-- Надо понимать, что все мы здесь в этом мире пребываем в качестве эксперимента. Кто и как себя поведет в рамках, обстоятельствах и системе координат, что нам даны при рождении. Кто-то родился в богатой семье, кто-то в бедной. Кто-то в не религиозной, а кто-то в набожной семье. И эксперимент заключается во взращивании или уничтожении души человека. Готовить человека к духовному росту и созиданию значит готовить душу к встрече с Богом. Божий суд это не просто громкие слова. Божий суд - это то, насколько человек чист, как он готов к встрече с Всевышним, так он и будет принят. Поэтому каждый человек должен быть в ответе за то, что он несет в мир. Созидание или разрушение, потому что можно даже быть художником, а на самом деле разрушителем.
Все это я услышал из уст Александра Александровича Шилова. известного публичного человека, члена-корреспондента Российской Академии Художеств, Председателя духовного комитета Ассамблеи народов России, посол мира при ООН, члена Московского Союза художников, творческого Сюза художников России, международной федерации художников. А еще Народного художника Чечни, Народного художника Ингушетии, Заслуженного художника Дагестана. Лауреата всероссийского конкурса имени Виктора Попкоква , Лауреата первой степени конкурса национальной экологической премии «Эко Мир» , кавалер многих наград.
Мы встретились у метро ВДНХ, недалеко от его художественной мастерской. В Москве стояла духота, было жарко. Небо хмурилось, природа как бы замерла в ожидании грозы. Но она все никак не приходила, от жары спасал кондиционер в его машине, и наша беседа продолжалась.
- Творить, как художник, - значит уметь рисовать. Но при этом должна быть базовая профессиональная и творческая подготовка, школа знаний. Взять, хотя бы укладку кирпичей. Нельзя по-своему класть кирпич, он все равно должен быть уложен правильно. Для этого и существует школа профессиональных базовых знаний. Другой вопрос, что сделать из этой комбинации совокупности кирпичей? Какую постройку возвести? Насколько она будет устойчивой или красивой. Это относится к творчеству. Я, видите ли, не называю творчество искусством, потому что «искусство» всё-таки от слова «искушение», искусственное. Отсюда и известное у нас понятие разных «измов». Откуда взялись все эти «измы»? От искусства. Всегда было творчество, то есть был Творец. Когда у человека есть базовая школа понимания, что такое хорошо, и что такое плохо, то через тебя проходит божественное, и ты созидаешь.
Когда вместо творчества человек занимается искусством, то начинаются некие искусственные порывы, а в итоге получаются лишь потуги на творчество. Где форма заменяет содержание. А сделать настоящее, мощное, которое действительно имеет под собой всю содержательную базу не получается. И вот тогда они начинают себя раскручивать по законам маркетинга по всему миру. Во всех музеях абстракционисты висят, кубисты, модисты – все что угодно. Принято считать, что это современное искусство. Выставляйтесь, никто слова не скажет против. Но почему вдруг агрессивно обыгрывается тезис о том, что реализм и соцреализм в живописи – это плохо, русские передвижники ХIХ века – это вообще, старье, надо бороться за новое. А новое вдруг оказывается с вывернутыми человеческими органами, или кишками намотанными – это же всё мракобесие, то есть глупость возведенная в степень искусства.
А творчество, что это? Можно сказать, что это связь с Космосом. То есть через тебя проходит Абсолют, такая энергия может лечить человека, умиротворяя душу.
Повторюсь, ты должен обязательно владеть школой, получить азы знания для дальнейших шагов. После нее ты можешь делать все что угодно. Главное, чтобы это опиралось на крепкий фундамент, неся с собой добро и свет. Только тогда творчество выполняет свою основную задачу по возделыванию души человека, стимулируя ее развитие.
Предположим, мы с вами вкусно покушали, запили,. Мы наполнили что? Желудок. А что будет развивать и наполнять душу, например? Для этого существует театр, кино, музыка, живопись, скульптура, архитектура. Есть музыка, а скульптура – застывшая музыка. Видите, как интересно, как всё друг с другом переплетено. И когда это всё несёт эстетику – науку о красоте, – тогда это развивает душу детей, а потом уже и взрослых.
За этим раньше чётко следили. Была Византия, эпоха Возрождения, наши великие передвижники... А сейчас во что всё превратилось? Как вы думаете, сейчас молодежь знает, кто такие передвижники и что они двигали? Почему мы позволяем, чтобы всё это так жёстко деградировало? Потому что нам беспринципно и вероломно навязаны Западом программы, форматы, направленные на разрушение нашей культуры и наше понимание красоты, возьмите, к примеру, хотя бы агрессивный дизайн в современных машинах. Засилье насилия и кровопролития на экранах, где на смену добрым и поучительным советским мультфильмам пришли абсолютно пустые и бездушные персонажи, нарисованные не рукой автора, а выполненные холодной компьютерной графикой. Когда ребенок выбирает общение не в диалоге со сверстником, а в контакте с обезличенной машиной(компьютером). Таким образом способность к дружбе и любви подменяется зомбированием.
Моя задача – на своём примере показать, что еще жива та школа созидания, которую я несу своим творчеством, способная к приумножению любви и диалогу со зрителем. Поэтому и появилась идея создания выставки «Наша родина — Россия», которая служит объединение людей. Это некий посыл любви к своей природе, к своей стране. «Надо же, какая у нас Россия красивая!» – говорят. «Надо же, как она за душу берёт!». Эта и тонкая ниточка патриотизма начинает крепчать.
Сейчас патриотизмом у нас обязательно считается войнушка. Это спорт, чаще всего, футбол, на который выделяются миллиарды, триллионы. И что показывает нынешний ЕВРО 2016 в Париже? Там не ничего, кроме как набитых друг другу морд, перевернутых машин, взрывов бомб и драк, которые снимают, а потом всюду распихивают эти сюжеты. Ну, в принципе, какой тут патриотизм? Я не знаю, я не вижу здесь патриотизма?
– А как вы его видите?
– Когда двор на двор играет, а район на район. Когда нет ставок денежных, лоббирования продвижения команд. Тогда это действительно такая игра духа, потому что футбол – прекрасный вид спорта, в общем-то, как и все виды спорта, где нет мордобития. Хотя я сам являюсь мастером спорта по каратэ, занимался в своё время. Не для этого человек вырастил свою голову, а мать кормила грудью сына, чтобы он потом шёл и учился бить такую же точно голову, но постороннего человека. Не для этого человек создан. Есть прекрасные виды спорта, связанные с борьбой. Главная притягательность спорта - состязательность, она видна там. Но и головы при этом целы, мозги целы, душа цела. И бег, например, прыжки – кто дальше, кто выше – это уже такие олимпийские виды спорта времён Древней Эллады. Если Вы помните, там были дискоболы, копьеметатели и т.д. А то что сейчас придумали какие-то мордобития... Ну, я на самом деле, честно говоря, против. Не для этого детей растят.
– А что вы можете предложить?
– Борьбу. Любую, они все хороши. Даже самбо и боевое самбо, борьба прекрасная.Дзюдо тоже хорошо! Это же всё оборона, наука обороны, по сути. Так что всё нормально.
–У вас есть последователи, ученики?
– Когда меня просят, естественно, я даю консультации и провожу грандиозные мастер-классы. В том же Дагестане было порядка 100 человек детей, которым я показал мастер-класс. Потом в школе дагестанского композитора Мурата Кажлаева прошёл мастер-класс с большим количеством народа. В Калуге давал мастер-класс детям. В общем, там, где я появляюсь, для меня основной задачей является не только сама выставка, но ещё и раскрытие творческого потенциала у детей. Я не стою рядом, как другие художники делают, и не показываю, какой я хороший, как я умею... Я-то знаю, как я умею, но если это покажу, это не значит, что вы научитесь. Поэтому у меня другой ход. Дети мне показывают, как они могут, а я их рукой начинаю двигать их дальше по ступенькам и объясняю почему. Таким образом, у них подсознание уже переполняется содержанием того, что они перешагнули барьер того, что не могли, и уже умеют. И если такие мастер-классы методично давать, то люди быстро растут в профессиональном и творческом плане.
Кстати говоря, у народа, у личности, все лучшее начинает взращиваться чаще всего когда приходится преодолевать всяческие запреты, или ходить по мукам. Вот эти все условия – железный занавес, так называемый, какая-то номенклатура, может быть – это всё взращивало во всяком случае у нас у великих. И поразительно, в СССР, несмотря на жесткую цензуру был великолепный реализм и соцреализм в живописи, в кинематографе. Песни тех лет и сейчас поют. Очень жаль, что ныне живём только за счет заделов советских режиссеров, советских композиторов - Рыбникова, Таривердиева, Зацепина, Крылатова. У нас за четверть века ничего нового не выросло. Потрясающе!
– А что предлагаете? Вновь опустить железный занавес?
– Нет, зачем? Я просто предлагаю государству направить внимание на культурное взращивание население. Это всё должно прямо с молоком матери передаваться.
То, кем вы стали сейчас, заложено вашими родителями?
– Мой папа — Александр Шилов, тоже художник, но портретист. Своим трудом и сейчас показывает, каких высот можно достичь и в технике, и в школе живописи. Мой дед Гений Михайлович Фоломеев - он руководил линейным отделом в Кремле 20 с лишним лет. Участвовал в задержании банды «Черная кошки», за это получил орден Красной Звезды, в общем, очень легендарная личность. По сути, он мне объяснил, каким мужчина должен бытьи в жизни, и в спорте. И кстати, его выражение, что «Снег не белый, а имеет много цветов», оно меня сподвигло на абсолютно другое зрение и восприятие мира. То есть его одна фраза определила мой выбор в жизни. Это я сейчас понимаю уже спустя много лет.
А мама, Светлана Гениевна Фоломеева - педагог с 20-летним стажем Суриковской школы. Такие ученики, как Нестеренко, Белюкин, Пресейкин- это всё ее выпуск. И она умеет раскрыть творческий потенциал. И настолько сильно его раскрыть, что потом даже люди, которые никак не связаны с изобразительным искусством, начинают заниматься этим с огромной любовью и самоотдачей. Это такая искра, которая раскрывает то, что не смогли раскрыть и направить родители. Потому что я считаю, что все родители, вне зависимости от рода деятельности своей должны обязательно первым пунктом держать раскрытие творчества, творческого потенциала у ребенка. А потом он уже выберет род деятельности, которым будет заниматься, но уже через призму вот этого духовного аспекта. Не от звонка до звонка с работы, а с самоотдачей и с любовью. Это самое главное и этим я безмерно благодарен своей маме Светлане Гениевне Фоломеевой.
-А вы как отец?
-Я как отец? У меня трое детей. Сын Святослав занимается скульптурой в Суриковской школе. Кстати говоря, я когда поступил в Суриковскую школу, я год отучился на скульптуре, я хотел быть скульптором. Но перешел на живопись, потому что очень сильно почувствовал в себе тягу к сочетаниям, колоритам, к цвету. Чувство цвета начало преобладать, чем чувство форм, поэтому перешел на живопись.
-А сына вы туда сподвигли?
-Нет. Он тогда закончил музыкальную школу, мог бы двигаться по музыкальной стезе дальше, или, скажем, с ВГИКом связать свою жизнь. Я его долго раскрывал, поясняя, что такое драматургия в кино и так далее. Признаюсь, и сам хотел быть режиссером, и я думаю, что это еще от меня не ушло, надеюсь. Может, режиссерские курсы надо закончить. Ведь любой пейзаж - это «остановись мгновенье», оно прекрасно в этом кадре, в котором ты делаешь, нужно рассказать обо всем. По сути, это та же самая режиссура, от глубины которой зависит восприятие и поглощение зрителя, проникновения точнее зрителя в тему, которую режиссер хотел донести путем этого изобразительного ряда.
Ну, а девочки, девочек, прежде всего надо воспитывать, чтобы были хорошими мамами. В девочках родителям надо воспитать женщину, раскрыть женственность. И конечно, девочке хорошо дать и музыкальное, и художественное образование,.
-А супруга помогает в этом?
- Она вообще талантливая мать, она умеет вести хозяйство, умеет правильно заниматься воспитанием, а не «спустя рукава». Еще есть основополагающая задача , которая лежит на плечах у мужчин - растить из своих детей духовных воинов, в хорошем смысле слова. Чтобы на любую неправду, на любое нарушение в обществе и поведении, и в дружбе, и в любви, человек человек имел свою гражданскую позицию. Чтобы эта личность являлась рабом Божьим.
А что такое слово раб, его тоже исковеркали. Это не раб, который с метелкой или с кувалдой, а это работник на благо Богу. Вот она настоящая расшифровка. Работать по Совести. И опять же не важно, чем ты занят. Не врать, не изворачиваться, искать кривые ходы и выходы, а по-настоящему - прямо в глаза разговаривать, не боясь. Потому что есть духовный стержень наш христианский под одним словом «Вера».
Если это будет заложено в детях, то значит это будет любовь в семье. Если этого не будет, то это будет уничтожение и личности в ребенке, чтобы из него действительно раба сделать - как ты бровью поведешь, так он и свою жизнь построит, это, извините, уже не Божественный промысел, а тоталитарная система воспитания. И самое главное, такие дети, которые все повторяют за своими взрослыми, не знают, где хорошо, а где плохо. Они подвержены зомбированию. И если их родители жили не всегда честно, то и ребенок повторяет их. Духовный человек-ребенок он способен отделить зерна от плевел. И что бы мы не говорили взрослые, он прекрасно стоит на духовной платформе определения- хорошо это или плохо. Его ничем не свернешь, вот в чем вся штука. Пример тому Украина. Слабая духовная составляющая, забыли о Боге и управляй народом сколько хочешь. Верят во всё, что даже и старший брат-враг. Как такое может быть!? Докатились. Ничего. Всё через Покаяние вернется, уверяю вас.
– Вы поездили по регионам. Вы были в Чечне, в Дагестане. Они свои традиции чтут. Эти исламские регионы с мусульманской традицией, как они сочетаются с христианством в России?
– Как? Словом «россияне».. Да, россияне. И есть Всевышний. Он всем Бог. То есть Бог един. Просто нужно все гармонично развивать, чтобы не было в обществе перекосов. Но все-таки мы должны помнить, что для России фундаментальная составляющая – это христианство.
–У Вас есть единомышленники?
– Не знаю. Я слышал и от других подобные мысли, и мне это очень приятно, что мне созвучны идеи Никиты Михалкова, Александра Проханова. Но, к сожалению, я с ними не общаюсь. На выставку Проханова пригласил, но он всё занят, к сожалению. С Никитой Михалковым я не общаюсь, только издалека виделись, думаю, это пока еще не повод, чтобы на выставку пригласить. А ведь, кстати, это по сути беда России, беда русского народа – нет сплоченности, необходимо объединяться.
–В драке не защитят, но в войне победят.
– А знаете, почему так происходит?Я вам объясню. Потому что русский человек под Покровами, и он настолько талантлив, настолько самобытно самостоятелен, что не нуждается в поддержке, как он считает, как он это чувствует. В нем настолько большой, огромный природный рассеянный дух... Здесь как проекция — какая природа, таков и человек. То есть, природа и человек очень схожи, определяя тем самым менталитет нации. Смотрите, как всё взаимосвязано. Я процитирую слова Николая Васильевича Гоголя «если вы действительно полюбите Россию, вы будете рваться служить ей», которые точно определяют цель моей выставки, - подытожил нашу беседу Александр Шилов.
Пока мы говорили, разразилась гроза. После ливня в воздухе заметно посвежело, ушли тучи. Проявилось сквозь рваную дымку облаков солнце, и мир снова заулыбался. Подумалось, возможно, это знак свыше, посланный художнику-пейзажисту Александру Шилову.
Александр Перепечко