Карта социально-экологической напряженности в Москве

Карта социально-экологической напряженности в Москве - фото 1Некоммерческий негосударственный фонд «Развитие и окружающая среда» опубликовал карту социально-экологической напряженности в Москве

 

Карта социально-экологической напряженности в Москве

 

(Информация для подготовки карты) Московская региональная мониторинговая группа по контролю правоприменительной практики Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 353-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания лесопарковых зеленых поясов» на совещании 4 августа 2016 г. определила основные параметры и источники информации для подготовки карты социально-экологической напряженности в Москве.

 

Сотрудники и эксперты Некоммерческого негосударственного фонда «Развитие и окружающая среда» подготовили такую информацию для создания карты социально- экологической напряженности города федерального значения Москвы. Для этого использованы Доклады о состоянии окружающей среды в Москве, материалы Департамента природопользования и охраны природной среды города Москвы, Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы, Министерства природных ресурсов и экологии РФ, Общественной палаты города Москвы, социально- ориентированных НКО экологической направленности, экспертов и специалистов из научных учреждений и вузов Москвы.

 

Наиболее полно современные данные об отношении москвичей к социально- экологической ситуации в городе представлены в докладе «О состоянии окружающей среды в городе Москве в 2015 году» (в дальнейшем Доклад 2015). Государственный (федеральный и региональный) экологический надзор является основным инструментом государственного управления в области охраны окружающей среды и направлен на предотвращение, выявление и пресечение нарушения экологического законодательства и обеспечение соблюдения требований нормативных правовых актов. В Москве региональный государственный экологический надзор осуществляется государственными инспекторами города Москвы по охране природы, являющимися должностными лицами Департамента природопользования.

 

В состав регионального государственного экологического надзора в Москве входят:

• государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр (собственные полномочия субъекта);

• государственный надзор в области обращения с отходами (собственные полномочия субъекта);

• государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха (собственные полномочия субъекта);

• государственный надзор в области охраны водных объектов (собственные полномочия субъекта);

• государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий (собственные полномочия субъекта);

• федеральный государственный охотничий надзор (переданные полномочия субъекта);

• федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания (переданные полномочия субъекта);

• государственный контроль за выполнением требований по защите зеленых насаждений (собственные полномочия субъекта);

• контроль за выполнением требований по охране и рациональному использованию городских почв (собственные полномочия субъекта);

• лицензионный контроль за оборотом лома черных и цветных металлов (собственные полномочия субъекта).

 

Такой широкий спектр контрольных полномочий Департамента, постоянная работа с жалобами и обращениями граждан, конструктивное взаимодействие с Общественным экологическим советом при Департаменте, профильными комитетами и комиссиями Мосгордумы и Общественной палаты, представителями СО НКО, экспертами и специалистами, позволяет вполне объективно оценивать и состояние окружающей среды, и социально-экологическую озабоченность горожан. В последнее время Департамент природопользования в круглосуточном режиме ведет прием обращений от граждан по вопросам охраны окружающей среды и природопользования в городе Москве обеспечивался отделом «служба – горячая линия» (прежнее название, далее – «горячая линия»).

 

Поступающие обращения граждан классифицируются по следующим группам:

• благоустройство (наличие аварийных и сухостойных деревьев; качество покоса травы; качество уборки листвы; качество содержания цветников и газонов);

• ведение строительных работ (нарушение природоохранного законодательства при производстве строительных работ);

• вырубка деревьев;

• загрязнение атмосферного воздуха (наличие неприятного запаха на улице от источника загрязнения (дизельный генератор, ТТК, МКАД и т.п.), а также выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарного источника;

• загрязнение водоемов (загрязнение акватории водных объектов на территории города и сброс загрязняющих веществ в акваторию);

• загрязнение территории (загрязнение, захламление городских почв, вследствие которых возможно причинение вреда окружающей среде);

• качество моторного топлива;

• парковка автотранспорта на газонах;

• порча зеленых насаждений;

• применение противогололедных материалов (складирование загрязненного снега на газонах);

• содержание животных (обнаружение диких животных, торговля дикими животными, нарушение правил их содержания);

• шум от различных источников (шум от строительных площадок в ночное время; шум от строительных работ временного характера (замена коммуникаций, дорожного покрытия и т.д.); шум от других источников (дизельный генератор, автомагистраль).

 

Наиболее полно проанализированы жалобы граждан по газовому и шумовому загрязнению городской атмосферы. Результаты этого анализа можно положить в основу карты социально-экологической напряжённости в Москве. В 2015 году поступило более 5,5 тысяч обращений жителей и органов исполнительной власти по вопросам загрязнения атмосферного воздуха и выбросов загрязняющих веществ предприятиями города

На диаграмме (Доклад 2015) показана динамика распределения обращений граждан по вопросам загрязнения атмосферного воздуха по административным округам за последние годы.

 

В Докладе 2015 выделено около сорока промышленных предприятий, на выбросы которых поступали многочисленные жалобы, или вблизи которых были выявлены повышенные концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе. Обращения жителей поступают на загрязнение воздуха вблизи производственных зон

№ 10 ≪Владыкино≫,

№ 13 ≪Коптево≫,

№ 23 ≪Серп и Молот≫,

№ 26 ≪Южный порт≫,

№ 38 ≪Кунцево≫,

№ 45 ≪Автомоторная≫,

№ 56 ≪Грайвороново≫,

№58 ≪Люблино-Перерва≫,

№ 63 ≪Выхино≫,

№ 71а ≪Солнцево≫,

 

однако в ходе рейдов экологической лаборатории превышений нормативов содержания загрязняющих веществ там в 2015 году не зафиксировано.

 

Карта социально-экологической напряженности в Москве - фото 2

 

Динамика распределения обращений граждан по вопросам загрязнения атмосферного воздуха по административным округам Карта-схема территорий, с которых в 2015 году поступали обращения на загрязнение атмосферного воздуха и выбросы стационарных источников В 2015 году поступали жалобы жителей на запах гари с территорий:

ВАО (районы Новокосино,

Косино-Ухтомский мкр. Кожухово),

СЗАО (район Митино),

ЮВАО (районы Некрасовка, Рязанский, Текстильщики, Кузьминки, Выхино-Жулебино),

ЗелАО (районы Крюково, Силино),

САО (Восточное Дегунино, Коптево, Ховрино),

СВАО (Отрадное, Алтуфьево),

ЗАО (Очаково-Матвеевское, Фили-Давыдково, Крылатское, Тропарево- Никулино),

ТиНАО (поселение Мосрентген, поселение Марушкинское, поселение Московский (дер. Саларьево), поселение Сосенское).

 

ДПиООС ведет постоянную работу по выявлению и пресечению несанкционированного размещения и сжигания отходов на территории города Москвы. В 2015 году особое внимание было уделено следующим объектам:

1. Несанкционированная свалка, расположенная на территории производственной зоны № 57 «Курьяново»

2. Территории, прилегающие к полигону ТБО ООО «Малинки» и расположенным на его территории предприятиям ООО «Биосейв» и ООО «Эдельвейс»

3. Территория жилой застройки, прилегающая к ООО «Хартия»

4. Территория жилой застройки, прилегающая к предприятиям по переработке отходов производства и потребления, расположенным на территории ОАО «2463 центральная база производства и ремонта вооружения и средств радиационной, химической и биологической защиты» (ОАО «2463 ЦБПР»)

5. Территория дер. Саларьево, поселение Московский и территория поселения Мосрентген

6. Территория Зеленоградского административного округа города Москвы

7. Территория производственной зоны № 28 «Бирюлёво» ДПиООС также обследует объекты канализации, на которые регулярно поступают жалобы жителей на неприятные запахи, такие как:

1. Территории жилых застроек, прилегающие к Курьяновским очистным сооружениям (КОС) и Люберецким очистным сооружениям (ЛОС) АО «Москводоканал»

2. Территория жилой застройки, прилегающая к КНС «Люблинская» (район Марьино)

3. Территория жилой застройки, прилегающая к ПЭУКС «К-О» (районы Нижегородский, Рязанский, Вешняки)

4. Локальные очистные сооружения микрорайона «Солнцево-Парк» (д. Пыхтино, вблизи дома 13 по ул. Авиаконструктора Петлякова) Особое внимание в 2015 году было уделено загрязнению атмосферного воздуха от сети хозяйственно-бытовых каналов АО «Мосводоканал», имевшему место 01-02 февраля 2015 года.

 

В 2015 году были выявлены территории, на которых по результатам рейдов передвижной экологической лаборатории выявлялись превышения концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе. К таким территориям относятся:

1. Мкр. Кожухово и район Некрсовка

2. Территория, прилегающая к АО «НПЦ газотурбостроения «Салют» (район Соколиная Гора)

3. Территория, прилегающая к АО «Маренго» (11 микрорайон ЗелАО)

4. Жилая территория, прилегающая к ООО «Лазер Сервис» (район Тимирязевский)

5. Жилая территория, прилегающая в производственной зоне № 46 «Коровино»

6. Жилая территория, прилегающая к производственной зоне № 52 «Северянин»

7. Жилая территория, прилегающая к ООО «Формопласт-К»

8. Жилая территория, прилегающая к ООО «БЕТОНСЕРВИС» и асфальтобетонному заводу ПК «Вираж»

9. Территория жилой застройки, прилегающая к производственной зоне «Южное Бутово» 10. Территории жилой застройки, прилегающие к производственным зонам № 37 «Очаково» и № 37с «Очаково Северное»

11. Территория района Внуково (аэропорт Внуково, асфальтобетонные заводы) Кроме этого, на территории города Москвы имеется ряд территорий, откуда поступают жалобы жителей на периодическое появление запахов и где по данным мониторинга в 2015 году не наблюдались превышения концентраций загрязняющих веществ:

- территория жилой застройки района Новокосино (жалобы жителей поступают на запах гари, химии, сероводорода);

- территория жилой застройки района Кунцево (жалобы жителей поступают на запыленность атмосферного воздуха, на выбросы загрязняющих веществ ОАО ≪Кунцевский комбинат железобетонных изделий № 9≫ и других предприятий, расположенных на территории производственной зоны № 38 ≪Кунцево≫);

- территория 5 мкр. ЗелАО (жалобы жителей поступают на запах гари и сероводорода);

- территория жилой застройки, прилегающая к производственной зоне № 26 ≪Южный порт≫ (жалобы жителей поступают на запах гари, химии, сероводорода и выбросов асфальтобетонного предприятия); - территория жилой застройки, прилегающая к производственной зоне № 23 ≪Серп и Молот≫выбросов асфальтобетонного предприятия);

- территория жилой застройки, прилегающая к производственной зоне № 56 ≪Грайвороново≫ (жалобы жителей поступают на запах гари, химии и сероводорода); - территория жилой застройки, прилегающая к производственным зонам № 58 ≪Перерва-Люблино≫ и № 63 ≪Выхино≫ (жалобы жителей поступают на запах гари, химии);

- территория жилой застройки, прилегающая к ОАО ≪ДОК -3≫ и ОАО ≪Полимербыт≫ (жалобы жителей поступают на запах гари, жженой пластмассы, аммиака). Промышленные объекты города Москвы, на которые в 2015 году поступило наибольшее количество жалоб жителей по проблеме ≪запахов≫

 

 

Карта социально-экологической напряженности в Москве - фото 3

 

 

Большую работу по инвентаризации объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, расположенных на территории всех субъектов РФ, и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, ведет Минприроды России. Приказом Минприроды России от 09.09.2010 № 379 был утвержден перечень таких объектов на территории города федерального значения Москва в количестве 657 единиц, а приказом Минприроды России от 28.04.2014 № 196 он был расширен до 1784 объектов. Постановлением Правительство Москвы от 8 ноября 2005 года N 866-ПП «О функционировании Единой системы экологического мониторинга города Москвы и практическом использовании данных экологического мониторинга (с изменениями 2008 года) определен Перечень промышленных предприятий - субъектов локального экологического мониторинга выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

 

В этот перечень входят 58 предприятий теплоэнергетического комплекса, которые курирует Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы, 4 предприятия по переработке твердых бытовых отходов, 27 промышленных предприятий и 3 предприятия, которые курирует Департамент науки и промышленной политики города Москвы.

 

Тщательный анализ этих перечней может в дальнейшем быть использован для актуализации карты социально-экологической напряженности в Москве, а также для организации общественного контроля экологической политики московских предприятий, компаний и организаций.

 

Подготовлено сотрудниками и экспертами Некоммерческого негосударственного фонда «Развитие и окружающая среда» Контакты: Гинзбург Александр Самуилович тел. +7-910-423-1434, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить