В стране годами длились поиски Национальной Идеи. Не является ли ею феномен традиционных ценностей [1]? Они представляются как «нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России» (из указа Президента от 9.11.2022 г. «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [1]).
И далее: «К традиционным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России».
Но провозгласить традиционные ценности (в данной или иной форме) – это лишь отправная точка долго пути по их задействованию в жизни человека и общества. Главной становится проблема гармоничного развития человека на основе этих ценностей, роста человеческого капитала. А в более общем плане – проблема гармонизации жизни как индивида, так и общества в целом. Именно эти проблемы, если они находится в центре государственной политики, могут претендовать на статус Национальной Идеи.
Но в концепции социального государства, которым является РФ по Конституции, отсутствует проблема гармоничного развития человека, как цель государства. А государство, следующее в своей деятельности такой цели, - это социогуманитарное государство, общественный строй социогуманизма [2]. И если политика РФ станет отвечать традиционным ценностям, то, значит, в стране начинает осуществляться социогуманитарный переход – от социального к социогуманитарному государству [2,3].
Сформулированные в Указе Президента РФ традиционные ценности по существу относятся к характеристикам человека и его социального дома, являясь тем самым социогуманитарными ценностями. Следование им ведет к росту удельного (в расчете на одного человека) человеческого капитала социумов [4] и капитала индивида – характеристике качества человека [5]. При этом главное значение имеет рост духовной составляющей человеческого капитала - характеристика его нравственности. Ее рост соотносится с позитивными человеческими качествами [6] и гармонизацией жизни [7,8].
Существуют определенные подходы к расчету величин человеческого капитала и его производства [4,5]. В частности, за главный признак духовного неблагополучия нации принимается величина удельной суицидности S (в расчете на одного человека за год). Полагается, что производство удельного духовного капитала ПДК (долл./чел. год) уменьшается с ростом S по линейному закoну [4]:
ПДК = к (Smax - S) (1)
где к - константа, Smax - максимальное значение суицидности среди всех исследуемых субъектов (стран мира, регионов и др.).
Из (1) следует, что прогресс по духовному капиталу имеет места, если со временем t уменьшается удельная суицидность:
dS/ dt < 0 (2)
Предлагаемая методика прошла апробацию применительно к странам мира и субъектам РФ [4].
Опора на традиционные ценности предполагает гармоническое разрешение противоположностей (в противовес «борьбе» противоположностей), имеющих отношение к человеку и его социальной жизни [7,8]. Наиболее значима при этом противоположность «свобода – обязанность». При либерализме она не разрешена. Не разрешена она и в Конституции РФ, и в перечне традиционных ценностей согласно соответствующему президентскому указу. А это неизбежно ведет к миру вседозволенности и расчеловечивания человека [7,8].
Итак, человек рождается, взрослеет и входит в социальную жизнь. Получает «свободу»: гуляй, Вася. Свободе он обязан своим родителям. Эту «обязанность» он должен выполнить. Ее сущность – не только и не столько материальная поддержка родителей (в которой они часто даже не нуждаются), сколько нравственная: внимание, уважение, сопереживание и др.
Ничто так не характеризует качество человека, как его отношение к родителям (и прародителям). Это отношение находится в диапазоне противоположности «равнодушие – любовь». Гармоническим разрешением этой противоположности предлагается считать самое простое и легко достижимое - «внимание». Если оно отсутствует, если сын, дочь, внук или внучка живут так, словно у них отца, матери, дедушки, бабушки не существует, то их жизнь не будет благополучной. Особенно когда вырастут их собственные дети. И от них они получат такое же отношение к себе, какое было у них самих.
Что это? Преступление? Но за равнодушие не наказывают. Это – нравственное преступление. И за него надо наказывать нравственным судом. Общественным порицанием. Народным презрением к данному явлению и к ее носителям. Если же этого не будет, дальнейшая деградация человека неизбежна.
Действительно, чрезмерный рост составляющей противоположности «равнодушие» ведет, как это следует из закономерностей гармонии [7], к перерождению другой составляющей этой противоположности: «любовь» снимается «ненавистью». Имеются ввиду чувства родителей по отношению к своим бездушным детям.
Требуется активная политика государства по утверждению социогуманитарных ценностей. Необходимо государственное регулирование СМИ и воспитательного процесса в учебных заведениях. Регулирование, но не управление. Это означает не вмешательство во внутренние механизмы функционирования структур, воспроизводящих человеческий капитал. Но зато включается внешний механизм регулирования – через бюджет. В частности, те СМИ, которые отрицают значимость социогуманитарных ценностей, не финансируются из бюджета.
Необходимой становится введение в школах оценки по поведению. При этом следует оценивать поведение ученика не только в школе, а и вне ее, особенно, в семье. Выпускники школы должны приниматься в ВУЗы с учетом этих оценок. Особенно если иметь ввиду ВУЗы гуманитарного профиля. Человек, зараженный бациллой равнодушия, не может успешно работать в сфере воспроизводства человеческого капитала.
Возможно, со временем возникнут некоторые структуры, отвечающие за качество человека. Ранее они в той или иной форме всегда существовали. Вспомним пьесу «Горе от ума» А.С.Грибоедова, где один ее персонаж признается: «В опеку взят указом». В советское время для этих целей существовали пионерская организация, комсомол, коммунистическая партия. В современном Китае была запущена Система Социального Кредита (доверия), включающая меры поощрения законопослушных и добросовестных граждан и одновременно наказания тех, кто нарушает закон и утратил доверие.
Определенную роль во внедрении социогуманитарных ценностей играет церковь. Но она занимается частными вопросами и, к сожалению, не ставит в центр своей политики проблему гармоничного развития человека. Так, Патриарх Кирилл, выступая на прошедшем Всемирном Русском Соборе, говорил о недопустимости абортов и нецензурной лексики. Это важно, но все-таки это – частности.
И только идеология либерализма абсолютизирует свободу, не сопрягая ее с обязанностями. Открыт полный простор для развития как позитивных, так и негативных человеческих качеств. На практике это уже привело к расчеловечиванию человека (феномен ЛГБТ и др.). В нашей стране непостижимым образом сочетаются критика либерализма на словах и его господство на практике [3] . Самые неоспоримые подтверждения последнего – Конституция РФ и гнездо либералов – российское телевидение.
Конституция РФ писалась с подачи западных либералов. В ней (статья 7) провозглашены права и свободы человека, а об обязанностях ни слова. Что прямо противоположно российскому менталитету. Одно из следствий этого – разгул «свобод» на ТВ. Безумная реклама, милитаристский угар, примитивные сериалы, где действуют бандиты и милиционеры (словно такова и есть российская действительность). И еще многое другое, перпендикулярное социогуманитарным ценностям [3]. Создается впечатление, что ТВ – «мягкая сила» Запада против России с целью расчеловечивания человека.
Необходимое условие для реализации социогуманитарных ценностей и роста качества человека - внесение изменений в Конституцию, утверждающих гармонию прав и обязанностей. Тогда потребуется и изменение культурной политики государства. Ее целью станет гармоническое развитие человека.
Литература
1. Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Указ Президента РФ от 9.11.2022.
2. Голубев В.С. Основы экосоциогуманизма. М., Инфра-М, 2022.
3.https://ekogradmoscow.ru/eko-blog/sotsiogumanizm-c-vladimirom-golubevym.
4. Бушуев В.В., Голубев В.С. , Тарко А.М. Структурная энергия как потенциал развития. Мир и Россия. М., Ленанд, 2014.
5. Бушуев В.В., Голубев В.С. Человек и время в эволюционирующем мире. М., Ленанд, 2014.
6. Селигман М., Новая позитивная психология. М., София, 2006.
7. Голубев В.С. Основы гармонологии. М., Ленанд, 2023.
8. Голубев В.С. Очерки социоприродной гармонии. М., Ленанд, 2024.
Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,
Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON