Когда читаешь такие квазинаучные опусы как «Конец истории» (автор Ф.Фукуяма) и им подобные, то поневоле приходишь к выводу: их пишет не просто предисторический человек, а пред предисторический. История еще не наступила. Все, что было, есть и еще будет, всего лишь предыстория. Ибо в ней задействованы изобретенные несовершенным человеком «антропогенные» законы развития, противоположные естественным. Подлинная история наступит, когда мир станет следовать естественным законам, основывая на них социальное конструирование.
Человеку свойственно ошибаться. Поэтому следует критически относиться к науке. В основе такого отношения лежит принцип относительного совпадения цели и результата развития. Поскольку наше знание законов развития всегда не полно, то цель, формулируемая на основе сформулированных человеком законов, всегда имеет относительный характер. Она не может быть абсолютно реализована. Поэтому средства (достижения цели) становятся в определенном смысле «важнее» цели – в любом случае они должны быть «чистыми».
История человечества протекала в условиях господства двух глобальных заблуждений - диадной парадигмы развития и материализма.
Диадная парадигма «борьбы» противоположностей имеет субъективный характер, не являясь объективным (природным) законом. Она сформулирована дисгармоничным, несовершенным человеком и задействована в предыстории человечества. Диадная парадигма не учитывает творческую составляющую материи. Замена одной составляющей противоположности на другую не дает развития. Наоборот, она ведет к революциям и регрессу. Противоположность «переворачивается»: «кто был ничем, тот станет всем». Ярчайший пример: «победа» капитализма над социализмом в России в 90-е годы прошлого столетия привела к всеобщему регрессу.
Следуя диадной парадигме, человечество «заблудилось». Ей «оправдываются» войны, классовая борьба, революции, колониализм, социальное неравенство, безмерная конкуренция и прочие язвы несовершенного человечества.
Истинная история наступит, когда практика мира будет опираться на законы гармонии. На смену диалектике приходит триалектика. В нашей интерпретации она трактует развитие как рождения «нового» (третьего). Но это происходит не путем «борьбы», а на основе разрешения существующих в мире противоположностей. «Новое» возникает как их гармонический синтез, когда « все в меру».
Другое глобальное заблуждение – материализм. Согласно же триалектике материализм и идеализм – две противоположности, которые разрешаются через «новое» третье – социальный гуманизм. Установка социогуманизма – синтез материализма и идеализма: не только «бытие определяет сознание» (материализм), но и «сознание определяет бытие» (идеализм). Эти установки образуют совокупность прямой и обратной связей, ответственных за устойчивость социоприродных систем.
Предистория человечества протекала в «борьбе» материализма и идеализма. Победил материализм. Но это – регресс. Яркий пример - глобальные проблемы человечества, а на бытовом уровне - «феномен футболиста»: «ноги» зарабатывают в 1000 раз больше, чем «мозги».
Прогресс мира может быть достигнут при обратном движении: от материализма к идеализму с остановкой в координате социогуманизма. Равновесию отвечает соотношение материализма и идеализма по «золотой пропорции» (0,38:0,62 в условных единицах).
В силу сказанного дисгармонична жизнь социума. В нем существующие противоположности не разрешены. Дисгармоничен и сам человек. Только избранным удается разрешить противоположности внутри себя и привнесенные извне. Рассмотрим основные противоположности в современном социуме и пути их гармонического разрешения на основе триалектики, что и будет означать прогресс социума.
Противоположность человек-государство эволюционно разрешается рождением «нового» - социогуманитарного государства. Это – «сильное» демократическое государство. В нем гармонично сочетаются индивидуальное и коллективное, демократия и авторитаризм.
Противоположность индивид-социум разрешается путем становления «Человека гармоничного». В нем гармонично соединено индивидуальное и коллективистское.Противоположность природа-человек разрешается через гуманизацию окружающей среды, когда имеет место оптимальное соотношение естественных и искусственных компонентов среды. Противоположность обязанности-права разрешается путем сопряжения при оптимальном их сочетании (поразительно, но во «Всеобщей декларации прав человека», провозглашенной ООН и состоящей из 30 статей, только в одной (29) говорится об обязанностях человека, и то мимоходом: «Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности»). Противоположность бытие-сознание разрешается при социогуманизме, согласно которому не только «бытие определяет сознание», но и «сознание определяет бытие». Противоположность свободное-несвободное развитие разрешается через гармоничное развитие человека в социогуманитарном обществе, означающее рост позитивных человеческих качеств и уменьшение негативных. Противоположность мир-война разрешается на современном этапе «гармоничным» синтезом противоположностей – миром с позиции силы. Противоположность рыночная-плановая экономика разрешается через смешанную планово-рыночную экономику, являющуюся гармоническим синтезом рыночной и плановой экономики. Там, где необходимо (в государственном секторе, особенно, в стратегических отраслях), используется план; в частном секторе преобладает рынок.
Противоположность частная-общенародная собственность разрешается на основе коллективистской (кооперативной) формы собственности, являющейся гармоническим синтезом частной и общенародной собственности. Противоположность конкуренция-кооперация разрешается через устойчивое развитие, где задействованы механизмы кооперации и ограничена негативная конкуренция. Противоположность производство-потребление разрешается через умеренное потребление, способность к самоограничению. «Антропогенному» закону либерализма возвышающихся (материальных) потребностей противопоставляется естественный закон гармонии - «все в меру».
Для России особенно значимо разрешение противоположности город-деревня: через повышения в деревне уровня жизни, жилищное строительство, рост культуры быта и жизни, вообще. В СССР были достигнуты существенные результаты в этом отношении. Однако при российском капитализме ситуация сильно ухудшилась. В результате ликвидации колхозов и совхозов увеличилась безработица, усилилась миграция в города и др. В итоге имеем заброшенные деревни и необработанные поля. Утрачен «запас устойчивости», заключенный в сельхоз угодьях и доставшийся нам от предков – поля зарастают лесом.
Социум устойчиво развивается, если существующие в нем и заново возникающие противоположности постепенно разрешаются. Такой социум эволюционно движется к экосоциогуманитарной гармонии. Если же этого не происходит, то социум стагнирует.
Коснемся противоположностей внутри человека и путей их разрешения. Противоположность материалист-идеалист разрешается через «Человека гармоничного» (в отличие от «человека экономического» и духовного фанатика). Противоположность смерть-бессмертие - через детей. Противоположность добро-зло - через разумное добро (образно говоря, «добра с зубами»). Противоположность рациональное-иррациональное - через нравственные установки религии. Противоположность счастье-несчастье – через благополучие, удовлетворенность жизнью.
Особо остановимся на эндогенной противоположности, обусловленной тем, что человек существо биологическое и духовное одновременно. Обозначим ее условно как противоположность биологическое-духовное (начала).
Человечество имеет определенные достижения по разрешению данной противоположности. Сюда относятся аппарат брака и семьи, гигиена тела и жилища, здоровый образ жизни – все то, что «облагораживает» биологическое за счет обратной связи между биологическим и духовным. Разрешение данной противоположности достигается в «Человеке гармоничном», жизненные кредо которого: «жизнь – высшая ценность бытия», «все в меру».
Но этого достигают немногие. Удел же большинства – дисгармония внутри себя и по отношению к другим людям. Она особенно проявлена, когда «побеждает» биологическое начало. Это ведет к гедонизму, аморальности, алкоголизму и наркотикам, асоциальному поведению, преступности и т.п.
Все проблемы человечества, как настоящие, так и будущие, сводятся к проблеме эволюционного качества человека – разрешению существующих в нем и социуме противоположностей. В рамках христианской религии была сформулирована сверхзадача цивилизации: приобрести человеку более высокое, в пределе, совершенное качество, приближающее человека к Богу. В Библии написано: «Будьте совершенны, как Отец наш небесный». Однако с поставленной задачей христианская цивилизация не справилась. Светское государство не ставило своей целью развитие человека, рост его качества. Такая цель станет осуществляться в социогуманитарном государстве.
Что же мешает человеку разрешить свои и мировые противоположности? Неразвитость! На первый план выходит проблема социогуманитарного просвещения, являющегося гармоническим синтезом образования и воспитания. Главнейшая цель его – формирование у человека эволюционно обусловленного мировоззрения социогуманизма.
В заключении сформулируем ряд эмпирических обобщений, действенных в предыстории и истории человечества.
Для предыстории.
- Противоположности, существующие в человеке и социуме, разрешаются «победой» одной из составляющих противоположностей.
- «Победа» одной составляющей над другой означает прогресс в отношении «победившей» на фоне регресса «побежденной».
Рассмотрим данные обобщения на примере противоположности техногенное-гуманитарное развитие. Не может быть ни чисто техногенного, ни чисто гуманитарного развития – они сопряжены друг с другом. Согласно триалектике, рост «техногенности» есть прогресс, но лишь до определенного ее уровня. При дальнейшем росте «техногенности» наступает регресс в аспекте гуманитарного развития. И хотя техногенный прогресс продолжает иметь место, но он происходит на фоне регресса социума в целом (из-за чрезмерного регресса гуманитарной сферы).
Указанная ситуация имеет прямое отношение к современности: на фоне техногенного прогресса происходит гуманитарный регресс. Это чревато глобальным регрессом системы природа-человек-общество.
Эмпирические обобщения для истории.
- Противоположности, существующие в социуме и человеке, разрешаются рождением «нового», которое является гармоническим синтезом разрешающихся противоположностей.
- Максимальный прогресс достигается в состоянии гармонии («новое») при оптимальном соотношении (по «золотой пропорции») составляющих противоположностей.
Применительно к противоположности техногенное-гуманитарное развитие ее гармоническое разрешение можно обозначить как техно-гуманитарное развитие. Существуют, согласно «золотой пропорции», два положения равновесия (максимального прогресса): отношение техногенность-гуманитарность есть 0,38:0,62 (в условных единицах) или обратное 0,62:0,38.
Современность отвечает ситуации предыстории. Рассмотрим два практических приложения развиваемого подхода.
Триалектика дает новый взгляд на геополитику. Полагаем, что главная цель геополитики - обеспечить мировой прогресс. Согласно триалектике, это достигается на основе гармонизации межгосударственных отношений, задействования разного рода компромиссов. И наоборот, противостояние в политике, «борьба» противоположностей неизбежно ведут к регрессу.
Противоположность Европа-Азия и Россия. Разрешением противоположности Европа-Азия (имеются в виду ценностные установки), является евразийство, которое справедливо рассматривается как сущность России. Согласно триалектике, евразийство обладает большим потенциалом развития, чем Европа или Азия по отдельности. Идеологией евразийства считается консерватизм.
В действительности, идеология евразийства другая. Она отвечает гармоничному синтезу противоположности либерализм (Европа) – консерватизм (Азия). От либерализма берется идея развития, а от консерватизма - идея устойчивости (стабильности). Синтезом становится «устойчивое развитие», являющееся составной частью социогуманизма. При этом акцент делается на гармоничном развитии человека. Следовательно, идеология евразийства – социогуманизм, а не консерватизм (идеология Востока). В современной России данная противоположность разрешена, но иным способом: либеральная экономика и консервативная идеология. Но такое разрешение не дает устойчивости развития, что и наблюдается. Аналогичный результат дает рассмотрение противоположности: авторитаризм (Азия) – демократия (Европа). Синтезом является сильное демократическое (социогуманитарное) государство с равновесным соотношением демократии и авторитаризма. Таких соотношений по «золотой пропорции» два: 62% авторитаризма – 38% демократии (в условных единицах) и наоборот. Для России предпочтительно (в силу исторических условий) первое соотношение. «Много» демократии также плохо, как и «много» авторитаризма.
Противоположность Россия-Запад и Украина. Для современной Украины существенной оказалась противоположность Россия-Запад. Мучительно решался вопрос: куда идти Украине – в Европейский Союз или в Таможенный Союз.
С позиций триалектики для Украины научно обоснован и «выгоден» гармонический синтез противоположности Россия-Запад. Он дает больший потенциал для ее развития. От России берется идея сильного демократического государство (с 62% авторитаризма), от Запада – идея демократии. Синтез означает: Украина – сильное демократическое государство с 38% авторитаризма и 62% демократии. Она не входит ни в Европейский Союз, ни в Таможенный Союз. Как Россия – мост между Европой и Азией, так и Украина – мост между Западом и Россией. Наряду с евразийством (для России) получаем «евроссийство» и социогуманизм (идеология Украины).
Именно по пути «евроссийства» следовало бы идти Украине. Сторонников такого выбора немало и на Украине. Но в силу субъективных обстоятельств Украина выбрала иной путь: на основе «борьбы» противоположностей – в Европейский Союз. Последствия этого – гражданская война и всеобщий регресс. Такова цена лишь одной ошибки: следования Украины диадной парадигме «борьбы» противоположностей.
Гармоничным развитием мира станет его движение от противостояния к реализации «разумного компромисса» по всем глобальным проблемам.
Владимир Голубев,
доктор геол.-мин. и кандидат хим. наук,
академик РАЕН