Позитивная психология и духовный капитал человечества

Позитивная психология и духовный капитал человечества - фото 1Обсуждается позитивная психология Мартина Селигмана. Данный текст является вступлением в следующую авторскую публикацию по проблеме гармонии в позитивной психологии

 

Многие годы психология занималась изучением по преимуществу психических расстройств человека. Между тем, наиболее эффективный способ бороться с любым недугом – его профилактика. А для этого необходимо иметь «точку отсчета» - в данном случае, психологию здорового человека: позитивную психологию [1]). Позитивная психология изучает положительные человеческие с тем, чтобы помочь человеку развить соответствующие свойства характера, понять цель и смысл жизни, достичь счастья. В ней предлагаются способы достижения высокого качества человека и счастливой жизни.

Автор является крупным психологом, президентом Ассоциации американских психологов, руководителем научного направления позитивной психологии. В этом – особая ценность книги – она содержит изначальные неискаженные смыслы. Позитивная психология изучает те условия, черты характера и особенности поведения людей, которые способствуют позитивным чувствам, духовному удовлетворению и реальному человеческому счастью. Она разрабатывает методы использования человеком позитивных качеств.

Проведенный автором анализ установок разных религий, а также трудов многих философов показал, что у народов разных эпох и культур представления о позитивных человеческих качествах поразительно совпадают. В книге выделены и глубоко анализируются основные позитивные качества (добродетели) человека: мудрость и знания, мужество, гуманизм и любовь, умеренность, справедливость, духовность. Каждое из этих качеств включает в себя более частные достоинства (всего их выделено 24). На все эти достоинства приведены тесты, которые позволяют их системно оценить (по балльной шкале) и выявить те из них, которые наиболее свойственны конкретному человеку. Далее строится модель «счастливой жизни». Такая жизнь достигается путем максимального использования человеком своих собственных достоинств. Сильные стороны человека позволяют ему нивелировать свои слабости. Так достигается «счастливая жизнь» - жизнь, исполненная высокого смысла. Она связана с использованием индивидуальных достоинств для реализации человеком своего земного предназначения.

         Проанализируем более подробно основные авторские позиции. Изложение начинается с исследования таких позитивных чувств, как радость, удовлетворение, довольство, невозмутимость, блаженство, надежда. Эти чувства приносят истинное удовлетворение, чего не дает погоня за удовольствиями. Человек с постоянным проявлением позитивных чувств является оптимистом. Оптимисты любят жизнь, и она отвечает им взаимностью. Они дольше живут деятельной жизнью, менее подвержены стрессам, чем пессимисты. Залог счастливой жизни – не только стабильный доход и физическое здоровье, но и умение радоваться жизни.          

К изложенному автором добавим следующее. Оптимист удерживает в себе, запоминает («сорбирует») в основном позитивное, «хорошее», в то время как негативное, «плохое» просачивается через него, как вода через сито, не задерживаясь, не оставляя следа. Это – тип человека позитивной духовности. И наоборот, человек негативной духовности видит во всем лишь «плохое».

Затем М.Селигман переходит к анализу феномена счастья. Авторская трактовка счастья – реализация в жизни достоинств индивида с получением от этого истинного удовлетворения. Приоритетно определить и развить свои достоинства, а не бороться с недостатками. Дается следующая «формула счастья»:

H =   G   +   E +     I

Согласно этой формуле, уровень счастья (Н) складывается из генетической составляющей (G), жизненных обстоятельств (Е) и внутренних факторов (I). По М.Селигману, уровень счастья определяется на 50% генетикой, на 15% - внешними факторами, остальное (35%) приходится на внутренние факторы, непосредственно зависящие от самого индивида.

Здесь принципиально следующее утверждение автора: «…достаточно удовлетворить основные потребности, как дальнейший рост доходов сам по себе не делает нас счастливыми». Куда большее значение имеют гуманитарные факторы: счастливый брак, дружба, вера. Самого же большого успеха в достижении счастья можно добиться, воздействуя на внутренние факторы (I).

Для этой цели читателю предлагается разработанный М.Селигманом метод «позитивного лечения». Он заключается в развитии индивидом своих достоинств и добродетелей и использовании их в повседневной жизни. К добродетелям автор относит шесть уже упомянутых выше черт. Способы проявления добродетелей называются достоинствами. Причем важно, чтобы каждое достоинство проявлялось в течение всей жизни и в разной ситуации, а не единично.

Достоинства и добродетели образуют следующий ряд.

     1.   Мудрость и знание

  • Любознательность, интерес к окружающему миру.
  • Любовь к знаниям.
  • Способность к суждению, критическое мышление, открытость новому.
  • Изобретательность, оригинальность.
  • Практический ум и здравый смысл.
  • Умение видеть перспективу.
  • Знание людей и себя самого, умение общаться.
  1. 2.Мужество
  • Храбрость.
  • Упорство, трудолюбие, прилежание.
  • Целостность натуры, искренность, честность.
  1. 3.Любовь и человечность (гуманизм)
  • Доброта и щедрость.
  • Способность любить и быть любимым.
  1. 4.Справедливость
  • Коллективизм, чувство долга, командный дух и преданность
  • Справедливость.
  • Лидерские качества.
  1. 5.Умеренность
  • Самоконтроль.
  • Благоразумие, осторожность.
  • Смирение и скромность.
  1. 6.Духовность или трансцендентность
  • Чувство прекрасного.
  • Благодарность.
  • Надежда, оптимизм, забота о будущем.
  • Вера, осмысленность жизни, религиозность.
  • Прощение и милосердие.
  • Веселость и юмор.
  • Увлеченность, страстность, энтузиазм.

Следует определять, развивать и применять свои личные достоинства. Для уточнения списка достоинств надо для каждого из своих достоинств проверить, применимо ли к нему следующее (задать самому себе следующие вопросы):

    чувство истинности, неподдельности – это действительно мое,

    проявляя его, я вхожу в азарт, особенно вначале,

    я быстро усваиваю, как использовать это качество,

    постоянно ищу новые пути его применения,

    нередко жажду пустить его в ход,

    я уверен, что оно мне нужно,

    использование этого качества заряжает меня энергией, а неутомляет,

    удачное применение этого качества вызывает у меня радость, энтузиазм и даже восторг.

Если хотя бы одно из этих утверждений применимо к тому или иному качеству, то это качество является достоинством индивида. Если ни одно из них не справедливо – это не его достоинство.

М.Селигман подчеркивает, что таланты не есть достоинства. Таланты даются от природы, а достоинства можно развивать до очень высокой степени за счет собственных усилий. Проявление достоинств требует воли и личного выбора, а проявление низменных свойств диктуется внешними обстоятельствами. Проявление достоинств зачастую приносит личную выгоду, но это не главное. Достоинства хороши сами по себе, а общество поддерживает проявление достоинств.

В книге обсуждается, как использовать свои достоинства в профессиональной деятельности и в повседневной жизни, получая при этом максимальное удовлетворение. Чтобы работа приносила счастье, надо превратить ее в призвание, находить в ней смысл и страсть. Теперь все большее значение в работе приобретают духовные, а не материальные стимулы. Для жизни особенно важны любовь, семья и дети. Проблеме воспитания детей посвящена отдельная глава. У детей следует вызывать положительные эмоции и развивать позитивные черты характера, а не заниматься исправлением отрицательных. Ребенок всегда должен понимать, за что его наказывают.

Последний аккорд монографии – глава «Смысл и цель». «Лучшее, что мы можем сделать, - способствовать прогрессу. Благодаря этому у нашей жизни появляется смысл. Осмысленной жизнь становится, когда мы  чувствуем себя частью чего-то большего, - и чем больше это целое, тем более глубоким смыслом полнится наша жизнь… Полноценная жизнь – в том, чтобы идти к подлинному счастью, неизменно применяя свои индивидуальные достоинства. Но жизнь, исполненная высшего смысла, требует соблюдения еще одного условия – использования лучших своих качеств во имя человеческого знания, могущества и праведности…»

Резюмируя изложенное, М.Селигман дает определение достойной жизни, что подразумевает «…реализацию индивидуальных достоинств для достижения духовного удовлетворения во всех сферах жизни». А духовное удовлетворение – высшее проявление счастья, связанное с «полным поглощением любимым делом, самозабвением,…когда время останавливается и человек забывает обо всем на свете».

Рассмотренные автором позитивные человеческие качества образуют духовный капитал человечества – богатство, аккумулированное в самих людях, одну из главных составляющих человеческого капитала. Учение о человеческом капитале возникло в западной экономической науке. Однако либерализм интересует в основном человек лишь как работник. Поэтому человеческий капитал сводится западными экономистами лишь к одной из его составляющих – социальному или интеллектуальному капиталу. Он рассматривается как аккумулированный в человеке запас способностей, навыков и мотиваций, характеризующий человека как работника.

        В действительности, человек – существо не только социальное, но биологическое и духовное. М Селигман совершенно справедливо иронизирует по поводу либеральной концепции «человека экономического». В этом аспекте важна новая концепция «Человека Гармоничного» [2]. В данной трактовке человеческий капитал состоит из врожденного (витальный капитал) и приобретенных (интеллектуальный и духовный) составляющих. Витальный капитал характеризует человека как биологического объекта (его физическое состояние), интеллектуальный совпадает с трактовкой человеческого капитала в интерпретации западных экономистов, духовный определяет качество человека как носителя нравственности.

         В книге Мартина Селигмана термин «духовный капитал» не применяется. На наш взгляд, было бы полезно в дальнейшем использовать в позитивной психологии учение о человеческом капитале. Это может дать «синергетический эффект» - новый уровень развития позитивной психологии. На основе разработанной в книге проблемы позитивных человеческих качеств удастся также усовершенствовать  методы оценки духовного капитала, уже нашедшие практическое применение [3]. Вообще, надо отметить, что многое в книге М.Селигмана созвучно авторским разработкам по проблеме здоровой и гармоничной жизни [4], а также по теории социогуманитарного государства и идеологии социогуманизма [5].

         Пожалуй, главный вывод, который можно сделать по книге М.Селигмана, следующий. Человек – сам творец своего счастья. Счастье находится в самом человеке. А не во внешних обстоятельствах его жизни. Богатый может быть несчастлив, а бедный наоборот.

Еще один вывод практического плана. Как показывает М.Селигман, оптимисты более счастливы. Они, как правило, имеют многодетные семьи (ведь дети – неистощимый источник радости). Поскольку черты характера на 50% определяются наследственностью, то многодетные семьи эволюционно более предпочтительны (ведь прогресс – это рост счастья). Их более жизнерадостные потомки станут постепенно вытеснять пессимистов – выходцев из малодетных семей. По-видимому, так до сих пор в истории стихийно увеличивалось счастье живущих. Теперь многодетные семье в России (да и в мире в целом) редки. Это свидетельствует о постепенном угасании жизненного потенциала русской нации.

Но стихийность развития должна уступать место управляемости. Резко возрастает роль государства. С одной стороны, оно должно максимально содействовать фактору многодетности; с другой, осуществлять культурную политику, способствующую росту оптимизма.

В качестве частного соображения отметим следующее: кажется необходимым включить в позитивное качество духовности такую важную ее составляющую, как совесть [6].

         Использование методов позитивной психологии, несомненно, окажется весьма полезным для более глубокой научной трактовки феномена человека.

Литература

  1. Селигман Мартин. Новая позитивная психология, М., «София», 2006.
  2.  Голубев В.С., Основы гармонологии. М., ЛЕНАНД, 2024.
  3.  Бушуев В.В., Голубев В.С., Тарко А.М. Структурная энергия как потенциал развития. Мир и Россия. М., ЛЕНАНД, 2014.

4. Бушуев В.В., Голубев В.С. Основы эргодинамики. М., «Энергия», 2003.

5.   Голубев В.С. Основы экосоциогуманизма. М., ИНФРА-М, 2022.

6.   Голубев В.С. В поисках гармонии. М., ЛЕНАНД, 2022.

 

 

Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,

Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить