От социального к социогуманитарному государству

От  социального   к  социогуманитарному государству - фото 1Постановка проблемы

         По Конституции РФ – социальное государство.   Автором разработана теория социогуманитарного государства ([1-3] и др.). Основное различие между ними в следующем. Социогуманитарное государство делает основной упор на гуманитарное развитие, рост человеческого капитала. Цель социогуманитарного государства – гармоничное развитие человека. При этом имеется ввиду сопряженный рост составляющих человеческого капитала – витальной, интеллектуальной и духовной

         В отличие от этого   концепция социального государства рассматривает развитие в основном лишь с точки зрения физического капитала ( роста ВВП) и отчасти социального. Хотя либеральные экономисты ввели и используют понятие человеческого капитала, но он сводится ими лишь к интеллектуальной его составляющей, характеризующей качество человека как работника. В концепции социального государства человеческий капитал не рассматривается как критерий развития. Не учитываются витальная и духовная составляющие человеческого капитала - характеристики здоровья и нравственности населения. Это и понятно, поскольку капиталиста интересует человек лишь как работник.

         Некоторые аспекты проводимой в России внутренней политики можно охарактеризовать как начало движения от социального к социогуманитарному государству. Имеется ввиду по крайней мере следующее. Принят нацпроект «Продолжительная и активная жизнь». В нем по существу предусматривается рост витального капитала человека. Принят указ Президента РФ об утверждении «Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Тем самым имеется ввиду способствовать росту духовного капитала человека. Подобные цели в концепции социального государства отсутствуют, являясь характеристиками социогуманитарного государства.

         В ряде выступлений Президента РФ Путина В.В. фактически озвучены существенные характеристики социогуманитарного государства в аспекте стратегии развития страны. Так, ранее на расширенном заседании Государственного Совета Президент озвучил стратегию инновационного развития страны до 2020 г («Стратегия 2020»). В докладе говорилось о развитии человека как основной цели и необходимом условии прогресса современного общества, о самосовершенствовании, о человеческом капитале и т.п. Фактически в политическом документе «Стратегия 2020» был использован ряд положений учения социогуманизма.

Будущее мира – гармосфера, сфера гармонии разума и чувства, человека и природы, науки и этики [1]. О гармоничном мире будущего сказал Президент РФ Путин В.В. на выступлении на ПМЭФ-2024. Цитирую: «Вы сказали про Петербург, я смотрю на картинку слева, картинку справа... С этой стороны – это стрелка Васильевского острова, Ростральные колонны, здание биржи, Исаакий – это вид со стороны Эрмитажа, но, если мы перейдем на эту сторону и посмотрим в обратную, то есть на здание Двенадцати коллегий, либо на Эрмитаж, будет также красиво. А почему? А потому что всё это сделано на основе важнейшего принципа и закона, который называется гармония. Мы свою политику будем строить именно на этих основаниях – гармонично. И Россия безусловно будет частью этого многополярного гармоничного мира…». Сказанное Президентом адекватно отвечает сущности развитого автором учения о гармосфере [1-3].

Ранее приводились примеры возможных заимствований   в российской политике авторских новаций [4]. Так, в начале 2000-х годов С.М.Миронов, бывший тогда Председателем Совета Федерации, предлагал строить в стране социогуманизм [5] (без ссылки на развитое мной ранее учение социального гуманизма) . В случаях других возможных заимствований остается не ясным, что было раньше – авторские новации или соответствующая политика. Да для дела и не важно, кто первый «прокукарекал». Но одно несомненно: именно Вашим автором развиты соответствующие теории - гармонии, социогуманизма, человеческого капитала. Актуальность этих исследований несомненна. Однако, не для администрации Института системного анализа РАН (ИСА РАН), откуда автор был сокращен с работы в 2018 г. Не есть ли это свидетельство неспособности ряда   бюрократов от науки выделить и поддержать приоритетные направления научных исследований? Или те проблемы, которые актуализируются действующими политиками, для РАН не существуют?

Критерии развития

         Остановимся более подробно на критериях развития социогуманитарного государства. Учтем три основных составляющих удельного (в расчете на одного человека странового капитала Ф – физический капитал (M), человеческий (Н) и социальный (S). Тогда имеем:

Ф = М + Н + S                                                                                                         (1)

Каждый из капиталов определяется имеющимися фондами: материальным, человеческим и cоциальным. Прогресс социума выполняется при условии [1-3]:

         dФ/ dt > 0                                                                                                                 (2)

Человеческий капитал имеет три составляющих: витальную V, интеллектуальнуюIи духовную   D), то-есть:

         Н = V + I + D                                                                                                        (3)

Витальный капитал характеризует физическое здоровье населения страны, интеллектуальный – качество населения как создателя материальных благ, духовный как носителя нравственности.

        Обсудим ряд частных случаев, при которых выполняется условие прогрессивного развития (2). Когда основной вклад в развитие оказывает физический капитал, то имеем:

         dФ/dt   = dM/dt , dM/dt >0                                                                                     (4)

При этом роста человеческого и социального капитала может   не происходить. Наоборот, величины Hи S могут даже уменьшаться. Это – развитие согласно канонам либерализма, при котором инвестиции в развитие человека («человека экономического») не приоритетны.

В социальном государстве инвестиции в развитие человека («человека социального») в некотором отношении становятся фактором развития – роста человеческого капитала. Однако человеческий капитал трактуется однобоко и сводится лишь к одной из его составляющих – интеллектуальному капиталу. При этом имеем:

dФ/dt = dM/dt   +   dI/dt ,       dM/dt > 0,   dI/dt > 0                                               (5)

Понятия витального и духовного капитала в концепции социального государства отсутствует. Концепция социального государства предполагает свободное развитие человека, что может означать развитие как позитивных, так и негативных его качеств. Поэтому рост социального капитала S, строго говоря, тоже не предусматривается.

Cистемная трактовка человеческого капитала приводит к необходимости введения понятия - социогуманитарное государство. В нем происходит cогласованный рост всех составляющих странового капитала:

dФ/dt = dM/dt + dH/dt + dS/dt,

dM/dt > 0, dH/dt > 0, dS/dt > 0                                                               (6)

Цель социогуманитарного государства – всеобщее благо. В нем реализуется гармоничное развитие человека, что означает согласованный рост всех составляющих человеческого капитала:

         dH/dt = dV/dt + dI/dt + dD/dt,

           dV/dt > 0, dI/dt > 0, dD/dt > 0                                                                 (7)

        Подчеркнем следующее. Критерии развития сводятся не к росту общего национального капитала страны (национального богатства), а рассматриваются в удельных величинах – в расчете на одного человека   Тем более они не сводятся к росту общего ВВП страны.

        

Социогуманитарное государство Россия

         Допустим, что в России реализовался   социогуманитарный переход. Какой при этом станет страна? Основываясь на изложенном, дадим вероятную картину будущего состояния России – страны социогуманизма. Неизбежна   определенную условность этой картины. Ибо субъективный фактор внесет свои коррективы. Но основные принципы социогуманизма не изменятся.

Основа социогуманизма – развитие, гармония, гуманизм. Его главные   цели:  гармоничное развитие человека и всеобщее благо. Способы их достижения: социогуманитарное просвещение, разрешение существующих противоположностей на основе гармонии. Мировоззрение: жизнь - высшая ценность бытия. Ценности (основные): «все в меру», «свободы для лучшего исполнения обязанностей», «гуманитарные ценности приоритетны по сравнению с материальными», «материальное для развития духовного». Приоритеты (основные): человек – главный приоритет ХХI века, сознание-бытийная гармония, техно-гуманитарная гармония,   движение за мир на Земле, мир на основаниях компромисса и гармонии, гуманизация окружающей среды, евразийство для России, науки естественно-гуманитарного синтеза.

Обсудим основные предполагаемые характеристики состояния и развития социогуманитарного государства Россия.

Государство. Его главная цель – гармоничное развитие человека, рост человеческого капитала. Роль государства во всех сферах жизни становится определяющей. Развитие приобретает регулируемый характер (в противовес стихийному и управляемому). Властная элита представлена «Человеком Гармоничным».

Экономика. Принципы: гармонизация и гуманизация экономики. Разрешаются основные противоположности экономик капитализма и социализма. Экономика становится средством гармоничного развития человека.

        Главная харатеристика состояния экономики – национальное богатство (страновый капитал), выступающее как потенциал развития. Страновый капитал является суммой частных капиталов: физического, человеческого, социального, природного. Другая характеристика – индекс качества жизни, характеризуюший в безразмерном виде (от 0 до 1) производство удельного (в расчете на одного человека) странового капитала. Он наиболее приемлем для оценки деятельности властей на разных уровнях.

         Главная характеристика развития страны – сопряженный рост со временем производства всех составляющих странового капитала (в расчете на одного человека) и индекса качества жизни. Приоритетна коллективистская форма собственности (народные предприятия, кооперативы). Государство – регулятор рыночной экономики. Государственная политика (прогрессивный налог с обострением) ликвидирует «дурной» рост физического капитала «высшего класса». Выполняется установка социогуманизма «все в меру». Чрезмерное богатство становится непрестижным.

         Гуманитарная сфера. Человек является главным стратегическим приоритетом ХХI века. Его гармоничное развитие будет означать переход от «человека социального» («человека экономического»)   к «Человеку Гармоничному». В «Человеке Гармоничном» гармонично сочетаются здоровье, интеллект и духовность. Становление «Человека Гармоничного» происходит на основе социогуманитарного просвещения, как синтеза естественно-гуманитарного образования и гармонического воспитания. На основе социогуманитарного просвещения формируется   мировоззрение социогуманизма «жизнь – высшая ценность бытия». Имеет место самосовершенствования индивида. Гуманитарная политика государства дает рост человеческого капитала. Прогресс человека, рост его эволюционного качества человека реализуется на основе сопряженного роста всех составляющих (витальной, интеллектуальной и духовной) человеческого капитала.

         Социальная политика. Она дает рост социального капитала и его производства. Факторы роста - уменьшение безработицы, социального расслоения, преступности, коррупции и др. Овладение социогуманитарным мировоззрением «жизнь – высшая ценность бытия» способствует устранению причин асоциального поведения.

Резкое социальное расслоение не благоприятно для развития, приводя к уменьшению производства социального капитала [1]. Введение в стране прогрессивного подоходного налога отвечает движению к социогуманитарному государству. Имело бы значение использовать в дальнейшем такую налоговую шкалу, которая устранила бы феномен сверхбогатства [3].  

         Социогуманитарное просвещение. Оно выступает как синтез образования и воспитания. Имеет место гуманизация образования. Преподавание естественных и гуманитарных дисциплин взаимно увязано и направлено на понимание мира в целом и места в нем человека. Особенно важны гуманитарная и экологическая составляющие образовательного процесса. Ибо именно они дают правильное понимание феномена жизни, вообще, и человека, в частности. Учебный курс «Человековедение» преподается в школе и вузах как гуманитарного, так и естественного профиля. Воспитание формирует «Человека Гармоничного».

         Культурная политика. Культура выступает как средство гармоничного развития человека, роста культурного капитала страны и его производства. Искусство является средством самовыражения, но лишь при наличии высокой нравственной позиции автора. Оно становится максимально доступным для народа. Менталитет нации определяется установками социогуманизма «жизнь – высшая ценность бытия», «все в меру», «материальное для развития духовного» и др.

         Экологическая политика. Ее сущность – гуманизация среды обитания через управление антропогенными потоками углекислого газа в атмосферу, невмешательство в биоразнообразие, сотворчество человека и Природы, оптимальное соотношение девственной и измененной человеком природной среды и др. Тем самым достигается гармония в системе   природа - человек.

         Демографическая политика. Онаучитывает все факторы (материальные, гуманитарные, духовные), влияющие на воспроизводство человека. В страновый капитал (национальное богатство) включается еще одна составляющая (наряду с капиталами: физическим, человеческим, социальным, природным) – демографический капитал. Обеспечивается   демографический прогресс – рост демографического капитала со временем, в том числе, увеличение рождаемости и продолжительности жизни.

         Геополитика. Социогуманитарное государство исключает войны.Геополитика   основана на разрешении путем компромисса и гармонии   основных геополитических противоположностей. Новое движение за мир, обоснованное наукой ХХI века – главный приоритет геополитики социогуманизма. Научной основой дипломатии выступает гармонология [1].

         Наука. Современная цивилизация функционирует благодаря науке. Будет решена проблема гуманизации естественной науки с тем, чтобы она служила интересам человека. Приоритетное развитие получат науки естественно-гуманитарного синтеза, изучающие систему природа-человек-общество. Найдены способы решения глобальных проблем современности. Даны условия самосохранения и развития человечества.

         Ограничимся данными характеристиками социогуманитарного государства Россия. Жизнь, несомненно, внесет свои коррективы в рассмотренную картину. Но сущность социогуманитарного строя она не изменит.

Об одном необходимом условии реализации социогуманизма

         Необходимое условие социогуманитарного перехода - избавление от ядовитого наследия либерализма 90-х годов прошлого столетия. А оно проникло во все стороны современной жизни. Верхушка сохранившихся   язв либерализма – российское телевидение. Может создаться впечатление, что оно – «мягкая сила» Запада против России. Ее цель – расчеловечивание человека.

        Свежий пример. 3 июля (2024 г.) в программе ОРТ обсуждалась проблема российского мата. Кажется, там присутствовал даже ученый лингвист. Обсуждение дало странный результат. Оказывается, мат – не антиязык. Он необходим, но лишь в особых обстоятельствах. Между тем, очевидно: необходимое (но не достаточное) условие считаться интеллигентом - отсутствие мата. Если человек использует не нормативную лексику, назвать его интеллигентом нельзя. И не надо никаких запретов. Просто люди должны усвоить: если ты употребляешь мат, то ты не интеллигент. Данная передача – еще одно средство расчеловечивания человека. Теперь у российской молодежи, где мат – обыденное явление, есть «оправдание»: даже телевидение не против мата.

Заключение

        Социогуманизм – новый более прогрессивный строй, чем капитализм и социализм. Какова же будущая   судьба учения социогуманизма? Будет ли оно востребовано на практике?   Это покажет будущее. За гробом К. Маркса шел десяток человек. Часть его работ была опубликована посмертно. Прошло много лет. И теория Маркса изменила мир. Или другой пример. Физики в начале прошлого века считали, что они занимаются абстрактной наукой – строением атома. Но с открытием атомной энергии мир стал другим.

         Существуют множество построений будущего, зачастую противоречащих друг другу. Но существует общее, их объединяющее: все эти построения - плоды виртуальной науки. Время будущего виртуально. Есть лишь настоящее время, которое непрерывно рождается и тут же утекает в прошедшее. Будущее зависит как от объективных, так и субъективных факторов. Поэтому знание будущего неоднозначно, виртуально. Ибо субъективное каждому исследователю представляется по-разному. Отсюда разноголосица в построениях будущего.

         Чтобы социогуманизм состоялся, требуется устранить негатив субъективных факторов. А для этого необходим рост человеческого капитала. Особенно это касается элиты. Будущее выстраивается настоящим. Требуется гигантская работа человечества по усовершенствованию бытия. Человеческий дом должен стать чистым и светлым.

Литература

  1. Голубев В.С. Основы гармонологии. М., ЛЕНАНД, 2023.

2.   Голубев В.С. Очерки социоприродной гармонии. М, ЛЕНАНД, 2024.

3.   https://ekogradmoscow.ru/eko-blog/sotsiogumanizm-c-vladimirom-golubevym.

4.     Голубев В.С. В поисках гармонии. М., ЛЕНАНД, 2022.

5.     Миронов С.М. Избранные статьи, выступления, интервью. М., Ключ-С, 2007.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить