Александр Водяник: Обсуждаемый закон несет в себе целый ряд заблуждений и иллюзий

Александр Водяник: Обсуждаемый закон несет в себе целый ряд заблуждений и иллюзий - фото 1Эксперты «ЭкоГрада» комментируют «экологический пакет законов» подписанный Президентом РФ Владимиром Путиным. Александр Водяник, член Общественного совета по вопросам ЖКХ при Администрации города Ростова-на-Дону и Представитель Французской Федерации ландшафтных архитекторов на Юге России и Крыму про закон: Обсуждаемый закон несет в себе целый ряд заблуждений и иллюзий

 

Обсуждаемый закон несет в себе целый ряд заблуждений и иллюзий. Безусловно, просматривается его основная цель: спасти и защитить пригородные и городские леса. Но вот механизмы реализации закона и достижения поставленной цели, совершенно этого не обещают, а при детальном рассмотрении и не способствуют реализации. Первое и самое главное, на мой взгляд, это попытка проецирования некоего микса из лесного законодательства в совершенно иное правовое поле: градостроительство. Ибо разговор идет о городской территории.

А тут правовая категория, которая описывает городские и пригородные леса иная. Это природный каркас, как совокупность природно-экологического и градо-экологического каркасов города. И они описаны в СП 42.13330.2011 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений (п.14.8 и п.14.20).

 

Цитирую: " В территориальных границах города и зеленой зоны следует предусматривать формирование единого природного каркаса на базе гидрографической сети, с учетом геоморфологии и рельефа, включая: особо охраняемые природные территории, городские леса и лесопарки, другие зоны рекреационного назначения, естественные экосистемы, сельскохозяйственные земли, зоны с особыми условиями использования территорий (зоны охраны объектов природного и культурного наследия; водоохранные зоны; зоны охраны источников водоснабжения), ценные леса зеленых зон (противоэрозионные, берегозащитные, почвозащитные, места обитания редких видов животных и др.)".

 

Единый природный каркас - это не просто функциональная зона генерального плана, а более широкое территориальное понятие, инфраструктурный слой, сопоставимый с аналогичными слоями генплана как транспортный каркас, схема водопровода и водоотведения и т.п. Причем тем же СП предусматривается для территорий, включенных в природный каркас , предусматривается отдельные "Параметры и режимы регулирования градостроительной и хозяйственной деятельности следует устанавливать с учетом Земельного, Лесного и Водного кодексов Российской Федерации". Причем под каркасом принимается непрерывная сеть озелененных пространств, имеющая в своем составе несколько групп объектов, в зависимости от целевых функций каждого. И исключается разрыв(дефрагментация) всего каркаса.

 

Тут важно пояснить самоё определение каркаса города. Как известно, основной признак любого каркаса состоит в том, что для него характерны: определение для него доминирующего свойства "мощности" в каких-либо ресурсных единицах, но главное - высокая дороговизна его модификации вследствие очень высокой зависимости от него многих других элементов градостроительной системы. Именно поэтому каркасные элементы "долгоживущие", что "тронуть" их очень дорого и очень опасно: слишком большие последствия будут для всей остальной структуры города - и других частей каркаса, и от них - для ткани. В том числе и для элементов, далеко отстоящих от места изменения.

 

Волны от изменения каркаса тотальны для всего города. Каркас как фундамент дома: заденешь - и трясутся все этажи, а многие жизненно важные связи в системе нарушаются. На каркасе лежит главная ответственность за гармоничную структуру города. Нарушения в каркасе сильно отражаются на эффективности функционирования и развития всего города в целом, причем кардинальным образом. Изменения в каркасе, например, могут даже очень сильно поменять концептуальную модель (крупномасштабную структуру) города.

 

Есть и другое определение природного каркаса: под природным каркасом территории понимается совокупность ее экосистем, с индивидуальными характеристиками природопользования для каждого участка, образующих пространственно-организованную инфраструктуру, которая поддерживает экологическую стабильность территории, предотвращает потери биоразнообразия и деградацию ландшафтов ( А. Елизаров. О стратегии создания экологического каркаса степной и лесостепной зоны // Охрана живой природы. Предпосылки и перспективы формирования экологической сети Северной Евразии. Н.Новгород, 1998- Москва, 1999, вып 1 (9), стр.11.). Функции природного каркаса общеизвестны: это средоформирование и средостабилизация городской территории. Иными словами, насаждения природного каркаса обеспечивают процесс мелиорации мезо- и микроклимата города (параметры температуры воздуха, его влажности, аэрации города и уменьшения солнечной радиации).И в процессе исполнения этих базовых функций, территориям природного каркаса свойственны и другие функции, в том числе природоберегущие, сохранение и расширения биоразнообразия и т.п.

 

В связи с этим природные каркасы городов конструируются исходя из наличия существующих массивов, констатации их средообразующей функции, наличия и создания экологических коридоров для транспортировки очищенного , увлажненного и охлажденного воздуха. В целом ряде случаев еще и обогащенного, как например, в курортных бальнеологических районах. Для этого проводятся специальные расчеты на базе специального программного обеспечения, что и определяет стоимость экосистемных услуг как всего природного каркаса, так и и отдельных его частей. И эта стоимость намного более существенна. Я, чем предусматривается просто за снос деревьев.

 

Природный каркас обладает и экономикой не только за счет включения в него самых разных категорий городских земель, но новой для России формы: оплата экосистемных услуг, которая включается в городскую систему налогооблажения. А в формы деятельности входит целый спектр эколого-просветительской, рекреационной деятельности, что подразумевает под собой организацию собственного ("каркасного") "фонда развития", что подразумевает исполнение охранных мероприятий на территориях ООПТ, для которых посещение населением запрещено полностью или в ограниченном масштабе. Таким образом, для обеспечения сохранности городских и пригородных лесов достаточно существующего законодательства, вследствие детального его применения установить правовой статус природного каркаса для совокупности насаждений города.

 

Это в силах местных органов самоуправления. Описанная методика в случае ее реализации, на мой взгляд, в гораздо более значительной степени обеспечивают сохранность лесов (и не только их), чем ФЗ "О лесопарковом защитном поясе городов", но и позволяют включить их в городскую экономику. В настоящее время земельным, градостроительным и иным законодательством зонирование земель рассматривается как один из инструментов управления земельными ресурсами и планирования развития территории.

 

Это обстоятельство позволяет уже сейчас осуществлять охрану природы на основе создания экологического каркаса территории методами прямо совместимыми с проводимыми рыночными преобразованиями в земельно-имущественной сфере и при этом достаточно мягко в рамках действующего правового поля смещать акценты в проведении природоохранной политики с уровня федерального центра на региональный и даже локальный уровень, решая экологические проблемы собственными силами и средствами, не дожидаясь централизованных решений.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить