Вечная несовершенная жизнь

                                        Вечная  несовершенная  жизнь - фото 1Наблюдал, как рос белый гриб. Расправлялась                                                         снизу его шляпка. Через несколько дней он стал                                                красавцем – желанной добычей грибника.                                                                           Прошло еще время.  Шляпка поникла. Скоро                                                             осталась от гриба всего лишь какая-то                                                                                                                    слякоть. Но не закончилась жизнь грибницы –                                                   рядом из земли вылез новый гриб. И                                                                                повторится снова весь его жизненный путь.

                                                  Нет абсолютной смерти, а есть вечная                                                         несовершенная жизнь. Ее несовершенство –                                                       из-за конечности индивидуальной жизни. И                                                       возрадуется Наблюдатель, видя вечную                                                       жизнь. И опечалится, видя ее несовершенной                                        

                                                      Из книги Голубева В.С. «Дом, в котором чисто и светло».

         Октябрь. Закатное солнце высветило коричневатые верхушки ближних дубов и дальний зелено-желтый лес. Природа – совершенный художник. Кому и зачем такая красота? Нет ответа.

         Я же  пытаюсь найти ответы на вопросы своей науки. О жизни и смерти, о их гармонии. Все, что происходит с человеком, подчинено одной цели, поставленной природой, - цели непрерывающейся «вечной» жизни. Для этого человек рождается, нередко случайно. Заводит детей. Умирает, чтобы освободить «место под солнцем» новому поколению. Не умереть не может, иначе Земля переполнится людьми и ресурсов для их существования не хватит. И все это бесконечно повторяется (этакая «дурная бесконечность»). Кто поставил этот спектакль? Или что? Не есть ли человек «раб» природы, а мировая цивилизация – цивилизация «рабов» природы?

         Жить и не понимать, почему все так происходит, грустно. Может быть, грустно и тебе, мой читатель? Тогда прими к сведению разъяснения этих вопросов, которые дает гармонология - наука о гармонии в природе и обществе [1,2].

         Гармония есть то синтетическое «новое», которое является разрешением этих противоположностей. Например, гармонией «разума» и «чувства» является «разумное чувство». Гармонией мужчины и женщины – дети. И т.п.

         Природа функционирует в соответствии с установками гармонии. Имеет место не «борьба» противоположностей, а их гармоническое разрешение. Рассмотрим две противоположности, разрешение которых частично расшифровывают феномен жизни

Противоположность смерть - бессмертие

        

         С позиции гармонологии cущность человека трактуется на основе гармонического разрешения противоположности смерть-бессмертие – через «вечность» феномена жизни человечества в целом и конечность индивидуальной жизни. Человек выступает, образно говоря,  посланцем «вечности». Ибо смысл его существования - жизнетворение с тем, чтобы обеспечить «вечность» существования человечества. Это реализуется через репродукцию..

         Природа «отказалась» от бессмертия индивидуальной жизни. Ибо оно означало бы «переполненность» Земли жизнью и, как следствие, полное исчерпание жизненных ресурсов и прекращение жизни. Для этого она выработала стихийные механизмы индивидуальной смерти, реализуемые с помощью бактерий, вирусов, стихийных бедствий, войн и др. Цивилизация «сняла» некоторые из этих механизмов регулируемым развитием. Имеются ввиду наука, медицина, здравоохранение, гигиена и т.п. Заметим, что регулируемое развитие есть гармонического разрешение противоположности стихийное-управляемое развитие [1-3]. При этом сочетаются: невмешательство в механизмы естественной смерти, с одной стороны; и предотвращение преждевременной смерти, с другой (лечение болезней, рост качества жизни и др.). Одна из главных целей цивилизации – дальнейшее совершенствование механизмов регулирования   смертностью с целью роста продолжительности жизни.

        Удивительно следующее: то, что нужно природе, оказывается нужно и человеку, имея ввиду, например, рождение детей. Как это ей удалось так сформировать ценности человека? Чего, естественно, не скажешь о смерти: Природе она нужна, а индивиду нет. С позиции человеческой морали смерть не может рассматриваться как «чистое» средство. Если рассматривать человека как часть Природы, то не  значит ли это: Природа «аморальна», для нее «цель оправдывает средства»?

         Может ли человек примириться со смертью? Да, поскольку она неизбежна. Примириться – это значит принять гармонию жизни и смерти. Противоположность «жизнь – смерть» разрешается формулой их гармонии «жизнь детей – смерть родителей».   Необходимое условие такой гармонии – родители умирают раньше детей. Если наоборот, то это – дисгармония, а не языке чувств - наивысшая трагедия. Страшна не смерть. Страшна смерть своих детей.

         Природа постаралась и изобрела многочисленные механизмы, делающие смерть естественной и даже желанной для людей. Преклонный возраст. Болезни. Дисгармония в семье. Смерть детей. Неприятие профессиональной средой. Гнетущая обстановка в стране и мире. И т.п.

         Предложенная формула гармонии жизни и смерти есть необходимое, с позиции разума, условие гармоничной жизни. Но не достаточное, если иметь ввиду   разрешение противоположности «разум – чувство». С позиции чувства гармонии отвечает наибольшая продолжительность здоровой жизни. Она во многом определяется тем запасом витальной энергии, которую человек набрал в детстве (до 14-16 лет) [1]. В дальнейшем для увеличения продолжительности жизни решающее значение имеет следование социогуманитарному мировоззрению «жизнь – высшая ценность бытия». Оно отвечает гармоничному образу жизни. При этом исключена ситуация смерти детей раньше смерти родителей.

         Таким образом, проблема гармонии жизни имеет основные составляющие:   благополучное детство – гармоничный образ жизни – максимальная продолжительность жизни.

Противоположность обязанность – свобода

         Природа и человечество функционируют в целом по противоположным законам. Главный закон Природы - гармония, разрешение противоположностей. Главный закон предыстории человечества - «борьба» противоположностей. С этим связан весь негатив прошлого и настоящего.

         Ярчайшим примером социальной дисгармонии является неразрешенная в РФ и мире в целом   противоположность свобода-обязанность. Статьи 2, 7 и глава 2 «Права и свободы человека и гражданина» Конституции РФ фактически провозглашают строй тотальной свободы («рабства» свободы). Но согласно триалектике, «cвобода» также плоха, как и «несвобода». Первая ведет к вседозволенности, безмерной эксплуатации, неравенству, деградации человека и природы, войнам и т.д. «Несвобода» ведет к угнетению личности государством.

Согласно Конституции РФ «свободы» («права») личности первичны. Но вся история человечества показывает ущербность данной установки. В действительности, «права» должны быть сопряжены с «обязанностями»: если человек выполняет «обязанности», то получает и «права». Противоположность «права-обязанности» разрешается триалектикой через установку «права для лучшего выполнения обязанностей». Однако об обязанностях человека в Конституции нет ни слова. Более того, в статье 7 декларируется свободное развитие человека. Но это допускает развитие как позитивных, так и негативных человеческих качеств. Примеров последнего не счесть.

Свободное развитие человека, зафиксированное в Конституции РФ, уже привело к вырождению культуры. Неблагоприятно меняется менталитет нации: от поиска «правды» к поиску богатства, от примата духовного к примату материального. Согласно же гармонологии противоположность материальное-духовное разрешается их гармоническим синтезом «материальное для развития духовного» [1-3].

Применительно к обсуждаемому феномену жизни имеем: «обязанность» – продление человеческого рода, дети; «свобода» - свобода выбора партнера для продления рода. Причем этот выбор подразумевает такого партнера, который обеспечит   наилучшее продление человеческого рода. Наличие этих составляющих в жизни человека отвечает гармонии жизни а, следовательно, и ее благополучию [1-3].

Вместе с тем, существуют и бездетные правы, которые свободны в аспекте выполнения обязанности продления рода. Жизнь таких людей дисгармонична   и поэтому не благополучна.   Подтверждается принцип гармонии (в отношении свободы) – «все в меру».

Не приемлю

Человек не может изменить биологические основы своей жизни. Приходится принимать их такими, какие они есть. Но есть нечто иное в жизни людей, что принять если и можно, то с большим трудом.

Имеется ввиду следующее. Одни люди проходят по жизни легко, без больших потрясений. Другие, наоборот; их жизнь зачастую – «круги ада». Чем первые заслужили благо, в вторые – не благополучие, не понятно. Бывает, первые – враги жизни (например, милитаристы). А вторые наоборот, любят природу, без нее не мыслят жизни, творят жизнь. Вот это противоречие уж никак нельзя принять, госпожа Природа.

Примеры из жизни выдающихся ученых, докторов наук. Они не были избраны в члены РАН, что свидетельствует о деградации РАН (о чем автор уже писал [1-3]).

Историк. Он прожил полную творческую жизнь и умер во сне. Редкий пример жизненного благополучия.

Геолог. Новатор в науке о Земле. В автомобильной катастрофе   погибли дочь с мужем. От переживаний скончалась жена.

Экономист. Редкий своей обаятельностью человек. Бесконечно внимательный к окружающим людям. У него была злокачественная опухоль. Бороться с болезнью он устал. Когда я навестил его в больнице, он сказал: «У меня есть средство ее победить». Его выписали домой. И что же: он выбросился из окна своей квартиры.

Подобные примеры легко продолжить. Но и из изложенного ясно: судьба благоволит к одним, злодейка для других. И происходит это не- зависимо от характеристик качества одних и других. Казалось бы, человек высокого эволюционного качества имеет преимущества, ему легче пройти по жизни. Но этого не происходит. У автора нет ответа на данное обстоятельство. Может быть ответ есть у тебя, мой читатель.

Не приемлемо cлдедующее из социальной жизни [1]:

-   войны – главный порок мира предыстории. Ничем нельзя оправдать гибели военнослужащих и мирного населения;

-   геополитика, перпендикулярная законам социоприродной гармонии;

-   угроза ядерной войны;

-   неприличное социальное расслоение;

-   неразрешенность противоположности капитализм – социализм;

   -   техно-гуманитарный дисбаланс;

   - низкое качество мировых элит, не учитывающих в своей деятельности законы социоприродного развития;

   - экономическое развитие, ориентированное на рост физического капитала, в то время как приоритетен рост человеческого капитала;

     -   либеральная «культура» расчеловечивания человека;

   - приоритет естественных наук по сравнению с гуманитарными и естественно-гуманитарными науками.

Коснусь еще двух более частных, но злободневных примеров. На западе развилось весьма странное явление – одевать детей в звериные шкуры. Оно подхвачено российским ТВ. В одной из программ «60 минут» участники ее иронизировали по поводу того, что американские военные одевают маски собак. А тем временем на ТВ идет программа «маски-шоу», в которой, не понятно зачем и для кого, поют артисты в звериных масках, по сравнению с которыми американцы – неумехи. Не для того ли это делается, чтобы унизить, расчеловечить человека, продемонстрировать его звериную сущность?

Другой пример. На западе существует движение за отмену деторождения. Откуда и почему оно? От экологов с целью сократить численность землян? Дискуссия по этой проблеме, имевшая место еще в конце прошлого века [4], доказала несостоятельность концепции «золотого миллиарда». Но возможны и другие основания этого движения. Биологическая составляющая сущности человека подчинена природе и направлена в целом на сохранение человеческого рода (см. выше). В некотором смысле человек – «раб» природы. Не унижает ли это человека? И не вырастает ли из этого унижения движение против деторождения?

Читатель скажет: все это для меня мало значит и не касается моей личной жизни. Значимость же этого для Вашего автора обусловлено его профессией – работой в науке. Ибо   не учет в управлении мировым развитием науки может иметь катастрофические последствия.

Несколько замечаний относительно не удовлетворительного качества социальной жизни, касающихся лично автора. Главный вывод из опыта моей жизни – резкое гуманитарное расслоение людей, расслоению по их качеству ( человеческому капиталу). Я общался со многими прекрасными личностями. Но не меньше было   скверных людей.

Научные сотрудники, те, с которыми приходилось общаться, в большинстве своем были простыми людьми, готовыми к общению и сотрудничеству. Лишь те из них, кто поднимался вверх по лестнице карьеры и ею дорожил, вынужденно согласовывали свое поведение с выше стоящим научным начальством. А это зачастую  было подло. Так, Ваш автор был сокращен с работы в РАН с согласия заведующего лабораторией, вероятно, по приказу сверху.

Когда же человек оказывался на научном Олимпе (академик, член-корреспондент), он во многих случаях преображался, становясь не доступным для общения с рядовыми сотрудниками (кандидатами, докторами наук).   Так, ни одно обращение Вашего автора к ряду академиков по вопросам развития науки не получило ответа [3]. Это ли не свидетельство низкого качества научной элиты? Если бы не было многочисленных привилегий членам академии, то ими становились бы не карьеристы, а истинные носители новаций (последним некогда заниматься административной карьерой).

Общение вне профессии также свидетельствует о резком гуманитарном расслоении людей - расслоении по их качеству. Скверными часто были те, кто вырос в неблагополучных семьях. В чрезмерно благополучных семьях зачастую вырастают сверхэгоисты. Главное качество, которое характеризует молодого человека, - его отношение к родителям. Отсутствие внимания и уважения к ним, неблагодарность – таковы сейчас многие дети. Они не понимают: точно такое же отношение получат они сами от своих будущих детей.

Заключение

Человек – существо триединое: биологическое, социальное и духовное. Основываясь на изложенном,  сущность биологической составляющей человека состоит в разрешении противоположности «обязанность – свобода» через формулу гармонии «свобода для лучшего выполнения обязанности». Человек выполняет свою природную обязанность – продление человеческого рода. При выполнении данной обязанности он имеет «свободу» выбора партнера для продления рода. Жизнь такого человека может быть гармоничной и благополучной. Но человек может и не выполнять эту обязанность (бездетные семьи). Жизнь такого человека дисгармонична.

Существует резкое гуманитарное расслоение людей – расслоение по их качеству. Уменьшение такого расслоения не менее (а даже более) важно, чем уменьшение социального расслоения (по доходам). Уменьшение гуманитарного расслоения станет происходить в социогуманитарном государстве [5], главная цель которого – гармоничное развитие человека.

Литература

  1. Голубев В.С. Основы гармонологии. М., ЛЕНАНД, 2023.
  2.  Голубев В.С. Очерки социоприродной гармонии. М, ЛЕНАНД, 2024.
  3. https://ekogradmoscow.ru/eko-blog/sotsiogumanizm-c-vladimirom-golubevym.
  4.    Голубев В.С. В поисках гармонии. М., ЛЕНАНД, 2022.
  5.    Голубев В.С. Основы экосоциогуманизма. М., ИНФРА–М, 2022.

Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,

Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить