Сообщение 1. Научная основа партии социогуманизма
Вводная часть
По Конституции РФ – социальное государство. Автором разработана теория социогуманитарного государства ([1-3] и др.). Основное различие между ними в следующем. Социогуманитарное государство делает основной упор на гуманитарное развитие, рост человеческого капитала. Цель социогуманитарного государства – гармоничное развитие человека. При этом имеется ввиду сопряженный рост составляющих человеческого капитала – витальной, интеллектуальной и духовной.
В отличие от этого концепция социального государства рассматривает развитие в основном лишь с точки зрения физического капитала ( роста ВВП) и отчасти социального. Хотя либеральные экономисты ввели и используют понятие человеческого капитала, но он сводится ими лишь к интеллектуальной его составляющей, характеризующей качество человека как работника. В концепции социального государства человеческий капитал не рассматривается как критерий развития. Не учитываются витальная и духовная составляющие человеческого капитала - характеристики здоровья и нравственности населения. Это и понятно, поскольку капиталиста интересует человек лишь как работник.
Некоторые аспекты проводимой в России внутренней политики можно охарактеризовать как начало движения от социального к социогуманитарному государству. Имеется ввиду по крайней мере следующее. Принят нацпроект «Продолжительная и активная жизнь». В нем по существу предусматривается рост витального капитала человека. Принят указ Президента РФ об утверждении «Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Тем самым имеется ввиду способствовать росту духовного капитала человека. Подобные цели в концепции социального государства отсутствуют, являясь характеристиками социогуманитарного государства.
В ряде выступлений Президента РФ Путина В.В. фактически озвучены существенные характеристики социогуманитарного государства в аспекте стратегии развития страны. Так, ранее на расширенном заседании Государственного Совета Президент озвучил стратегию инновационного развития страны до 2020 г («Стратегия 2020»). В докладе говорилось о развитии человека как основной цели и необходимом условии прогресса современного общества, о самосовершенствовании, о человеческом капитале и т.п. Фактически в политическом документе «Стратегия 2020» был использован ряд положений учения социогуманизма.
Будущее мира – гармосфера, сфера гармонии разума и чувства, человека и природы, науки и этики [1]. О гармоничном мире будущего сказал Президент РФ Путин В.В. на выступлении на ПМЭФ-2024. Цитирую: «Вы сказали про Петербург, я смотрю на картинку слева, картинку справа... С этой стороны – это стрелка Васильевского острова, Ростральные колонны, здание биржи, Исаакий – это вид со стороны Эрмитажа, но, если мы перейдем на эту сторону и посмотрим в обратную, то есть на здание Двенадцати коллегий, либо на Эрмитаж, будет также красиво. А почему? А потому что всё это сделано на основе важнейшего принципа и закона, который называется гармония. Мы свою политику будем строить именно на этих основаниях – гармонично. И Россия безусловно будет частью этого многополярного гармоничного мира…». Сказанное Президентом адекватно отвечает сущности развитого автором учения о гармосфере [1-3].
Ранее приводились примеры возможных заимствований в российской политике авторских новаций [4]. Так, в начале 2000-х годов С.М.Миронов, бывший тогда Председателем Совета Федерации, предлагал строить в стране социогуманизм [5] (без ссылки на развитое мной ранее учение социального гуманизма) . В других случаях остается не ясным, что было раньше – авторские новации или соответствующая политика. Да для дела и не важно, кто первый «прокукарекал». Но одно несомненно: именно Вашим автором развиты соответствующие теории - гармонии, социогуманизма, человеческого капитала.
В свете изложенного актуально создание новой политической партии социогуманизма.
Политическое поле России
Кратко охарактеризуем политическое поле России. В любом обществе существуют, в аспекте развития, три слоя, условно: «класс прогресса», «класс регресса», «нейтральный класс». Первый ориентирован на прогрессивное развитие, второй – на движение назад, третий – на сохранение «statusquo». Применительно к России первый ориентирован на траекторию интегрализм-социогуманизм , второй – на возвращение к социализму и третий – на либеральное развитие. Интересы какого «эволюционного класса» преобладают, тем и определяется движение социума.
«Единая Россия» - партия либерализма. Политика власти, ею определяемая, отвечает основным свойствам либерализма: частная собственность, социальное расслоение, «рабство» свободы, расчеловечивание человека. Есть еще один родовой признак либерализма – войны. Продолжая вооружаться, весь либеральный мир демонстрирует свою несостоятельность.
«Либерально-демократическая партия», в соответствии со своим названием, правая. «Справедливая Россия» - за социализм («новый социализм»). По нашей классификации – это партия, ориентированная на исторически прошедшее, что есть регресс. КПРФ также за обновленный социализм. Но если следовать ее названию, то в качестве исторического будущего человечества предполагается коммунизм, который является чистейшей утопией (в силу ресурсных, экологических и других ограничений на развитие и др.).
Констатируем. Ни одна из парламентских партий не может быть отнесена к партии прогресса (в широком смысле этого слова, включая сопряженные составляющие прогресса - экономическую, социальную, гуманитарную и экологическую), который реализуется на траектории интегрализм-социогуманизм. Ни одна из них не имеет политическую программу, обоснованную науками естественно-гуманитарного синтеза.
О научном обосновании
политической программы партии
Политическая программа партии без ее научного обоснования, без опоры на законы социоприродного развития не состоятельна. Ибо другого способа объективного прогноза будущего просто не существует. В связи с развитием новых наук естественно-гуманитарного синтеза, изучающими систему природа – человек – общество, требуется обоснование с опорой на эти науки; в первую очередь, на учение социогуманизма. У существующих в РФ политических партий такое обоснование отсутствует.
Проблема управления социальным развитием и ее значение применительно к траектории развития страны я рассматриваю на основе науки о гармонии - триалектики. Развитие социумов реализуется на основе разрешения существующих в них противоположностей путем рождения «нового», которое является гармоническим синтезом разрешающихся противоположностей. Противоположность «управляемое - стихийное развитие» разрешается следующим образом. Рост управляемости развитием есть прогресс, но до определенного предела управляемости, сменяясь затем регрессом (в частности, пагубность тотального управления показал опыт СССР). Аналогичным образом, рост стихийности сначала прогресс, а затем регресс (стихия рынка). Противоречие разрешается рождением «нового» - регулируемым развитием, являющимся гармоническим сочетанием управляемости и стихийности. Примеры регулируемого развития: для экономики – система налогов и невмешательство государства в рынок; для биосферы - управление антропогенными потоками углекислого газа в атмосферу и невмешательство в биоразнообразие и др.
В настоящее время страна находится в ситуации «слабой» управляемости. Сущность требуемых изменений: роль государства во всех сферах жизнедеятельности должна существенно возрасти. Последнее означает движение сначала к интегральному, а затем к социогуманитарному строю. В 90-е годы прошлого столетия переход от социализма к интегрализму осуществили Китай и Вьетнам. Они не бросились, очертя голову, в яму либерализма (как это сделала Россия) и имеют значительные успехи в развитии.
Ряде аспектов современного состояния России свидетельствуют о необходимости корректировка траектории развития.
Сырьевая экономика. Известный феномен «проклятие ресурсов» (недоразвитость стран, богатых полезными ископаемыми) ярко демонстрирует Россия. Согласно триалектике противоположность «сырьевое-не сырьевое развитие» разрешается их гармоническим синтезом, который можно обозначить как «постсырьевое развитие». Поскольку любая экономика не мыслима без сырьевых ресурсов, то постсырьевое развитие означает, по крайней мере, глубокую их переработку
Социальное расслоение. Оно запредельно: децильный коэффициент (отношение доходов 10% богатых к доходам 10% бедных) у России в пять и более раз больше, чем в развитых странах. По некоторым данным, 70% национального богатства страны принадлежат 1% избранных. Россия по количеству миллиардеров занимает одно из передовых мест в мире, а по темпам их роста она первая. Чрезмерное богатство означает социальный регресс, также как и чрезмерная бедность. С ростом числа миллионеров усугубляется социальное расслоение. И чем оно больше, тем менее совершенна социальная структура. Рост социального расслоения ведет к уменьшению производства социального капитала – росту социального напряжения, потере внутренней устойчивости страны. Российским миллионерам полезно вспомнить принцип известного русского филантропа ХХ века В. П. Рябушинского - «богатство обязывает». Противоположность богатые-бедные разрешается через средний класс.
Расчеловечивание человека. Количественной характеристикой «человечности», гуманизма выступает духовный капитал - та составляющая человеческого капитала индивида, которая образована в основном за счет внутренней работы человека, его самосовершенствования. Для величины духовного капитала существенное значение имеет качество информации. Технический прогресс сопровождается все ускоряющим ростом информации. В целом это благоприятно для развития духовности. Но если в информационном потоке растет доля негативной информации, то духовность снижается.
Это имеет прямое отношение к российской действительности. СМИ заполнены культом богатства, денег, насилия, как нормы жизни. Особенно усердствует в этом телевидение, которое по существу превратилось в агентство мерзкой и унизительной рекламы. Массовая культура, а по сути, антикультура формируют человека низкой духовности. Это имеет отношение и к миру в целом. В результате мир находится в состоянии неустойчивости и дисгармонии. Чего стоит лишь происходящая на наших глазах легализация ядерной войны.
Конечно, виноват не сам технический прогресс, а то, как и кем он используется на практике. Политика либерального строя однозначна: оглупление масс с целью отвлечь людей от истинных проблем бытия (бедность, неравенство, безмерная эксплуатация наемного труда, войны и т.п.). Чтобы они считали либеральный строй естественным состоянием мира. Нельзя идеологию, культуру пускать в «свободное плавание», в рынок.
СВО на Украине. Из науки о гармонии в системе природа – человек – общество следует, что «компромисс» значимее, чем «победа». При нем нет явного поражения и унижения одной из воюющих сторон. «Победа» только усилит русофобию украинцев и приведет к новым конфликтам. Мирные переговоры и компромисс – оптимальный сценарий завершения СВО, отвечающей установке «мир с позиции гармонии силы и разума».
Противостояние с западным миром. Когда-то СССР был маяком для прогрессивных сил. Теперь РФ оказалась на задворках либерального мира. Ее внешняя политика находит отторжение в западном мире. Это парадоксально в свете того, что Запад добился своей цели – победил советский социализм.
Одна из причин такой ситуации состоит в следующем. Во внешней политике опасен силовой метод. Опора на военщину, гонка вооружений - это регресс, особенно, в наш ракетно-ядерный век. Следовало бы отойти от политики противостояния и перейти к политике «разумного компромисса» (в пределе, «разумной дружбы»).
Россия в целом стоит на позициях «разумного компромисса», а Запад – нет. Следует принудить Запад следовать политике «разумного компромисса». Как это сделать? Силовой метод исключен. Если Россия станет усиливать вооруженный потенциал, то аналогичный ответ она получит и от Запада. А это означает задействование положительной обратной связи, разрушающей систему. Яркий пример: создание в США атомной бомбы привело к созданию в СССР своей атомной бомбы. Но одновременно имеется конструктивный опыт СССР: инициированное им международное движение за мир, возможно, предотвратило новую мировую войну. Поэтому не силовой метод, а новое движение за мир, необходимость которого все более осознается, - такова должна стать основа новой эволюционно обусловленной внешней политики России.
Данные стороны российской действительности – наследство политики оголтелого либерализма 90-х годов прошлого столетия. Их негатив для дальнейшего развития страны очевиден. Разве можно сопоставить то, что сделано в стране за 33 года нового капитализма с тем, что достигла страна за такой же период после окончания войны?! Ясно и другое – необходимо изменить траекторию развития страны. Сущность изменений: роль государства во всех сферах жизнедеятельности должна существенно возрасти. Это означает движение сначала к интегральному, а затем и к социогуманитарному обществу.
Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,
Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON