Нет и, по-видимому, не может быть единого определения счастья. Кажется, это связано с тем, что счастье – всего лишь некий идеал, недостижимый практически.
Дадим следующее определение: счастье – это состояние равновесия, гармонии, полного согласия с самим собой, другими людьми и с окружающей средой (природной и социальной). Несчастье – это отсутствие такого состояния.
Согласно диалектике, несчастье и счастье сопряжены – не было бы несчастья, не было бы и счастья. Человек изначально несчастен, ибо смертен. Но в своей конечной жизни он стремится к счастью.
По триалектике, противоположность несчастье-счастье разрешается рождением «нового» (третьего, рис.1). Это «новое» можно назвать благом,
Рис.1. Схема единства противоположности несчастье-счастье
благополучием, удовлетворенностью жизнью, гармоничной жизнью. Самая простая формулировка «нового» - «я доволен жизнью». Имеется в виду не счастье, но и несчастье, а их гармоничный синтез.
Развитие индивида происходит согласно схеме (рис.1). Если индивид изначально ощущает себя несчастливым, то развитием для него станет
движение по нижней траектории к состоянию «благополучие». Дальнейшее движение по этой траектории - напрасный труд и даже регресс (деградация). Ибо состояние полного счастья недостижимо. А тот, кто считает себя полностью счастливым – «фанатик счастья» - умственно неполноценен.
Аналогично, движение «фанатика счастья» к «благополучию» (верхняя траектория) будет развитием. Дальнейшее движение к состоянию «несчастье», естественно, регресс.
Обычно считается, и вполне правильно, что счастье (мы понимаем под ним благополучие) зависит, главным образом, от самого человека, его внутренней сущности, определяясь его мировоззрением. Куда меньше влияние внешних факторов (материальное благосостояние, социальный успех и т.п.). При этом, как правило, перечисляются частные составляющие «счастливого» мировоззрения. А синтеза, системного подхода нет.
Теперь, в связи с развитием учения социогуманизма, ситуация изменилась. Счастливое мировоззрение – это социогуманизм.
Социогуманизм (экосоциогуманизм) – научное учение об устойчивом функционировании системы природа-человек-общество в ХХI веке. Главный принцип социогуманитарной гармонии известен еще с древнейших времен – «все в меру». Теперь этот принцип научно обоснован - мир функционирует по законам триалектики. Согласно им диалектические противоположности разрешаются рождением «нового», что и есть развитие.
Вот лишь некоторые примеры. Противоречие богатство-бедность разрешается через средний класс; авторитаризм-демократия – через сильное демократическое государство; права-обязанности – через власть закона; бытие-сознание – через бытие, управляемое сознанием (социогуманизм); добро-зло – через разумное добро. И т.д.
Социогуманитарное государство рассматривается как закономерный этап развития в ряду либеральное-социальное-социогуманитарное государство. В центре его стоит человек, его гармоничное развитие,
приоритетный рост человеческого капитала. Гармоничное развитие означает согласованный, сопряженный рост составляющих человеческого капитала: витальной (характеристика физического здоровья), интеллектуальной и духовной (характеристики человека как работника и носителя нравственности, соответственно). Устойчивость социогуманитарного государства обеспечивается максимальным задействованием прямых и обратных связей: между бытием и сознанием, демократией и авторитаризмом, человеком и государством и т.д.
Идеологией государства является социогуманизм. Согласно нему человек – главная ценность бытия. Главное богатство человека заключено в нем самом, а не во внешних обстоятельствах его жизни. Поэтому гуманитарные ценности приоритетны по сравнению с материальными. Так, например, иерархии либеральных ценностей богатство-власть-слава противопоставляются социогуманитарные: умеренность-свобода-достоинство. Мировоззрение социогуманизма задействует в связке бытие-сознание обратную связь: не только «бытие определяет сознание», но и «сознание определяет бытие».
В заключении предложим некоторые «рецепты» достижения гармоничной жизни.
Счастлива жизнь того, кто знает: счастье внутри нас. И умеет извлекать его из себя. Воистину, гением из гениев станет тот, кто научит людей извлекать из себя счастье и пользоваться им.
Познай свое предназначение. Всю жизнь ищи его.
Займи в жизни достойное место, отвечающее твоему предназначению. Это нужно не только тебе, но и другим.
Пусть твоей жизненной философией будет максимально принадлежать себе. Расширить свое я. Вместить в него весь мир.
Знай, что главное богатство – твоя единственная и неповторимая жизнь. Все, что ты получаешь при рождении – способность видеть,
чувствовать, мыслить, - бесценно. И потому бесконечно значимее того, что ты можешь приобрести в жизни: богатства, власти, славы. С врожденными дарами природы может сравниться только любовь. Ибо она рождает новую жизнь.
Живи полной жизнью. Знай: истинное значение приобретенного – уменьшить расход врожденного, максимально продлить полноту жизни.
Иди по жизни сам по себе. Не иди общей массой. Уход всех одинаков. Но разно движение. Истинно свободен тот, кто живет своей внутренней жизнью, согласуя с ней свои поступки.
Иди по жизни достойно, не спеша, не суетясь, не пытаясь обогнать других. Тогда твоя жизнь будет естественной, долгой и счастливой. Ты сделаешь в ней больше, чем если бы спешил.
Отрешись от неоправданных желаний. Постарайся довольствоваться имеющимся, зная, что большее придет. Тогда в твою жизнь войдут простые радости. И не станет мыслей о напрасно прожитой жизни.
Бери и отдавай. И чем больше берешь, чем больше отдавай. Главное, что ты можешь отдать всегда – любовь. Тот же, кто получает и не отдает, никогда не будет счастлив.
Правильно включай свои обратные связи: гаси негативное и усиливай позитивное.
Если служишь себе, то сделай так, чтобы оно было и «служением людям».
Не трать понапрасну сил, борясь с неблагополучием. Умей его переживать.
Без труда нет человека. Он дает чувство удовлетворенности жизнью.
Знай: у тебя есть два дома – твой личный и природный дом. Сделай их чистыми и удобными для проживания.
Максимально полно включай себя в природную жизнь. Такое включение дает полноту и гармонию жизни.
Учись жить в своем времени, не обгоняя его и не торопя.
Владимир Голубев, академик РАЕН,
главный научный сотрудник Института системного анализа РАН.