Социогуманитарное просвещение для гармонизации человека

Социогуманитарное просвещение  для гармонизации человека - фото 1Аннотация

 

Обсуждается социогуманитарное просвещение как синтез воспитания и образования для гармоничного развития человека

            Мир Природы гармоничен. А в нем живет в основном дисгармоничный человек.

Он не умеет любить себя и жизнь. Не любопытен. Не приемлет новации. Эгоист. Лицемер. Не владеет истинным смыслом жизни.

            Справедливость, великодушие, скромность, храбрость, совесть – редкие гости дисгармоничного человека. Его мир  примитивен, бездуховен, воинственен, враждебен Природе. Вечная борьба: «И снова бой! Покой нам только снится» (А.А.Блок).

            Технические выдумки, не сопряженные с гуманизмом – угроза самому существованию человечества. Расчеловечивание человека. Искажение его природы.

            Элита, не владеющая законами социоприродного развития. Ведущая мир по пути социогуманитарного регресса. Неприличное богатство. Унизительная бедность. Отсутствие национальных лидеров. Бесовская пропаганда.

            Война – главный позор мира дисгармонии. Жизнетворение – смысл жизни. Война лишена смысла. Убийство человека – преступление. Смыслом жизни обладают не все люди, а лишь те из них, чья деятельность направлена на самосохранение и развитие жизни. И наоборот, кто способствует или участвует в деградации и уничтожении жизни, тот человеке антисмысла.

            Вся властная, экономическая и прочая элита; все эти короли, цари, президенты, премьеры, миллионеры, миллиардеры, военщина; все те из них, кто инициировал и вел войны, порождал в мире насилие, несправедливость…; все они – враги жизни. Они духовно больные люди – ошибка Природы.

            Рай, в котором согласно религии жили Адам и Ева, при существующей траектории развития неизбежно превращается в ад. Чтобы избежать этого, потребуются глубинные изменения существующих систем воспитания и образования, их новый синтез. Назовем такой синтез социогуманитарным просвещением.

            Обычно считается, что и воспитание, и образование имеет одну цель – всестороннее развитие человека. Но тем самым как бы утрачивается специфика каждого из процессов – воспитательного и образовательного.

            Полагаем, что все-таки имеется определенная специфика целей воспитания и образования. Воспитание – это процесс гармоничного развития человека. Цель образования – не просто получение знаний, но формирование «правильного», то есть научно обоснованного, мировоззрения. В совокупности это формирует «Человека Гармоничного».

            Воспитание и образование сопряжены, взаимно влияют друг на друга – между ними существуют прямая и обратная связи. Правильное воспитание развивает способности к обучению. В свою очередь, овладение научным мировоззрением в результате обучения способствуют гармоничному развитию личности.

            Итак, человек рождается. От чего зависит, какая у него будет жизнь – долгая и полная или короткая и пустая? Один из ответов на эти вопросы содержится в «формуле здоровья ВОЗ» (Всемирной Организации Здравоохранения). Согласно ей, здоровье определяется на 50-55% образом жизни, на 20-25% - качеством окружающей среды, на 15-20% наследственностью и на 10% медициной.

           Однако в этой формуле не содержится в явном виде один из главных факторов здоровья. Мы его назвали «фактором детства»[1]. Здоровое детство, гармоничная семья формируют изначальный жизненный потенциал - «запас устойчивости» (витальный капитал), являясь тем самым необходимым условием долгой плодотворной жизни. Но отнюдь не достаточным, если в дальнейшем человек придерживается гармоничного образа жизни. Согласно формуле ВОЗ, здоровье человека находится в основном внутри самого себя. Оно существенным образом определяется ценностными установками человека и его приоритетами, а в конечном счете, - его мировоззрением. В раннем детстве на первом плане находится воспитание. Мировоззрение формируется постепенно в процессе обучения. Роль образования с возрастом усиливается. Особенно значима для формирования мировоззрения учеба в ВУЗе.

Какое же мировоззрение научно обосновано, отвечает современности и способствует становлению «человека гармоничного». Таким мировоззрением, как показано выше, выступает социогуманизм [1]. Согласно нему жизнь – высшая ценность бытия. Все остальные ценности сопряжены с этой главной. Человек, придерживающийся этого мировоззрения, трепетно, бережно относится к жизни своей и других, к жизни природы. Такое отношение сопряжено с правильным пониманием жизни человека, как единства биологического, социального и духовного начал. В соответствии с этим пониманием он сознательно строит свою жизнь.

Как выработать социогуманитарное мировоззрение? Для этого необходима внутренняя работа человека над самим собой. Но она приходит с возрастом. Вначале же особенно значима роль образования, как школьного, так и вузовского.

Для школы важна гуманизация образования. Преподавание естественно-научных и гуманитарных дисциплин должно быть взаимно увязано и направлено на понимание мира в целом и места в нем человека. Особенно важны гуманитарная и экологическая составляющие образовательного процесса. Ибо именно они дают правильное понимание феномена жизни, вообще, и человека, в частности. В школе образование и воспитание как бы сливаются воедино, составляя суть социогуманитарного просвещения.

Что касается высшего образования, то здесь ситуация несколько иная, чем в школе. Ибо отдельно существуют ВУЗы естественного и гуманитарного профиля. Гуманизация образования в ВУЗах естественного профиля подразумевает преподавание в них определенных гуманитарных дисциплин в связи с естественно-научными. Полезно было бы ввести также преподавание дисциплин, в которых реализован естественно-гуманитарный синтез.

ВУЗы гуманитарного профиля проще ориентировать на выработку социогуманитарного мировоззрения. Мотивы социогуманизма так или иначе присутствуют в большинстве гуманитарных дисциплин. Требуется лишь их усилить, сделать акцент на них. Полезно будет ввести и новый учебный курсы, в которых дается естественно-научное обоснование мировоззрения социогуманизма.

            Социогуманитарное просвещение является необходимой предпосылкой для формирования «Человека Гармоничного».

Литература

1. Голубев В.С,, Кураков А.Л., Тимирясова А.В. Человековедение. Учебно-методическое пособие. М., ИАЭП,; Казань, Познание, 2014.

 

Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,

Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить