Система даров или монетизация легенд? Главный редактор «ЭкоГрада» Игорь ПАНАРИН о культуре в контексте меценатства

Открытие памятника Майе Плисецкой из-за ожидаемо широкого резонанса способствовало реанимации многих отложенных социальных и культурных проектов. Самый весомый из них –– это социализация меценатства и кодификация статуса дарителя в законодательном поле. Тема в российском изводе претендует на статус вечной, потому что меценаты были, есть и будут, а меценатства нет вне медийного поля –– ни как социального тренда, ни как корпуса юридических процедур. Если требуется, благотворительность, конечно, реконструируют –– для разных международных рейтингов, но по сути она остаётся проявлением героизма одиночек, находящих на этой неухоженной делянке только им ведомые преференции. Удастся ли переломить ситуацию и социализировать меценатство, а главное –– нужно ли это делать здесь и сейчас, –– тема, поднятая нашим журналом на поверхность в контексте памятника великой русской балерине и на этом этапе дискуссии остро требующая конкретизации. Необходимо объясниться –– что «ЭкоГрад» в лице главного редактора и делает.

РЕЗОНАНС

Система даров или монетизация легенд? Главный редактор «ЭкоГрада» Игорь ПАНАРИН о культуре в контексте меценатства - фото 1Закон о меценатстве сможет создать условия для среднего бизнеса вкладывать деньги в поддержку культуры, считает министр культуры РФ Владимир Мединский.

"Пока закон о меценатстве - декларация. К ней необходим механизм применения. Его мы очень долго искали, потому что не могли найти компромисса с Министерством финансов. (. . .) Но мы в тяжелейшей дискуссии нашли формулу. Согласно ей, поддерживаются только государственные учреждения культуры, а их у нас 99%, при этом в первую очередь учреждения небольшие - краеведческие музеи, районные и областные художественные галереи, провинциальные театры", - сообщил Мединский в интервью газете "Известия", опубликованном во вторник.

По его словам, опасения Минфина понятны: "под прикрытием меценатства можно уходить от налогов, будут "наличить", меценатствовать собственным карманным фондам, тут же созданным домашним картинным галереям и так далее".

"С принятием этого закона появится больше меценатов среди среднего бизнеса, я надеюсь", - отметил Мединский.

Министр уточнил, проблема в том, что сейчас меценатство, по сути, возможно только из прибыли предприятия, которая есть у больших компаний, корпораций. Однако, по его словам, "штаб-квартиры у них в столицах, и руководитель даже местного офиса корпорации не может принять решение о поддержке на месте той или иной картинной галереи, ему для этого санкция Москвы нужна".

"А так их руководители смогут просить поддержки у местного среднего бизнеса. Определенную долю затрат на меценатство предприятие будет закладывать в себестоимость своей деятельности", - считает Мединский.

Глава Минкульта уточнил, в какой стадии находится разработка закона о меценатстве.

"Законопроект подписали руководители обеих палат Федерального собрания и ряд авторитетных депутатов, руководителей профильных комитетов. Мы специально не стали инициировать его от Министерства культуры, хотя имели непосредственное отношение к его разработке. Важно, чтобы это был в полном смысле слова общественный проект. Теперь стоит задача довести его до конца", - отметил он.

Мединский планирует встретиться со спикером Госдумы Вячеславом Володиным "и просить его, чтобы этот закон попал в приоритетную повестку Государственной думы".

"Он очень и очень нужен нашей отрасли. Он, конечно, не перевернет Землю, но создаст условия для среднего бизнеса вкладывать деньги в поддержку учреждений культуры", - добавил министр.

http://www.interfax.ru/culture/538002

Комментарий Игоря ПАНАРИНА, главного редактора «ЭкоГрада»

Система даров или монетизация легенд? Главный редактор «ЭкоГрада» Игорь ПАНАРИН о культуре в контексте меценатства - фото 2Разговор о меценатстве сегодня не может быть и не будет простым. Для начала лучше отбросить поднадоевшие грабли и уяснить, что меценатство не может нести прямых выгод и преференций меценату. Это иная материя и другие ценности, нежели содержимое пресловутых чемоданов Улюкаева.

Нам очень приятно, что тема о меценатстве была вызвана к общественному обсуждению после нашей публикации об Алишере Усманове, спонсировавшем возведение памятника Майе Плисецкой в Москве. Приятно и то, что сам министр Мединский, побывавший на открытии и по-своему благословивший этот памятник, обратил внимание на нашу скромную публикацию, хоть и не сослался на неё. Однако разговор о меценатстве ушел явно в другую сторону. Даже министру придется согласиться с тем, что решить за счёт меценатства текущие проблемы культуры не получится, даже если будут налоговые льготы вместо меценатам. Налоговые льготы вместо «социальных вычетов» или вкупе с ними - это скорее вопрос о полноте взноса, но по факту деньги отдаются без всякой очевидной прибыли или финансовой мотивации. Потому что ОТДАЮТСЯ –– от слова «навсегда». Инвестируются в общество в целом.

Да, стоит напомнить, что общество российское, в котором мы все в разной степени разумно живём, сейчас не особенно богато. Расхлёстанное реформами и «Улюкаев-гейтами», наше коллективное сознание находится в поиске равновесия. Процесс непростой и явно небыстрый. Но принуждать к благородству путём прикармливания –– тоже не выход, хотя очень лёгкий и лежащий на поверхности. По сути разделенное на кланы и часто враждующие между собой группировки наше общество объединяют немногие оставшиеся имена, одинаково авторитетные для всех. У журналистов есть даже термин "похоронное бюро" для новостей, связанных с уходом известных людей, служивших нравственными ориентирами для всех. Кстати, короткие сюжеты о таких кончинах приносят шквал трафика на сайты информационных изданий. И остаётся только надеяться, что такие люди не "закончатся все сразу", о чем тогда можно будет писать наверняка рейтинговые заметки.

В любом случае разговор о том, выгодно или не выгодно Алишеру Усманову спонсировать памятник Майе Плисецкой, не уместен и не вполне корректен. Поживём –– увидим, Алишер Бурханович –– талантливый бизнесмен, и, возможно, он отыщет выгоду и в этом заведомо убыточном для него проекте. Важно –– что успели, как сказал супруг Майи Плисецкой Родион Щедрин, и появился памятник человеку, составившему славу России –– в нужное время и в нужном месте успели сделать важное. И меценатство оказалось в помощь. А текущие институциональные проблемы культуры следует решать за счёт эффективности использования государственного бюджета, на эту сферу специально и выделенного. Эту азбучную истину Владимиру Мединскому даже неловко напоминать.

Так писал "ЭкоГрад"

Майя Плисецкая вернется в Москву

Майя, цветы и генерал... Молчаливое возложение цветов человеком, знающим цену Победы

Памятник балерине Майе Плисецкой в сквере на улице Большая Дмитровка в день ее рождения

Скульптор Виктор Митрошин: «Памятник Плисецкой – первый в мире памятник балерине!»

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить