Loading...

Как пересадить Россию на велосипед

455612042f0c97b8aeef495f208cc339В то время как вся Европа переходит на экологически чистые и безвредные транспортные средства, планируя в ближайшем будущем окончательно отказаться от автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, в России только сейчас и весьма неспешно начинает развиваться тема использования велотранспорта. О том, что на самом деле представляет из себя велотранспортная промышленность нашей страны, что и кто тормозит ее развитие, и почему мы еще не скоро  пересядем на велосипеды в разговоре корреспондента «ЭкоГрада» Лады Клячковской с Геннадием Сергеевичем Суздальцевым – руководителем Веломобильного Центра, энтузиастом-конструктуром веломобилей, экспертом по развитию велотранспортной отрасли и альтернативных экологичных средств транспорта, Владимиром Николаевичем Ляховым и Владимиром Ильичем Эпштейном – энтузиастами развития велотранспортного движения, экспертами Велотранспортного Союза по развитию велотранспортной отрасли.

На те же грабли
Эта история началась несколько лет назад, в 2010 году. Когда только формировалась идеология современного научно-технологического центра «Сколково», в СМИ промелькнула информация о том, что там хотят создать абсолютно экологичную зону с применением велосипедных маршрутов и велосипедного транспорта. Тогда «Велотранспортный союз» совместно с представителями МАРХИ вели переговоры со  «Сколково» с целью организации сотрудничества. Сотрудничества не случилось – уже был заключен договор с французской фирмой на размещение автомобильных дорог, как путей сообщения и велосипедных дорожек. Однако, по мнению членов «Велотранспортного союза», велосипедные дорожки в «Сколково» для применения экологически чистого транспорта построены не оптимально.

Стоит напомнить, что в 2014 году правительством Москвы было выделено около полутора миллиарда рублей на создание велосипедной инфраструктуры. По всей видимости, правительство города, во главе с мэром Сергеем Собяниным, считает, что пунктов проката и клубка велосипедных дорожек в центре Москвы достаточно для полноценного использования велотранспорта наравне с автомобилями.

К  обсуждению проектов с иностранным участием  по созданию велосипедной инфраструктуры  был привлечен «Велотранспортный союз», клубы и организации действительно заинтересованные (с позиции горожан и велолюбителей) в альтернативном, экологичном способе перемещения. Но  к их реализации и контролю  исполнения проектов  велообщественность не допустили. 

Однако  в Москве стоял вопрос о внедрении экологичноного велотранспорта в общую транспортную сеть города, что сделать само по себе довольно сложно и дорого, а в «Сколково» была возможность создать если не абсолютно экологичную транспортную сеть, совершенно не предусматривающую массового использования автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, то хотя бы включить велодороги и/или велополитен в проект изначально. По неизвестной никому причине в "Сколково" этого не сделали, и, теперь, экотранспорт пытаются "впихнуть" в уже готовую транспортную систему этого иннограда.

Фото некачественных велосипедных дорожек в Москве (источник: форум велосипедистов)bike 05bike 07bike 08

 

Особенности национального велотранспорта

Главной причиной подобного поверхностного подхода к созданию экотранспортной системы является, пожалуй, отсутствие в самом менталитете россиян привычки к передвижению на велосипеде и другом экологичном велотранспорте. Это связано и с суровыми погодными условиями, и с общим отсутствием чувства безопасности на дороге.

На велосипедистов, вопреки различным популяризационным (а точнее, популистским) акциям и мероприятиям, многие смотрят как на сумасшедших. В массах велосипед ассоциируется с почтальоном Печкиным и вечерней прогулкой с детьми, но не со средством передвижения, особенно в больших городах.

Не задумываются о велосипедистах депутаты и чиновники, проезжающие в своих  комфортных автомобилях мимо свежих, но коротких велодорожек. 1,5-5 км выделенной для велосипедов полосы выглядят жалко в огромной транспортной системе города. Кроме того, передвигаться на велосипедах с гарантированной безопасностью возможно только на закрытых территориях вроде парков и стадионов. «Велотранспортный союз» уже 3-ий созыв Государственной Думы просит о том, что бы допустили изменения Транспортной стратегии России с включением туда раздела «Экологическое и оздоровительное велотранспортное движение». Создание закона, по мнению союза, должно спровоцировать дальнейшее развитие данной отросли. 

Мэр Москвы Сергей Собянин участвует в велопробеге

a65028f93ae9414aba58dbb45334854c

Отсутствие государственной велосипедной идеологии тормозит любые инициативы и затягивает решение проблем велосипедистов-велопользователей. Тяжелая борьба за каждое решение в пользу велотранспорта заставляет задуматься о наличии серьезного антивелосипедного лобби. Так, даже разрешение провозить бесплатно в общественном транспорте велосипеды требовало долгих предварительных дискуссий.

Впрочем, велообщественность и не думают сдаваться. Во многих городах нашлись инициативные группы, которые, оперируя законом, смогли добиться создания велодорожек и улучшения транспортных условий для велосипедистов. Хотя главной целью все еще остается создание единой велотранспортной сети между городами России.

Импортозамещение

Развитие экологичного велотранспорта активно поддерживает Департамент природопользования и окружающей среды города Москвы и Департамент транспорта города Москвы. Не меньше заинтересован в нем и Департамент здравоохранения, поскольку велотранспортное движение является здоровье сберегающей технологией городского образа жизни. Полноценное развитие этой отрасли могло бы решить и некоторые социальные проблемы. Такие как, например, конструирование и производство легких, дешевых и удобных транспортных средств (тех же веломобилей) для пенсионеров и людей с ограниченными возможностями.

Пример со «Сколково» в очередной раз подтвердил, что когда речь заходит о крупных проектах, для перестраховки, предпочитают приглашать иностранных специалистов, которые не всегда могут быть компетентны в вопросах наших суровых условий. Поэтому их проекты зачастую нуждаются в адаптации под наши реалии, которой никто, как правило, не занимается. А между тем, своих специалистов, инженеров и конструкторов у нас хватает, вот только проектируемые ими велотранспортные пути сообщения, велосипеды и веломобили не поставлены на конвеер, из-за чего их производство влетает в копеечку и потому не востребовано.

Студент МГХПА им С.Г. Строганова Дмитрий Воронежцев рядом со своим дипломным проектом веломобиляmCkqSOT64QY 1

 

Главной проблемой перед велосипедистами и велолюбителями встает остуствие в стране велотранспортной идеологии как таковой. Пока нет государственной стратегии по развитию велотранспорта, не появится и перспективной отрасли(перспективных альтернативных транспортных средств: малых транспортных средств, электрофицированных и мускульных веломобилей). Несерьезное отношение, как к какому-то виду развлечения и проведения досуга, мешает полноценно использовать велосипед и велотранспорт вообще, как альтернативный автомобилю, но экологичный вид транспорта. Данная отрасль не финансируется, потому что не выглядит перспективной для инвесторов и правительства, а ведь велотранспорт остается единственным абсолютно экологичным способом передвижения в условиях города, и развивать его просто необходимо.

Конструктивные предложения Суздальцева Г.С, Эпштейна В.И. и Ляхова В.Н.TnbIWq25PCE

nzH1rqWn5sc

Лада Клячковская

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить