Природный базис цивилизации

Природный  базис   цивилизации - фото 1В этой жизни умирать не ново.

Но и жить, конечно, не новей.

С.Есенин

Социоестественная история (СЕИ) – научное направление, где изучается роль природных факторов в истории [1].   Предыдущие авторские исследования в этом направлении ([2] и др. ) не рассматривали   законы социоприродной гармонии (поскольку наука о гармонии [3-5] была сформулирована позже). Цель данного сообщения - обсудить с позиции гармонологии обусловленность развития цивилизации естественным законом «вечности» феномена жизни.

         Не есть ли жизнь спектакль, название которого - «раб Природы»? Все, что происходит с человеком, подчинено одной цели, поставленной Природой, - цели непрерывающейся жизни. Для этого человек рождается, нередко случайно. Заводит детей. Умирает, чтобы освободить «место под солнцем» новому поколению. Не умереть не может, иначе Земля переполнится людьми и ресурсов для их существования не хватит.

         И все это бесконечно повторяется (этакая «дурная бесконечность»). Кто поставил этот спектакль? Природа? Зачем он ей? Простого ответа нет. Приходится лишь констатировать, что таков закон этой вечной несовершенной жизни. Ее несовершенство в конечности индивидуальной жизни.

         Смерть неизбежна. С позиции гармонологии [3-5] противоположность «смерть-бессмертие» разрешается формулой их гармонии «конечная продолжительность жизни индивидов и бесконечность жизни в целом». Противоположность «мужчина-женщина» гармонически разрешается через детей. Противоположность «жизнь-смерть» индивида разрешается через их гармонический синтез - «жизнь детей и смерть родителей». Он подразумевает, что дети умирают позже своих родителей. Дисгармония - когда дети умирают раньше родителей. Гармония рождает благо, дисгармония – неблагополучие.  

         Как же человек может жить, и даже счастливо, несмотря на то, что впереди смерть? Природа достигает этого обманом. Она маскирует обман   такими ухищрениями, как наслаждение, радость и другие положительные эмоции (от семьи, детей и др.). Но как часто семьи распадаются, а дети, ангелы во младенчестве, вырастая, становятся «бесами». В свою очередь, человек обманывает Природу, занимаясь сексом или искусственно прерывая беременность.   Природа обманывает человека, а он – Природу.

         Человек рождается. На восходящей стадии своей жизни он получает и наслаждения, и радости. Он живет этим, абстрагируясь от того,   что его ждет в будущем. Об этом он предпочитает не думать. Об этом он знает и не знает. На нисходящей стадии жизни наслаждение сменяется болью – от болезней и общего увядания организма. Аналогично, радость сменяется горем - от смертей близких, семейных проблем, от атмосферы в обществе и др.   Констатируем: противоположность «наслаждение – боль» разрешается формулой гармонии «наслаждение на восходящей стадии жизни – боль на нисходящей стадии». Аналогично разрешается противоположность «радость – горе»: «радость на восходящей стадии – горе на нисходящей стадии».

         Такая несовершенная жизнь фактически выступает как обязанность – человек обязан своей конечной жизнью обеспечить «вечность» жизни человеческого рода. Но гармония (а мы доказываем, что гармония – естественный закон жизни [3-5]) требует разрешения противоположности «обязанность – свобода». Она разрешается на основе свободного выбора партнера для выполнения обязанности. Кроме того, после появления первого ребенка семейная пара получает определенную «свободу» в отношении того, иметь или не иметь еще детей. Существуют и бездетные пары. Но это – дисгармония: противоположность мужчина – женщина не разрешена. Эти пары не благополучны.

         Таким образом, движущая сила СЕИ, глубинно, – не только и не столько фактор меняющейся природной среды, сколько выполнение естественного закона «вечности» человеческого рода. Жизнетворение – смысл жизни [3-5]. А сама цивилизации – лишь средство (инструмент) исполнения этой обязанности. Ее развитие обеспечивает более комфортные условия для этого. Войны, если они не катастрофические (в аспекте сохранения человеческого рода), лишь частично влияют на эту функцию. В то же время тотальная ракетно-ядерная война самоуничтожения человечества противопоказана естественному закону самосохранения человеческого рода. В этом ее абсолютная противоестественность и залог того, что такой войны не следует быть.

         Предложенная трактовка феномена цивилизации, кажется, упрощает ее смыслы. И даже принижает человека. Любовь и все прочие романтические бредни оказываются в свете изложенного всего лишь ухищрениями человеческого разума с тем, чтобы затенить истинный сугубо материалистический смысл бытия - самосохранение жизни.

         Мне скажут: Вами предложено слишком упрощенная трактовка бытия. Пожалуйста, возразите. Но если Ваш автор прав, то данный взгляд на бытие потребует и «нового мышления». Гармония – первооснова жизни, а гармосфера -   будущее мира.

Литература

 

1. Маслова Е.К. Социоестественные подходы к истории: влияние          субъективных факторов на признание научности теории на примере          концепций Л.Н.Гумилева и Э.С. Кульпина. История и современность,      №3, 2018.

2.   Голубев В.С.   К проблеме теоретических основ СЕИ (с позиции          естественно-гуманитарного синтезха. История и современность, №2,         2016.

3. Голубев В.С. Основы гармонологии. М., ЛЕНАНД, 2023.

4.   Голубев В.С. Очерки социоприродной гармонии. М, ЛЕНАНД,

5.   https://ekogradmoscow.ru/eko-blog/sotsiogumanizm-c-vladimirom-golubevym.

 

Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,

Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить