Взрастить и сберечь: члены школьных лесничеств учатся у сотрудников заповедных территорий бережному отношению к лесному богатству страны

Взрастить и сберечь: члены школьных лесничеств учатся у сотрудников заповедных территорий бережному отношению  к лесному богатству страны - фото 1Ежегодно в России в третье воскресенье сентября отмечается День работников леса и лесоперерабатывающей промышленности.
Всех, кто работает в лесной сфере, объединяет искреннее желание сберечь и приумножить ценный для жизнедеятельности человечества природный ресурс – лес


Неоценимый вклад в сохранение лесного богатства страны вносят и сотрудники особо охраняемых природных территорий. Важную часть их работы составляют эколого-просветительские мероприятия, главной целью которых является воспитание экологической культуры населения, закрепление у местных жителей и гостей ООПТ правил поведения в лесу.
Существенный вклад в формирование бережного отношения к лесу вносят также сотрудники школьных лесничеств, на теории и практике показывающие подрастающему поколению значение лесных угодий для экологии планеты.
Так, в сентябре этого года в детском оздоровительном лагере «Байкальский Бор» прошёл первый межрегиональный слёт школьных лесничеств, в котором приняли участие 29 команд из разных уголков нашей страны. В их числе –, представители школьного лесничества «Росток» из поселка Усть-Баргузин, куратором которого выступили сотрудники ФГБУ «Заповедное Подлеморье» (Республика Бурятия).
На слёте участникам предстояло пройти через серию испытаний, каждое из которых проверяло их навыки и знания в области лесного хозяйства. Одним из этапов стала имитация тушения лесного пожара, где оценивались скорость и точность выполнения задач. Задание по таксации леса включало измерение таких характеристик, как высота, диаметр и породы лесных насаждений. На этапе «Лесоведение и лесовосстановление» школьники показали навыки в обращении с лесопосадочными инструментами, умение определять породу дерева по спилу и распознавать виды саженцев и сеянцев. Одним из самых сложных испытаний стал этап по лесоохране, где участники выявляли болезни и вредителей леса.
По итогам соревнований ребята из школьного лесничества «Росток» заняли два призовых места в индивидуальных зачётах, а в командном зачете – третье место.

Взрастить и сберечь: члены школьных лесничеств учатся у сотрудников заповедных территорий бережному отношению  к лесному богатству страны - фото 2Взрастить и сберечь: члены школьных лесничеств учатся у сотрудников заповедных территорий бережному отношению  к лесному богатству страны - фото 3Взрастить и сберечь: члены школьных лесничеств учатся у сотрудников заповедных территорий бережному отношению  к лесному богатству страны - фото 4Взрастить и сберечь: члены школьных лесничеств учатся у сотрудников заповедных территорий бережному отношению  к лесному богатству страны - фото 5Взрастить и сберечь: члены школьных лесничеств учатся у сотрудников заповедных территорий бережному отношению  к лесному богатству страны - фото 6
За успехами ребят – многочасовые учебные занятия с профильными специалистами ООПТ. Для того, чтобы подготовить ребят к межрегиональному съезду школьных лесничеств, сотрудники «Заповедного Подлеморья» организовали для них специальную серию занятий. Завершающим из них стало выездное практическое занятие по таксации леса в Арангатуйском участковом лесничестве Забайкальского национального парка.
В ходе занятия дети, вооружившись лесотаксационными инструментами, определяли породу и возраст деревьев и были удивлены, что деревья-одногодки могут сильно различаться по высоте и толщине. Это указывает на различные условия их роста, ведь в лесу идёт постоянная борьба за свет, влагу и питательные вещества.
«Ребята обратили внимание на молодые деревца под пологом леса, принадлежащие к той же породе, что и верхний ярус. Этот процесс называется предварительным возобновлением, а сами молодые деревца называются подростом. В густом лесу этот подрост угнетён, растёт медленно, а его корни развиты слабо. Из-за нехватки света большинство из них вскоре погибнет. Однако в местах, где старые деревья отмирают и падают, создавая светлые открытые участки, возобновление происходит успешно. Именно так без вмешательства человека восстанавливается лес», – рассказал куратор ребят, старший государственный инспектор, инженер по охране и защите леса ФГБУ «Заповедное Подлеморье» Сергей Седельников.
На занятиях в школьном лесничестве ребята знакомятся и с различными кустарниками, которые называются подлеском – кедровым стлаником, ольхой, рододендроном даурским. Подлесок играет важную роль в жизни леса: он затеняет почву, предохраняя ее от иссушения и эрозии, и служит местом гнездования для многих птиц. А также проводят измерение одного из важнейших таксационных показателей – полноты насаждения, который используется для определения запаса древостоя. Данный показатель важен для оценки состояния леса и планирования лесохозяйственных мероприятий, таких как уход за лесом и лесовосстановление.
Системная работа по приобщению школьников к лесному делу ведется и на других ООПТ.
К примеру, в национальном парке «Бузулукский бор» (Оренбургская и Самарская области) этим летом участники смены эколагеря РГО провели обследование культур сосны обыкновенной, посаженных в 1914 году под руководством первого лесничего Борового опытного лесничества Андрея Тольского. В ходе смены дети также побывали на экскурсии в здании Боровой лесной опытной станции и Дендрологическом саду.

Взрастить и сберечь: члены школьных лесничеств учатся у сотрудников заповедных территорий бережному отношению  к лесному богатству страны - фото 7Взрастить и сберечь: члены школьных лесничеств учатся у сотрудников заповедных территорий бережному отношению  к лесному богатству страны - фото 8
В Сихотэ-Алинском заповеднике (Приморский край) в рамках экспедиции школьного лесничества «Таёжное братство Дым Дымыча» на молодежную полевую станцию ЭКОLogovo дети познакомились с геоинформационными системами-ГИС, уделив основное внимание мониторингу лесных экосистем. Ребята собирали полевые данные и делали их привязку к карте. Сочетание современных и традиционных методов исследования помогает смотреть на лес глобально, лучше понимать планетарные экологические процессы.
В визит-центре Болоньского заповедника (Хабаровский край) для ребят из школьного лесничества города Арсеньева на постоянной основе проводятся познавательно-игровые программы о заповедных профессиях. Дети узнают как проходит патрулирование территории на разном транспорте, как выявляются нарушители заповедного режима, как осуществляется мониторинг и тушение пожаров, какой вред представляют лесные пожары для животных и растений и что можно сделать, чтобы их предотвратить.
В школьном лесничестве национального парка «Куршская коса» (Калининградская область) ученики 5-6-7-х классов школы поселка Рыбачий учатся определять породы и возраст деревьев, изготавливать кормушки для птиц и животных, сажать деревья в непростых условиях песчаного полуострова.
А в этом году в Королевском бору члены школьного лесничества из поселка Рыбачий высадили 50 саженцев туи гигантской складчатой. Ребята надеются, что их первый опыт посадки деревьев на Куршской косе окажется удачным – в высокой траве и влажной почве саженцы должны хорошо прижиться и долгие годы радовать своим видом гостей и посетителей национального парка.

 

Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,

Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить