Первый круиз по Северному морскому пути «Анадырь - Шпицберген (Лонгйир) пройдет 12 июля - 04 августа 2016. За 24 дня путешественникам представится уникальная возможность посетить регионы и острова, закрытые для массового туризма, куда не ступала нога человека уже много лет. Туристам предстоит побывать на острове Врангеля, Новосибирских островах, Северной Земле, Новой земле, Земле Франца-Иосифа и Шпицбергене.
Путешествие пройдет на ледоколе «Капитан Хлебников», который впервые совершил туристические рейсы в 1992 году, чтобы доставить путешественников в самые труднодоступные уголки земного шара. «Капитан Хлебников» был первым в мире судном, которое совершило кругосветное антарктическое путешествие в 1997 году. И сейчас он возвращается, чтобы совершить уже кругосветное арктическое путешествие в этом году. 75-дневное путешествие начинается 12 июля в Анадырь и заканчивается там же 22 сентября. Для удобства туристов полный кругосветный маршрут разделен на 4 экспедиции. Можно выбрать только один или принять участие в нескольких круизах.
Второй этап «кругосветки» 04—23 августа пройдет вдоль берегов Восточной Гренландии. Третий этап 23 августа -7 сентября по Западной Гренландии и Канадской Арктики. И наконец, завершающий четвертый этап 7-22 сентября по Северо-Западному морскому пути из Канады до Чукотки.
Что россияне знают об Арктике? Что там очень холодно и полгода стоит полярная ночь. Что еще? Из советских мультфильмов Север представлялся заснеженным безбрежным пространством, где живут оленеводы, водятся белые медведи и, конечно же, живет медвежонок Умка, подружившийся с сыном семьи полярников. Ну, еще упоминают вахтовиков, отправляющихся на работу на этот самый Север.
Это базовые данные прочно заложенные в нас. Но это, оказывается, далеко не все. На полуострове Ямал, например, строится крупнейший российский арктический морской порт Сабетта и крупнейший в России завод по сжижению природного газа (СПГ). Причем, на базе Салмановского и Геофизического месторождений, которые расположены на другом полуострове – Гыданском, должен быть построен второй завод по производству СПГ. Таким образом, через 10 лет Россия только с одного Ямала сможет ежегодно поставлять на мировой рынок дополнительно до 33 млн тонн сжиженного природного газа.
Новые вызовы требуют новых решений. Выяснилось, что для обслуживания и полноценного развития промышленных проектов в Арктике, России и нужен качественно и принципиально новый ледокольный флот. Это во-первых. А во вторых, - новые атомные ледоколы нужны и для поддержания нормального транзитного движения по Северному морскому пути – самому короткому водному маршруту между Европой и Юго-Восточной Азией, который пролегает вдоль российских берегов Северного Ледовитого океана. Сейчас грузы между Европой и ЮВА транспортируются на океанских судах традиционным южным маршрутом – через Индийский океан и Суэцкий канал. Однако, Северный Морской Путь на треть короче «южного пути», там нет рисков вооруженного захвата торговых кораблей, или простоя в проливах.
- Если принять во внимание сборы за проход Суэцкого канала, стоимость топлива и другие показатели, определяющие тарифы на перевозки, Северный морской путь может снизить стоимость рейса крупного судна, перевозящего грузы в контейнерах, на целых 20 процентов — приблизительно с 17,5 до 14 миллионов долларов, что позволит сэкономить миллиарды долларов в год, — уверен американский эксперт Совета по международным отношениям Скотт Боргерсон.
Но существует всего одна, но самая главная проблема, которая мешает развитию новой трассы. Это проблема – лед, покрывающий Северный морской путь большую часть года. Однако, гидрогрофы ВМС США уже подсчитали, что из-за глобального потепления к 2020 году период навигации в свободной ото льда воде в Беринговом проливе, который разделяет российскую Чукотку и американскую Аляску, может составить до 160 дней в году. При этом порядка еще 35-45 дней судам в этом районе можно будет передвигаться без поддержки ледоколов в ходе переходного сезона. Период свободной ото льда навигации по Севморпути, по их расчетам, составит до 30 дней в году с переходным сезоном до 45 дней.
А вообще, к 2025 году, по расчетам американских военных гидрографов, время свободной навигации в Беринговом проливе должно увеличится до 175 дней в году (плюс переходный сезон 50–60 дней), по Северному Морскому Пути - до 45 дней в году (плюс 50–60 дней). Поэтому британский Ллойд прогнозирует, что уже к 2021 году транзитный грузооборот по Северному морскому пути вырастет в 10 раз - с 1,5 миллионов тонн в2013 году до 15 миллионов тонн в год.
Добавьте сюда еще 16 миллионов тонн сжиженного газа, который будет к этому времени круглогодично поставляться с первого ямальского СПГ-завода. Приплюсуйте нефть и газовый конденсат, которые из центральной части российской Арктики тоже буду вывозиться в Европу и страны ЮВА. Поэтому новые российские атомные ледоколы будут обеспечивать ледовую проводку тех судов, которые будут транспортировать углеводородное сырье с месторождений Ямальского и Гыданского полуостровов, шельфа Карского моря. Ну, и попутно, обеспечивать поддержку движения всем транзитным суда на протяжении всего Северного морского пути.
В- третьих,- задача нового российского ледокольного флота – поддержание необходимого уровня военного присутствия России в Арктике. Конечно же, трудно предположить, что атомные ледоколы будут принимать непосредственное участие в возможных боевых действиях в арктических водах. Хотя в проекте атомоходов класса «Арктика» была заложена реальная возможность превращения этих судов в боевые корабли, но будут помогать другим кораблям Северного флота достойно выполнять поставленные перед ними задачи.
Тем более, что возможности новой серии атомных ледоколов класса ЛК-60Я, конечно, выше, нежели у ледоколов предыдущих серий. Из 6 ледоколов серии «Арктика», построенных в СССР в 70-90-е годы прошлого века, в «Атомфлоте» сейчас работают только два – «Ямал» и «50 лет Победы». Первый был спущен на воду в 1989 году, второй – в 1993 году. После этого «50 лет Победы» 10 лет простоял у стенки из-за отсутствия у государства денег на его достройку, и фактически, был достроен только в 2007 году. На сегодняшний день является самым крупным ледоколом мира (водоизмещение 26 тысяч тонн).
Сейчас ситуация меняется в лучшую сторону и три новых атомных ледокола проекта ЛК-60Я – это, действительно, весомая заявка России на укрепление мирового первенства в индустриальном освоении Арктики. Тем более, что это будут не только физически новые суда, но и новые конструкции. Головной атомоход, названный «Арктика» станет самым большим и мощным на данный момент атомным ледоколом в мире. Пока это относится к ледоколу«50 лет Победы».
Почему новая ледокольная серия называется новой? Дело в том, что двухосадочная конструкция ЛК-60Я позволит использовать эти суда и в арктических морях, и в мелководных участках устья Енисея и районе Обской губы. - Новые ледоколы будут более мощными и универсальными. Благодаря двухосадочной конструкции они смогут успешно применяться не только на трассе Севморпути, но и в устьях сибирских рек, - считает генеральный директор «Атомфлота»Вячеслав Рукша. Длина новых ледоколов составляет 173,3 метра, ширина — 34 метра, водоизмещение - 33,54 тысячи тонн. На новой серии атомных ледоколов будут установлены двухреакторные энергетические установки с основным источником пара от реакторной установки нового поколения РИТМ-200, специально разработанной для этого судна, и множество других технических отличий от своих предшественников.
Оказывается, ледоколы вовсе не вечны - срок эксплуатации ледокола рассчитывается на 20 лет, или приблизительно, на 100 000 часов службы. Это вызвано тем, что ледокол работает в экстремальных условиях - толщина льда в Северном Ледовитом океане достигает порой 2,5 метров. Для среднего россиянина все эти цифры мало что значат. Попробую объяснить более образно. В условиях тяжелых льдов ледокол совершает до 50 маневро-реверсов в час. Это означает движение вперед-назад, если отбросить все лишнее. Понятно, что все механизмы подвергаются повышенному износу. Не надо забывать и о побочном явлении - вибрации. Для любого, кто имеет хоть малейшее представление о центровке грузов на корабле ясно, что при такой частой смене маневро-реверсов плохо закрепленный груз или механизм под воздействием вибрации может вызвать смещение с непредсказуемыми последствиями, вплоть до опрокидывания судна.
В эти 100 тысяч часов работы входит и пограничный срок безопасной работы атомного реактора. К счастью, за пятьдесят лет на российском атомном флоте не случилось ни одной аварии с атомным реактором. Возникает естественный вопрос, а можно ли продлить срок службы ледокола от 20 до 30 лет?
Да, можно, но при этом придется понести затраты, равные постройке нового ледокола. За всю историю мирового атомного ледокольного флота было построено 10 атомных ледоколов, и все они — российские. А стоит атомный ледокол совсем недешево. Если выяснять «сколько в граммах», то первый ледокол новой серии будет стоить 37 млрд. руб., ввод в эксплуатацию в 2017 году. Второй - 42 млрд. руб, ввод в 2019 году, и третий 44 млрд. руб. срок выпуска 2020 год. Общая стоимость трех атомных ледоколов составит123 млрд. руб. Новые атомные ледоколы будут приняты в 2017, в 2019, в 2020 годах, соответственно, заменяя отслужившие свой срок ледоколы. Ну, и об импортозамещении - строительство атомных ледоколов производится на Балтийском заводе г. Санкт-Петербург.
А вот факт, который известен мало - история ледоколов начинается в 1837 году, когда деревянный ледокол был построен для чистки льда в гавани. С тех пор ледоколы появились в Канаде, США, Финляндии, Швеции, Дании, Японии, Германии, Польше. Но, кроме России, атомный ледокольный флот не имеет ни одна страна в мире.
Александр Перепечко