В этой жизни умирать не ново.
Но и жить, конечно, не новей.
С.Есенин
Социоестественная история (СЕИ) – научное направление, где изучается роль природных факторов в истории [1]. Предыдущие авторские исследования в этом направлении ([2] и др. ) не рассматривали законы социоприродной гармонии (поскольку наука о гармонии [3-5] была сформулирована позже). Цель данного сообщения - обсудить с позиции гармонологии обусловленность развития цивилизации естественным законом «вечности» феномена жизни.
Не есть ли жизнь спектакль, название которого - «раб Природы»? Все, что происходит с человеком, подчинено одной цели, поставленной Природой, - цели непрерывающейся жизни. Для этого человек рождается, нередко случайно. Заводит детей. Умирает, чтобы освободить «место под солнцем» новому поколению. Не умереть не может, иначе Земля переполнится людьми и ресурсов для их существования не хватит.
И все это бесконечно повторяется (этакая «дурная бесконечность»). Кто поставил этот спектакль? Природа? Зачем он ей? Простого ответа нет. Приходится лишь констатировать, что таков закон этой вечной несовершенной жизни. Ее несовершенство в конечности индивидуальной жизни.
Смерть неизбежна. С позиции гармонологии [3-5] противоположность «смерть-бессмертие» разрешается формулой их гармонии «конечная продолжительность жизни индивидов и бесконечность жизни в целом». Противоположность «мужчина-женщина» гармонически разрешается через детей. Противоположность «жизнь-смерть» индивида разрешается через их гармонический синтез - «жизнь детей и смерть родителей». Он подразумевает, что дети умирают позже своих родителей. Дисгармония - когда дети умирают раньше родителей. Гармония рождает благо, дисгармония – неблагополучие.
Как же человек может жить, и даже счастливо, несмотря на то, что впереди смерть? Природа достигает этого обманом. Она маскирует обман такими ухищрениями, как наслаждение, радость и другие положительные эмоции (от семьи, детей и др.). Но как часто семьи распадаются, а дети, ангелы во младенчестве, вырастая, становятся «бесами». В свою очередь, человек обманывает Природу, занимаясь сексом или искусственно прерывая беременность. Природа обманывает человека, а он – Природу.
Человек рождается. На восходящей стадии своей жизни он получает и наслаждения, и радости. Он живет этим, абстрагируясь от того, что его ждет в будущем. Об этом он предпочитает не думать. Об этом он знает и не знает. На нисходящей стадии жизни наслаждение сменяется болью – от болезней и общего увядания организма. Аналогично, радость сменяется горем - от смертей близких, семейных проблем, от атмосферы в обществе и др. Констатируем: противоположность «наслаждение – боль» разрешается формулой гармонии «наслаждение на восходящей стадии жизни – боль на нисходящей стадии». Аналогично разрешается противоположность «радость – горе»: «радость на восходящей стадии – горе на нисходящей стадии».
Такая несовершенная жизнь фактически выступает как обязанность – человек обязан своей конечной жизнью обеспечить «вечность» жизни человеческого рода. Но гармония (а мы доказываем, что гармония – естественный закон жизни [3-5]) требует разрешения противоположности «обязанность – свобода». Она разрешается на основе свободного выбора партнера для выполнения обязанности. Кроме того, после появления первого ребенка семейная пара получает определенную «свободу» в отношении того, иметь или не иметь еще детей. Существуют и бездетные пары. Но это – дисгармония: противоположность мужчина – женщина не разрешена. Эти пары не благополучны.
Таким образом, движущая сила СЕИ, глубинно, – не только и не столько фактор меняющейся природной среды, сколько выполнение естественного закона «вечности» человеческого рода. Жизнетворение – смысл жизни [3-5]. А сама цивилизации – лишь средство (инструмент) исполнения этой обязанности. Ее развитие обеспечивает более комфортные условия для этого. Войны, если они не катастрофические (в аспекте сохранения человеческого рода), лишь частично влияют на эту функцию. В то же время тотальная ракетно-ядерная война самоуничтожения человечества противопоказана естественному закону самосохранения человеческого рода. В этом ее абсолютная противоестественность и залог того, что такой войны не следует быть.
Предложенная трактовка феномена цивилизации, кажется, упрощает ее смыслы. И даже принижает человека. Любовь и все прочие романтические бредни оказываются в свете изложенного всего лишь ухищрениями человеческого разума с тем, чтобы затенить истинный сугубо материалистический смысл бытия - самосохранение жизни.
Мне скажут: Вами предложено слишком упрощенная трактовка бытия. Пожалуйста, возразите. Но если Ваш автор прав, то данный взгляд на бытие потребует и «нового мышления». Гармония – первооснова жизни, а гармосфера - будущее мира.
Литература
1. Маслова Е.К. Социоестественные подходы к истории: влияние субъективных факторов на признание научности теории на примере концепций Л.Н.Гумилева и Э.С. Кульпина. История и современность, №3, 2018.
2. Голубев В.С. К проблеме теоретических основ СЕИ (с позиции естественно-гуманитарного синтезха. История и современность, №2, 2016.
3. Голубев В.С. Основы гармонологии. М., ЛЕНАНД, 2023.
4. Голубев В.С. Очерки социоприродной гармонии. М, ЛЕНАНД,
5. https://ekogradmoscow.ru/eko-blog/sotsiogumanizm-c-vladimirom-golubevym.
Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,
Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON