технологий, в том числе энергии возобновляемых источников энергии, энергоэффективности и передовые технологии и экологически чистого ископаемого топлива, и стимулировать инвестиции в энергетическую инфраструктуру и технологии экологически чистой энергии
7.b
К 2030 году, расширения инфраструктуры и модернизация технологии для подачи современные и устойчивые энергетические услуги для всех в развивающихся странах, в частности наименее развитых стран, малых островных развивающихся государств, и развивающимся странам выхода к морю, в соответствии с их программами поддержки
8.1
Sustain экономический рост на душу в соответствии с национальными условиями и, в частности, по крайней мере 7 процентов рост валового внутреннего продукта в год в наименее развитых странах
8.2
Добиться более высоких уровней производительности экономики путем диверсификации, технологической модернизации и инноваций, в том числе за счет акцента на высокой добавленной стоимостью и трудоемких отраслей
8.3
Поощрять политику, ориентированных на развитие, которые поддерживают производственную деятельность, создание достойных рабочих мест, предпринимательства, творчества и инноваций, а также поощрять формализации и рост микро-, малых и средних предприятий, в том числе путем доступа к финансовым услугам
8.4
Улучшение постепенно, до 2030 года, глобальная эффективность использования ресурсов в потребления и производства и стремлении отделить экономический рост от экологической деградации, в соответствии с 10-летней рамках программ по устойчивому потреблению и производству, с развитыми странами ведущую роль
8.5
К 2030 году добиться полной и производительной занятости и достойной работы для всех женщин и мужчин, в том числе для молодых людей и лиц с ограниченными возможностями, и равное вознаграждение за труд равной ценности
8.6
К 2020 году, существенно уменьшить долю молодежи не занятости, образования или профессиональной подготовки
8.7
Принять срочные и эффективные меры для искоренения принудительного труда, в конечном современным рабством и торговлей людьми и обеспечить запрещение и искоренение наихудших форм детского труда, в том числе вербовку и использование детей-солдат, и к 2025 году конец детскому труду во всех его формах
8.8
Защита трудовых прав и содействовать безопасной и надежной рабочей среды для всех работников, в том числе трудящихся-мигрантов, в частности женщин-мигрантов, а те, в нестандартной занятости
8.9
К 2030 году разработать и осуществлять политику в целях содействия устойчивому развитию туризма, который создает рабочие места и способствует местную культуру и продукты
8.10
Укрепление потенциала отечественных финансовых институтов для поощрения и расширения доступа к банковской, страховой и финансовых услуг для всех
8.a
Увеличить помощь для поддержки торговли в развивающихся странах, в частности наименее развитых стран, в том числе путем расширенного Комплексная основа для торговли, оказания технической помощи наименее развитым странам
8.b
К 2020 году, разработки и практического осуществления глобальной стратегии занятости молодежи и реализации Глобального пакта о рабочих местах Международной организации труда
9.1
Разработка качественного, надежного, устойчивого и устойчивую инфраструктуру, в том числе регионального и трансграничного инфраструктуры, поддержки экономического развития и благосостояния человека, с акцентом на доступный и справедливый доступ для всех
9.2
Продвижение инклюзивного и устойчивого индустриализации и к 2030 году значительно увеличить долю отрасли занятости и валового внутреннего продукта, в соответствии с национальными условиями, и удвоить свою долю в наименее развитых странах
9.3
Увеличьте доступа мелких промышленных и других предприятий, в частности, в развивающихся странах, к финансовым услугам, в том числе доступного кредита, и их интеграция в цепочки добавленной стоимости и рынки
9.4
К 2030 году, модернизации инфраструктуры и модернизации отрасли, чтобы сделать их устойчивыми, с повышенной эффективностью использования ресурсов и более широкого применения экологически чистых и экологически безопасных технологий и производственных процессов, все страны принимать меры в соответствии с их соответствующими возможностями
9.5
Усилить научные исследования, модернизировать технологические возможности промышленных секторов во всех странах, в частности в развивающихся странах, в том числе, к 2030 году, поощрения инноваций и существенно увеличивая число научно-исследовательских и опытно-работников на 1 млн человек и государственного и частного исследования и разработки расходов
9.a
Содействие устойчивому развитию и упругий инфраструктуры в развивающихся странах за счет улучшения финансового, технологического и технического обеспечения для африканских стран, наименее развитых стран, имеющих выхода к морю развивающихся стран и малых островных развивающихся государств
9.b
Поддержка отечественной технологии развития, научных исследований и инноваций в развивающихся странах, в том числе путем обеспечения благоприятных условий для политики, в частности, диверсификации производства и стоимость товаров дополнение к
9.c
Значительно увеличить доступ к информации и коммуникационных технологий и стремимся обеспечить всеобщий и недорогой доступ к Интернету в наименее развитых странах к 2020 году
10.1
К 2030 году, постепенно достичь и поддерживать рост доходов нижней 40 процентов населения по более высокой ставке, чем в среднем по стране
10.2
К 2030 году, расширение прав и возможностей и содействия социальной, экономической и политической интеграции всех, независимо от возраста, пола, инвалидности, расы, национальности, происхождения, религии или экономического или иного статуса
10.3
Обеспечение равного возможность и сокращения неравенства исхода, в том числе путем устранения дискриминационных законов, политики и практики и содействие принятию соответствующих законов, политики и меры в этой связи
10.4
Принять политику, особенно финансовых, заработной платы и социальной защиты политики, и постепенно добиться большего равенства
10.5
Улучшение регулирования и контроля глобальных финансовых рынков и институтов и укрепления осуществления таких правил
10.6
Обеспечивают повышенную представление и голос развивающихся стран в процессе принятия решений в глобальных международных экономических и финансовых учреждений, с тем чтобы обеспечить более эффективные, надежные, подотчетных и законные институты
10.7
Содействие упорядоченной, безопасной, регулярной и ответственной миграции и мобильности людей, в том числе путем осуществления плановых и хорошо управляемых миграционной политики
10.a
Реализация принципа особого и дифференцированного режима для развивающихся стран, в частности наименее развитых стран, в соответствии с соглашениями Всемирной торговой организации
10.B
Поощряйте официальной помощи развитию и финансовые потоки, в том числе прямых иностранных инвестиций, в государствах, где ощущается наибольшая потребность, в частности наименее развитых стран, африканских стран, малых островных развивающихся государств и развивающихся стран, в соответствии со своими национальными планами и программами
10.c
К 2030 году снизить до менее чем 3 процента трансакционные издержки денежных переводов мигрантов в и устранить коридоров денежных переводов с расходами выше, чем на 5 процентов
10.1
К 2030 году, постепенно достичь и поддерживать рост доходов нижней 40 процентов населения по более высокой ставке, чем в среднем по стране
10.2
К 2030 году, расширение прав и возможностей и содействия социальной, экономической и политической интеграции всех, независимо от возраста, пола, инвалидности, расы, национальности, происхождения, религии или экономического или иного статуса
10.3
Обеспечение равного возможность и сокращения неравенства исхода, в том числе путем устранения дискриминационных законов, политики и практики и содействие принятию соответствующих законов, политики и меры в этой связи
10.4
Принять политику, особенно финансовых, заработной платы и социальной защиты политики, и постепенно добиться большего равенства
10.5
Улучшение регулирования и контроля глобальных финансовых рынков и институтов и укрепления осуществления таких правил
10.6
Обеспечивают повышенную представление и голос развивающихся стран в процессе принятия решений в глобальных международных экономических и финансовых учреждений, с тем чтобы обеспечить более эффективные, надежные, подотчетных и законные институты
10.7
Содействие упорядоченной, безопасной, регулярной и ответственной миграции и мобильности людей, в том числе путем осуществления плановых и хорошо управляемых миграционной политики
10.a
Реализация принципа особого и дифференцированного режима для развивающихся стран, в частности наименее развитых стран, в соответствии с соглашениями Всемирной торговой организации
10.B
Поощряйте официальной помощи развитию и финансовые потоки, в том числе прямых иностранных инвестиций, в государствах, где ощущается наибольшая потребность, в частности наименее развитых стран, африканских стран, малых островных развивающихся государств и развивающихся стран, в соответствии со своими национальными планами и программами
10.c
К 2030 году снизить до менее чем 3 процента трансакционные издержки денежных переводов мигрантов в и устранить коридоров денежных переводов с расходами выше, чем на 5 процентов
12.1
Реализация 10-летний рамки программ по устойчивому потреблению и производству, все страны, принимающие меры, с развитыми странами ведущую роль, принимая во внимание развитие и возможности развивающихся стран
12.2
К 2030 году, достижения устойчивого управления и эффективного использования природных ресурсов
12.3
К 2030 году сократить вдвое душу то глобальные отходы еда на уровне розничной торговли и потребительских и снизить потери продовольствия по производству и цепочки поставок, в том числе послеуборочных потерь
12.4
К 2020 году достичь экологически безопасного управления химическими веществами и все отходы на протяжении всего их жизненного цикла, в соответствии с согласованными международными рамками, и значительно снизить их освобождения в воздухе, воде и почве, чтобы свести к минимуму их негативное воздействие на здоровье человека и окружающую среду
12,5
К 2030 году, существенно уменьшить образование отходов через предотвращению, сокращению, переработки и повторного использования
12.6
Поощрение компаний, особенно крупных и транснациональных компаний, чтобы принять практику устойчивого и интегрировать информацию в устойчивости своего цикла отчетности
12.7
Содействие практики государственных закупок, которые являются устойчивыми, в соответствии с национальной политикой и приоритетами
12.8
К 2030 году обеспечить, чтобы люди во всем мире имеют соответствующую информацию и осведомленности в области устойчивого развития и образа жизни в гармонии с природой
12.А
Поддержка развивающимся странам в укреплении их научно-технологического потенциала, чтобы перейти к более устойчивым моделям потребления и производства
12.b
Разработка и внедрение инструментов для мониторинга воздействия устойчивого развития для устойчивого туризма, который создает рабочие места и способствует местную культуру и продукты
12.c
Рационализация неэффективных ископаемого топлива субсидий, поощряющих расточительное потребление устранения рыночных диспропорций, в соответствии с национальными условиями, в том числе путем реструктуризации налогообложения и постепенный отказ этих вредных субсидий там, где они существуют, для учета их экологических последствий, в полной мере учитывая конкретные потребности и условия развивающихся стран и минимизации возможных негативных последствий для их развития таким образом, который защищает бедных и пострадавших общин
13.1
Укрепление устойчивости и способности к адаптации к опасностям, связанным с климатом и стихийных бедствий во всех странах
13.2
Интеграция мер в области изменения климата в национальные политики, стратегии и планирования
13.3
Улучшить образование, повышение осведомленности и человеческого и институционального потенциала по смягчению последствий изменения климата, адаптации, сокращению воздействия и раннего предупреждения
13.a
Реализация взятое развитыми странами Сторон Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата цели мобилизации совместно $ 100 млрд в год к 2020 году из всех источников для удовлетворения потребностей развивающихся стран в контексте значимых действий по предотвращению изменения климата и транспарентности осуществления и полностью в действие Зеленого климатического фонда через его капитализации как можно скорее
13.b
Содействовать созданию механизмов для повышения потенциала для эффективного изменения, связанные с планированием и управлением климата в наименее развитых странах и малых островных развивающихся государств, в том числе ориентированных на женщин, молодежь и местные общины и маргинальных элементов.
***
Признавая, что Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата является основным международным,
межправительственным форумом для согласования глобальных мер реагирования на изменение климата.
14.1
К 2025 году, предупредить и значительно уменьшить загрязнение морской среды из всех видов, в частности, от деятельности на суше, в том числе морского мусора и загрязнения биогенными веществами
14.2
К 2020 году устойчивого управления и защиты морских и прибрежных экосистем, чтобы избежать существенных негативных воздействий, в том числе путем укрепления их устойчивости и принять меры для их восстановления в целях достижения здоровой и продуктивной океаны
14.3
Минимизировать и устранения последствий подкисления океана, в том числе посредством расширения научного сотрудничества на всех уровнях
14.4
К 2020 году, эффективно регулировать сбор и конечную перелова, незаконного, несообщаемого и нерегулируемого рыбного промысла и разрушительных методов рыболовства и реализации планов управления на основе научных данных, для того, чтобы восстановить рыбные запасы в кратчайшие сроки это возможно, по крайней мере, до уровней, которые могут производить максимально устойчивый выход как это определено их биологическими характеристиками
14.5
К 2020 году, по крайней мере, сохранить 10 процентов прибрежных и морских районов, в соответствии с национальным и международным правом и на основе наилучшей имеющейся научной информации
14.6
К 2020 году, запрещает определенные формы субсидирования рыболовства, которые способствуют мощностей и перелова, ликвидировать субсидии, которые способствуют незаконному, несообщаемого и нерегулируемого промысла, и воздерживаться от введения новых таких субсидий, признавая, что надлежащее и эффективное особого и дифференцированного режима для развивающихся и наименее развитых стран должны быть неотъемлемой частью Всемирной торговой организации рыболовства субсидии переговоров
14.7
К 2030 году, увеличить экономические выгоды для малых островных развивающихся государств и наименее развитых стран от устойчивого использования морских ресурсов, в том числе путем устойчивого управления рыбного хозяйства, аквакультуры и туризма
14.a
Увеличьте научных знаний, развитие научно-исследовательского потенциала и передачи морской технологии, принимая во внимание критерии Межправительственной океанографической комиссии и руководящие принципы по передаче морской технологии, для того, чтобы улучшить здоровье океан и повысить вклад морского биоразнообразия в развитие развивающихся стран, в частности малых островных развивающихся государств и наименее развитых стран
14.b
Обеспечение доступа для мелких кустарных рыбаков в морские ресурсы и рынки.
14.c
Повышение сохранения и устойчивого использования океанов и их ресурсов по имплементации международного права, как это отражено в ЮНКЛОС, которая обеспечивает правовую основу для сохранения и устойчивого использования океанов и их ресурсов
***
Защита, восстановление и содействие устойчивому использованию земных экосистем, устойчивое управление лесами, борьбы с опустыниванием и остановить и обратить вспять деградацию земель и остановить потерю биоразнообразия
15.1
К 2020 году обеспечить сохранение, восстановление и устойчивое использование наземных и пресноводных экосистем внутренних и свои услуги, в частности, водно-болотных угодий леса, горы и засушливых районах, в соответствии с обязательствами в рамках международных соглашений
15.2
К 2020 году, содействовать осуществлению устойчивого управления всеми видами лесов, остановить вырубку лесов, восстановлению деградировавших лесов и существенно увеличить облесения и лесовосстановления в глобальном масштабе
15.3
К 2030 году, по борьбе с опустыниванием, восстановления деградированных земель и почв, в том числе земель, подверженных опустыниванию, засухи и наводнения, и стремиться к достижению деградация земель-нейтральный мир
15,4
К 2030 году обеспечить сохранение горных экосистем, в том числе их биоразнообразия, в целях повышения их потенциала для обеспечения преимуществ, которые имеют важное значение для устойчивого развития
15.5
Принять срочные и значительные меры по сокращению деградации естественных мест обитания, остановить потерю биоразнообразия и, к 2020 году, защищать и предотвратить исчезновение угрожаемых видов
15.6
Способствовать справедливому и равноправному распределению благ, вытекающих из использования генетических ресурсов и содействовать надлежащему доступ к таким ресурсам, как и согласованных на международном уровне
15,7
Возьмите срочные меры, чтобы закончить с браконьерством и незаконным оборотом охраняемых видов флоры и фауны и рассмотреть как спрос и предложение незаконных продуктов дикой природы
15,8
К 2020 году принять меры по предотвращению интродукции и значительно уменьшить воздействие инвазивных чужеродных видов на наземных и водных экосистем и контроля или искоренения приоритетных видов
15,9
К 2020 году интегрировать экосистем и биоразнообразия значения в национальном и местном планировании, процессы развития, стратегий и счетов по сокращению масштабов нищеты
15.a
Мобилизовать и значительно увеличить финансовые ресурсы из всех источников в целях сохранения и устойчивого использования биоразнообразия и экосистем
15 b
Мобилизовать значительные ресурсы из всех источников и на всех уровнях, чтобы финансировать устойчивого лесопользования и обеспечения адекватных стимулов для развивающихся стран для продвижения такого управления, в том числе для сохранения и восстановления
15.c
Повышение глобальной поддержки усилий по борьбе с браконьерством и незаконным оборотом охраняемых видов, в том числе за счет увеличения потенциала местных сообществ по достижению устойчивого источники средств к существованию
***
16.1
Значительно сократить все формы насилия и смертности, связанных везде
16.2
Конец злоупотреблений, эксплуатации, торговли людьми и всех форм насилия в отношении пыток и детей
16.3
Содействие законности на национальном и международном уровнях и обеспечить равный доступ к правосудию для всех
16.4
К 2030 году значительно снизить финансовые и незаконные потоки оружия, укрепить восстановление и возвращение похищенных активов и борьбы со всеми формами организованной преступности
16,5
Существенно снизить коррупцию и взяточничество во всех их формах
16,6
Разработка эффективных, подотчетных и прозрачных институтов на всех уровнях
16.7
Убедитесь, отзывчивый, включительно, участия и представительства принятия решений на всех уровнях
16,8
Расширить и укрепить участие развивающихся стран в учреждениях глобального управления
16,9
К 2030 году обеспечить правовую идентичность для всех, в том числе регистрацию рождения
16.10
Обеспечение доступа общественности к информации и защиты основных свобод, в соответствии с национальным законодательством и международными соглашениями
16.a
Укрепление соответствующих национальных учреждений, в том числе посредством международного сотрудничества, наращивания потенциала на всех уровнях, в частности в развивающихся странах, чтобы предотвратить насилие и терроризма и борьбы с преступностью
16.b
Поощрять и обеспечивать соблюдение недискриминационных законов и политики в области устойчивого развития
***
Финансы
17.1
Укрепление мобилизации внутренних ресурсов, в том числе с помощью международного поддержки развивающимся странам, чтобы улучшить внутренний потенциал для налоговых и других доходов коллекции
17.2
Развитые страны в полной мере выполнить свои обязательства по линии ОПР, в том числе обязательство многих развитых странах для достижения целевого показателя в 0,7 процента ОПР / ВНД для развивающихся стран и 0,15 процента до 0,20 процента ОПР / ВНД наименее развитых стран; Поставщики ОПР предлагается рассмотреть вопрос о создании целевого обеспечить по крайней мере 0,20 процента ОПР / ВНД к наименее развитых стран
17.3
Мобилизовать дополнительные финансовые ресурсы для развивающихся стран из различных источников
17,4
Содействовать развивающимся странам в достижении долгосрочной устойчивости долговой политики на основе скоординированных, направленных на содействие долгового финансирования, облегчение долгового бремени и реструктуризации задолженности, в случае необходимости, и решать внешнего долга высокой задолженностью бедных стран, чтобы уменьшить долгового бремени
17,5
Принять и реализовать режимы по поощрению инвестиций для наименее развитых стран
Технологии
17,6
Повышение Север-Юг, Юг-Юг и трехстороннего регионального и международного сотрудничества на и доступ к науке, технологиям и инновациям и повышения обмена знаниями на взаимосогласованных условиях, в том числе за счет улучшения координации между существующими механизмами, в частности, на уровне Организации Объединенных Наций, и через механизм упрощения глобальной технологии
17,7
Содействие развитию, передаче, распространению и распространению экологически безопасных технологий развивающимся странам на льготных условиях, в том числе на льготных и преференциальных условиях, по взаимному согласию
17,8
Полностью в действие технологию банк и науки, технологий и инноваций механизм укрепления потенциала для наименее развитых стран к 2017 году и повысить использование благоприятной технологии, в частности информационно-коммуникационных технологий
Наращивание потенциала
17,9
Повышение международной поддержки для реализации эффективного и целенаправленного создания потенциала в развивающихся странах для поддержки национальных планов по осуществлению всех целей в области устойчивого развития, в том числе через Север-Юг, Юг-Юг и трехстороннего сотрудничества
Сделка
17.10
Содействие всеобщему, основанного на правилах открытой, недискриминационной и справедливой многосторонней торговой системы в рамках Всемирной торговой организации, в том числе путем завершения переговоров под его развития Дохи
17.11
Значительно увеличить экспорт развивающихся стран, в частности с целью удвоения доли наименее развитых стран в мировом экспорте по 2020
17.12
Поймите, своевременное осуществление беспошлинного и неквотируемого доступа на рынки на прочной основе для всех наименее развитых стран, в соответствии с решениями Всемирной торговой организации, в том числе путем обеспечения того, чтобы преференциальные правила происхождения применяются к импорту из наименее развитых стран проста и прозрачна, и способствовать упрощению доступа на рынки
Системные вопросы
Политика и институциональная согласованность
17.13
Повышение глобальной макроэкономической стабильности, в том числе путем координации политики и согласованности политики
17.14
Повышение согласованности политики в интересах устойчивого развития
17.15
Уважайте политическое пространство и руководство каждой страны разработать и внедрить политику для искоренения нищеты и устойчивого развития
***
Многостороннее партнерство
17.16
Повышение глобального партнерства в целях устойчивого развития, дополненные многосторонних партнерств, которые мобилизуют и обмена знаниями, опытом, технологиями и финансовыми ресурсами, чтобы поддержать достижение целей устойчивого развития во всех странах, в частности в развивающихся странах
17.17
Поощрять и стимулировать эффективное общественности, партнерских отношений между государственным и частным сектором и гражданским обществом, опираясь на опыт и ресурсообеспечения стратегии партнерства
***
Данные, мониторинг и отчетность
17.18
К 2020 году повысить поддержку в наращивании потенциала в развивающихся странах, в том числе для наименее развитых стран и малых островных развивающихся государств, значительно повысить доступность высококачественных, своевременных и надежных данных в разбивке по уровню доходов, пола, возраста, расы, этнической принадлежности, миграционная положение, инвалидность, географическое положение и другие характеристики соответствующих национальных контекстах в
17.19
К 2030 году построить на существующих инициативах по разработке измерения прогресса в области устойчивого развития, которые дополняют валовой внутренний продукт, и поддерживать статистического потенциала в развивающихся странах
НАШИ ВЫЗОВЫ ПАРИЖУ В ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНКАХ
Россия надеется на предстоящей конференции ООН по климату достигнуть соглашения о снижении выбросов парниковых газов на 50% к 2050 году и готова финансировать передачу собственных технологий для снижения выбросов в атмосферу развивающимся странам.
Об этом заявил советник президента РФ по вопросам изменения климата Александр Бедрицкий на прошедший в Москве международной конференции «Глобальный климатический вызов: диалог государства, общества и бизнеса», сообщает Интерфакс.
Также, по словам Бедрицкого, Россия поддерживает курс на удержание роста температуры в пределах двух градусов Цельсия.
Ранее глава Минприроды РФ Сергей Донской говорил в СМИ, что Россия на экологическом форуме ООН будет добиваться заключения юридически обязывающего соглашений о сокращении выбросов парниковых газов и планирует к 2020 году сократить такие выбросы до 75 % от уровня 1990-х годов.
По данным ТАСС, на долю России приходится около 17% от общего объем выбросов в атмосферу парниковых газов, а к 1990 году общий объем выбросов составлял 3 млрд 352 млн тонн эквивалента диоксида углерода. Из объема около 70% приходилось на долю энергетики, 9% – сельского хозяйства, 8% – промышленности.
***
Опрошенные Русской службой «Голоса Америки» эксперты-экологи сходятся во мнении относительно того, что вопросы, которые будут подняты в Париже на конференции ООН, жизненно насущны для России.
Руководитель энергетической программы Гринпис России Владимир Чупров считает, что если говорить об изменениях климата, то для РФ эта проблема связана, в первую очередь, с лесными пожарами.
«Они заметно участились и стали более катастрофичными, – добавил он. – Вспомним: 2010 год – Москва в смоге, 2015-й – Бурятия. Список легко продолжить».
По официальным данным, площадь сгоревших лесов в Бурятии превысила 674 тыс. га. Ущерб исчисляется сотнями миллиардов рублей.
Кроме того, по оценке Чупрова, в контексте обсуждаемой проблемы большую тревогу вызывает зона вечной мерзлоты.
«65 процентов территории России – это мерзлота, которая деградирует и на которой расположены десятки тысяч километров газопроводов, ядерные реакторы, – констатировал он. – Если своевременно не принять необходимые меры безопасности, то в условиях неконтролируемого процесса потепления климата последствия здесь могут быть непредсказуемыми, чтобы не сказать – необратимыми».
Эколог привел бытующее в России мнение, что, мол, будет тепло, будем выращивать бананы в тундре. С его точки зрения, это идет либо от незнания, либо «это прямой заказ от нефтегазовых и угольных компаний, которые всячески пытаются заблокировать переход к «зеленой» энергетике».
Руководитель программы «Климат и энергетика» WWF России Алексей Кокорин также убежден, что проблема климата чрезвычайно актуальна для страны.
«Потому что изменение климата в России происходит сильнее, чем в других странах, – пояснил он. – Отдельные регионы Российской Федерации – а это вся Арктика, районы горных массивов, весь Дальний Восток – весьма и весьма уязвимы к процессам, связанным с глобальным потеплением».
Да, там живет небольшой процент населения России, признает Кокорин, но это огромная территория.
Вместе с тем экологи полагают, что руководство РФ не адекватно реагирует на существующие вызовы.
На взгляд Алексея Кокорин, правительство страны не предпринимает все необходимые меры.
«Тут, к сожалению, проводится немножко страусиная политика, – продолжил он. – Потому что даже к текущим изменениям – например, вызванным резким выпадением осадков наводнениям и подтоплением тех или иных районов и населенных пунктов и то, в общем, отношение весьма халатное. Хотя для этого требуется всего лишь изменить ливневую канализацию, сделать те или иные достаточно простые вещи».
Что же касается будущих угроз, то о них говорится на различных уровнях, но достаточно абстрактно, резюмирует руководитель программы «Климат и энергетика» WWF России.
«России срочно нужен план действий по адаптации климата, – настаивает эколог. – Причем он должен быть детально проработан для каждого региона».
С каким багажом направляется в Париж российская делегация?
Владимир Чупров считает, что она везет в столицу Франции далеко не самые амбициозные планы.
«Энергетическая экономика страны крайне неэффективна, – говорит он. – По данным, представленным правительством РФ, почти каждая вторая тонна угля, нефти и каждый второй кубометр газа сжигаются впустую – просто впустую. Потенциал колоссальный. Можно было бы уже сейчас внедрять необходимые энергосберегающие технологии и экономить тот же экспортируемый газ, нефть, но воз и ныне там».
В подтверждение своих доводов Чупров привел две цифры: «В соответствии с разрабатываемой правительством энергетической стратегией до 2035 года предполагается инвестировать в производство только нефти и газа свыше двух триллионов долларов. Это фактически восемь годовых бюджетов РФ. А, допустим, в энергосбережение планируется вложить всего 240 миллиардов долларов. В возобновляемую энергетику – в сто раз меньше: около 40 миллиардов долларов».
Вот вам и вся позиция, которую российская делегация везет в Париж, заключил эксперт.
Его настроения во многом разделяет Алексей Кокорин, который вместе с тем с сожалением отмечает, что официальная позиция России по проблеме изменения климата схожа с подходом США.
«Почему, к сожалению – потому что слова повсюду – и в США, и в России, и в Китае – произносятся прекрасные, – пояснил он. – Все признают, что серьезные и негативные изменения климата происходят преимущественно из-за действий человека. Но когда дело доходит до реальных действий, выясняется, что все эти страны готовы снижать выбросы постольку, поскольку они решают иные задачи – экономические, социальные, геополитические и прочие».
Как представляется Кокорину, действительно всерьез использовать технологические и финансовые ресурсы для снижения выбросов ни одна из крупнейших стран земного шара сегодня не готова.
«Они не видят прямой угрозы своему благополучию в ближайшие десятилетия, – убежден эколог. – От того мир идет не пути так называемого 2 градуса Цельсия, а по пути 3-3,5 градуса. Это вызывает шквал возмущения в слабейших и наиболее уязвимых странах. Но крупнейшие страны, включая Россию и США, это игнорируют».
В свою очередь, глава представительства ЕС в России Вигаудас Ушацкас в интервью «Голосу Америки» подчеркнул, что Брюссель активно продвигает амбициозный повестку дня в деле борьбы с изменением климата. Как видится дипломату, ЕС занимает лидирующие позиции в технологическом развитии возобновляемых источников энергии.
«Согласно недавно опубликованному докладу Европейского агентства по защите окружающей среды выбросы парниковых газов в Европе в период с 1994 года по 2014 уже сократились на 23%, и мы достигли рекордно низкого уровня», – проинформировал он.
По его словам, ключевым элементом позиции ЕС на конференции ООН по проблемам климата в Париже станет определение долгосрочных целей и коллективных усилий по сокращению выбросов, согласование механизма по достижению прогресса и четких правил на основе прозрачности и подотчетности.
«Мы, конечно, хотим, чтобы в Париже был согласован рамочный документ, который бы позволил странам активизировать работу на удержание глобального потепления в рамках двух градусов Цельсия», – подытожил Ушацкас, выразив надежду на конструктивный подход России в работе конференции.
http://www.golos-ameriki.ru/content/experts-about-climate-change/3064745.html
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО НА ПАРИЖСКОМ САММИТЕ (ИЗ ВИКИПЕДИИ).
Особо рекомендуется к прочтению министру Сергею Донскому!
Гражданское общество будет играть важную роль на Парижской конференции COP21. Хотя доступ в «синюю зону» будут иметь только лица, аккредитованные в Секретариате РКИК ООН, в рамках конференции предусмотрено проведение большого количества мероприятий (выставок, конференций, дискуссий). Активное привлечение граждан и негосударственного сектора (органов местного самоуправления, предприятия частного сектора, НПО, ученых, др.) к переходу на новые виды энергии, к экологическим проблемам и адаптации к климатическим изменениям – важная задача как для негосударственных организаций, так и для принимающих решения лиц. В рамках подготовки и проведения Парижской конференции предусмотрены многочисленные мероприятия. Например, в субботу 6 июня 2015 года прошли «крупнейшие гражданские слушания по вопросам энергетики и климата», включившие в себя результаты 104 дискуссий, проведенных в 83 странах в течение 24 часов. Условия и правила проведения этих слушаний (метод одобрен Danish Board of Technology, и протестирован дважды в масштабах "World Wise Views") предусматривают репрезентативную выборку по результатам опроса, состоящего из 5 пунктов: важность борьбы с климатическими изменениями, финансирование переходных этапов, передача технологий, ответственность государств за принятые обязательства и контроль за их исполнением осуществляемый Францией в партнерстве с Национальной комиссией по публичным обсуждениям (CNDP) и Aссоциацией регионов Франции (ARF). Результаты проведенных опросов с сравнительным анализом приоритетов, точек сближения и разногласий стран-участниц доступны начиная с 10 июня участникам межсессионных переговоров в Бонне, лицам, принимающим решения, некоммерческим организациям и всем заинтересованным в работе Парижской конференции COP21. Все рекомендации, сделанные гражданами, были рассмотрены в рамках Всемирного Саммита Климат&Территории, организованного регионом Рона-Альпы в начале июля 2015 в Лионе.
***
Переговорная группа состоит из четырех отделений
• сектор «Парижское соглашение» состоит из экспертов в области климатических изменений;
• сектор «Двусторонние и многосторонние отношения» занимается дипломатическими вопросами и переговорами по национальным обязательствам;
• сектор «Финансы» предназначен для мобилизации финансовых средств;
• сектор «Программа решений» координирует инициативы гражданского общества.
***
Общий секретариат состоит из шести отделений
• сектор «Логистика мероприятия и устойчивое развитие» занимается организацией доступа в выставочный центр Ле Бурже и координацией с секретариатом ООН по вопросам изменения климата;
• сектор «Охрана и безопасность» обеспечивает безопасность участников COP21;
• сектор «Отношения с гражданским обществом» ответственно за часть конференции, посвященную гражданскому обществу;
• сектор «Коммуникации и пресса» занимается обеспечением связи с прессой и цифровой коммуникации;
• сектор «Партнерство государство-частный бизнес» отвечает за связи в области финансов или ноу-хау;
• сектор «Управление и финансы» отвечает за контроль за бюджетом СОР21.
• сектор «Программа решений» координирует инициативы гражданского общества.
Подготовил Владимир ХЛУДОВ.