Арктика: очень холодно, холодно, теплее, горячо! Часть третья

 Арктика: очень холодно, холодно, теплее, горячо! 	Часть третья - фото 1В феврале 2013 года президентом России Владимиром Путиным была утверждена Стратегия развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. Существенную часть этого документа составляют планы расширения военного присутствия России в Арктике.


От Земли Александры в западных арктических владениях России до мыса Шмидта и острова Врангеля на востоке предполагается восстановить и расширить сеть военных опорных пунктов, в задачи которых будет включена охрана государственной границы, разведывательные мероприятия, обеспечение противовоздушной и противоракетной обороны с созданием сплошного радиолокационного поля, поддержание аэродромной инфраструктуры для военно-транспортной и боевой авиации, поддержка действий Северного флота ВМФ РФ. С момента принятия стратегии работы по обеспечению обороны в Арктике резко активизировались, особенно в области строительства.
Сегодня на острове Котельный (Новосибирские острова) построен жилой городок замкнутого цикла «Северный клевер», рассчитанный на проживание более 250 военнослужащих. На Земле Александры возводится административно-жилищный комплекс «Арктический трилистник» площадью более 14 000 м2 на 150 человек. Этот объект будет функционировать в интересах Северного флота. Аналогичные стройки ведутся на мысе Шмидта и острове Врангеля. К 2016−2017 годам должна быть закончена реконструкция шести арктических аэродромов.
Самое главное — это транспорт, решающую роль в котором играют морские суда. Российский ледокольный флот должен выполнять в Арктике задачи, связанные с укреплением обороны северных рубежей страны. Для проводки судов во льдах нужен мощный ледокольный флот. И в его составе будут ледоколы разных типов. Один из таких кораблей заложен на адмиралтейских верфях Петербурга. Это судно с мощностью в 7 МВт. Но это не атомоход, а дизель-электрический ледокол именем знаменитого русского былинного богатыря -- "Илья Муромец".
Таким образом впервые за несколько последних десятков лет строится ледокольный корабль для российского военно-морского флота. Дизель-электроход "Муромец" пополнит надводные силы Северного флота. Он будет соответствовать всем требованиям Российского морского регистра судоходства 2014 года на класс KM Icebreaker 6. Задача ледокола - помогать судоходству арктической группировки ВМФ России в северных широтах. Запустить в строй судно планируют уже к декабрю 2017 года. Еще будут на верфях будут заложены не менее трех подобных ледоколов.
Ранее руководители МВФ России отмечали, что на Севере есть нужда в кораблях, которые бы совмещали в себе функции морского буксира, ледокола и патрульного судна в одно и то же время. Ледокол «Илья Муромец» может полностью соответствовать таким требованиям адмиралов. Правда, в отличие от атомных ледоколов у него есть некоторые ограничения.
Ледокол сможет пробивать путь во льдах толщиной не до 2.5 метров, как это могут атомные ледоколы, а до 80 сантиметров. Но здесь важно не только умение корабля давить лед, а и умение флотского руководства грамотно распорядиться маневрами имеющегося в наличии ледокольного флота. Иными словами посылать для ледовой проводки подходящие для этой цели ледоколы в зависимости от толщины льда.
Дальность плавания корабля составит не менее 12 тысяч морских миль. Такой показатель очень важен для навигации на Северном морском пути, ведь только от Карских ворот до побережья бухты Провидения расстояние оценивается почти в шесть тысяч километров. В автономном плавании ледокол сможет проводить не менее двух месяцев без захода в порт.
Крупнотоннажные грузы доставляются к арктическим островам в период открытой и ледовой навигации — в последнем случае требуется ледокольное сопровождение. Поскольку основные производственные мощности в России сосредоточены в западной части страны, целесообразно использовать глубоководные порты севера европейской России. Их три, однако с учетом того, что Мурманск работает в основном на западные направления, основные грузы для строительства завозятся автотранспортом в два других порта — Архангельск и Кандалакшу. Суда отправляются в путь в июле, когда вода в Северном Ледовитом океане по максимуму освобождается ото льда и доступен для плавания, например, пролив Вилькицкого, открывающий доступ из Карского моря в море Лаптевых и Восточно-Сибирское море, омывающее северный берег Чукотки.
Суда, прибывающие на острова и труднодоступные материковые территории, выгружают на берег сначала краны и другую строительную технику. Все жидкости и наполнители, содержащиеся в механизмах этих машин, соответствуют арктическому классу и сохраняют работоспособность при температурах до -60°С. Сейчас многие инфраструктурные элементы доставляют на стройплощадку в сборе, в высокой степени заводской готовности, что позволяет тратить минимум времени на монтаж. Очень важный момент - организация проживания строителей. Раньше стандартным временным жилищем в Арктике были вагончики, но в наше время сочли, что возить воздух в виде готовых бытовок дорогостоящими полярными рейсами смысла нет. В наши дни строительные времянки собирают из щитовых конструкций, которые также прибывают судном в штабелированном виде.
Когда в начале ХХI века на площадку в российской Арктике прибывает основная бригада строителей, то ее главной задачей является задача собрать конструкцию строящегося комплекса до наступления полярной зимы с ветрами и снегопадами. Далее стройка либо консервируется до следующего сезона, либо в течение зимнего периода продолжаются отделочные работы, монтаж коммуникаций, но уже внутри, в тепле.

Энергообеспечение и отопление арктических городков осуществляется за счет дизельгенераторов. «Мы проводили эксперименты с «зеленой» генерацией, — рассказывает Ислам Пирахмаев, — но альтернативные источники энергии типа солнца или ветра обходятся слишком дорого. Зато у нас теперь нет никаких бочек с соляркой. Комплексы включают в себя резервуары для постоянного хранения топлива, и они периодически пополняются с помощью танкеров».
Несомненно, многие слышали, или видели в кадрах хроники различных периодов освоения этого региона, как героически осваивали крайний Север, как строили стахановскими темпами жилье и объекты быта. И лишь об одном не говорилось в тех репортажах — об отходах жизнедеятельности человека. Похоже, что каждый решал эту проблему как мог.
Теперь все меняется к лучшему. Программа военного освоения Арктики тесно связана с задачами сохранения экологической чистоты этого уникального региона. Строительство новых городков и баз сопровождается очисткой территорий от старых зданий, брошенной техники, а также от бочек из-под топлива и прочего мусора. Во вновь построенных городках мусор сортируется по видам (бумага, органические отходы, пластик), а потом вывозится судами на материк для переработки. Наименее опасные виды мусора сжигаются на месте в инсинераторах. Инсинератор предназначен для уничтожения биологических отходов с помощью сжигания биологической массы. С помощью камеры дожигания инсинератора можно избежать распространение инфекции и болезнетворных прионов от биологических отходов поступающих с ферм КРС, свинокомлексов, птицефабрик и свиноферм. Технически инсинератор представляет собой печь, в которой высокая температура нагнетается с помощью встроенных горелок. Этот аппарат работает на любом виде топлива.
Таким образом, можно надеяться, что новые объекты на полярных территориях не только дадут военным небывалые доселе технические возможности и комфорт, но и позволят избежать в будущем тех экологических проблем, которые создали на нашем Севере предыдущие этапы его освоения.

Александр Перепечко

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить