От глобализации к гармонизации - всемирная повестка на XXI век

  От глобализации к гармонизации - всемирная повестка на XXI век - фото 1В качестве вступления в обсуждение проблемы развития системы природа – человек – общество ниже приведен текст ранее не опубликованной статьи.

Аннотация

Развита новая концепция мирового развития - «От глобализации кгармонизации», обоснованная естественно-гуманитарными науками XXI века, изучающими функционирование и развитие глобальной системы природа-человек-общество. Научный базис концепции – учение о гармонии. Формулируются законы гармонии. Прошлое человечества рассматривается как предыстория – «мир борьбы». Современность отвечает переходу от предыстории к истории – гармосфере: «миру всегармонии».   При этом разрешаются противоположности в системе природа-человек-общество. Обсуждаются препятствия на пути к мировой всегармонии и пути их преодоления: социогуманитарное просвещение и движение за мир всегармонии.

Постановка проблемы

            К настоящему времени имеется ряд глобальных разработок, касающихся будущего развития мира в целом. Из них наиболее известны и популярны две: устойчивого развития и ноосферы. Наиболее эволюционно продвинутая часть западного общества выдвинула концепцию устойчивого развития (SustainableDevelopment), озвученная в 1992 г. на Всемирном Форуме «Конференция ООН по окружающей среде и развитию». Концепцию формулировали политологи, гуманитарии и другие представители качественного знания, к тому же придерживающиеся либеральных убеждений.   И хотя в ней предложены   конкретные мероприятия для перехода к устойчивому развитию в глобальном масштабе, но их полная реализация оказалась невозможной в рамках либерализма и «общества потребления». За время, прошедшее с момента ее утверждения, существенных изменений в мировой политике не произошло.

            Одна из возможных причин этого – то, что концепция не имеет научного обоснования. У нее отсутствует   теоретический аппарат, основанный на новых науках естественно-гуманитарного синтеза, изучающих систему природа-человек-общество. Поэтому выводы данной концепции субъективны и лишь в частностях отвечают законам социоприродного развития.

            Аналогична ситуация и с концепцией ноосферы. Современное состояние сферы распространения жизни уж никак нельзя назвать «сферой разума». Экологические и прочие глобальные проблемы человечества тому яркое свидетельство. Еще большие сомнения в этом возникают в связи с происходящей на наших глазах легализацией ядерной войны.

Станет ли в будущем сфера обитания человека «сферой разума», трудно сказать. Если же следовать естественным законам развития, даваемым триадной   парадигмой         [1-6], то прогнозируемое будущее отвечает гармонии разума и чувства, человека иприроды, науки и искусства, которое можно обозначить как гармосфера. В этом аспекте представляется оправданным понимать под ноосферой воображаемую сферу, в которой аккумулированы все интеллектуальные и духовные разработки человечества.

Гармосфера не есть глобально управляемая биосфера, что неявно подразумевается в концепции ноосферы (на такое управление потребовались бы нереальные затраты энергии и труда), а регулируемая гармоничная биосфера. В гармосфере оптимально сочетаются естественная и антропогенная составляющие.

           Таким образом, концепция ноосферы, как и устойчивого развития, не имеют ясного научного обоснования. Более убедительной, для продвинутой части мирового сообщества в особенности, может стать рассматриваемая ниже новая концепция мирового развития - «От глобализации к гармонизации», обоснованная естественно-гуманитарными науками XXIвека (последние изучают функционирование и развитие глобальной системы природа-человек-общество [1-9]).

            Человечество живет по неестественным законам, человечество заблудилось. Как назвать мир, создавший оружие тотального уничтожения? Мир, в котором жизнь без войны может быть обеспечена лишь силой оружия? Мир, в котором миллионы людей голодают, а элита пресыщена благами и уже не знает, чем себя утешить? Мир, в котором «ноги» футболиста ценятся несоизмеримо больше, чем «мозги»? Мир, в котором царствует зеленый дьявол - «Господин Доллар»?

            Мир переживают острый социогуманитарный кризис – кризис человека и социальной модели. Проявление этого кризиса – возникновение глобальных проблем. Чтобы человечество избегло саморазрушения и самосохранилось, требуется изменение траектории развития мира. Какова новая траектория, ответ на это может дать только наука.

           Либерализм и его практическое воплощение в капитализме не состоятельны в силу того, что наблюдается   в мире. Имеется ввиду, по крайней мере, следующее:

- развитие на основе «борьбы» противоположностей;

- материализм с его установкой «бытие определяет сознание»;

- приоритет материальных ценностей по сравнению с гуманитарными;

- общество потребления с его культом богатства и денег;

- частная собственность на средства производства;

- социальное и страновое неравенство;

- «дурной» рост капитала экономической элиты;

- конкуренция, не сопряженная с кооперацией;

- свобода, не сопряженная с обязанностями;

- культура на службе капитала;

- расчеловечивание человека;

- милитаризм, гонка вооружений, войны   и др.

Уже перечисленного достаточно для понимания ущербности либерализма.   Современный кризис мировой системы капитализма свидетельствует о том, что эпоха капитализма заканчивается. Установки либерализма не отвечают естеству, требованиям прогресса на современном этапе. Они противоречат естественным законам развития и ведут к миру несправедливости и дисгармонии – миру предыстории [1-6]. Неисчислимые пороки либерализма образуют «дурную» бесконечность.

Да разве такого мира достоин HomoSapiens?! Будущее такого мира туманно. У него отсутствует перспектива. В нем не достижимо всеобщее благо. Он не сможет решить глобальные проблемы человечества. Его дальнейшее существование будет означать деградация человека и общества. А если иметь ввиду феномен ракетно-ядерного оружия, то этот мир вполне может перестать быть.

В чем же причины неблагополучия мира? Одна из основных причин – в тотальном невежестве. В невежестве высшего класса, элиты – воинствующем, уверенном в своей правоте. В невежестве народных масс – невежестве, управляемом сверху. Невежество – это незнание истинных законов развития системы природа-человек-общество; следование ложным законам, изобретенным несовершенным человеком (человеку свойственно ошибаться).

Социоприродный прогресс реализуется на основе гармонии. Гармония есть согласование разнородных и даже противоположных (конфликтных) элементов.  Ее изучает триалектика (в противовес диалектике) [1-6 ]. Триалектика исходит из того, что имеются не две сущности бытия – противоположности, как это полагает диалектика, а три. Третья сущность является разрешением противоположности, дающим «новое» - третье. Последняя сущность и есть гармония противоположностей. Попросту говоря, есть не два ответа «да» или «нет» на любой вопрос, а три: третий - «и да, и нет». Триалетика является более продвинутым знанием по сравнению с диалектикой, так как она дополнительно учитывает феномены компромисса и гармонии.

То, что Природа функционирует по законам «борьбы», а не «гармонии», является глубочайшим заблуждением человечества. Наоборот, в предыстории человечества задействована «борьба». Представление о «борьбе» казалосьнастолько очевидным, что стало художественным приемом. «И снова бой! Покой нам только снится» (А.А.Блок). «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой» (И.В.Гете). И т.д. Это не удивительно, ибо и Блок, и Гете, и другие писатели и мыслители жили в эпоху предыстории.

За весь негатив мира ответственна главная   мировоззренческая установка диалектики: «диадная парадигма» развития - «борьба» противоположностей. «Диадная парадигма» не учитывает творческую составляющую материи: «победа» одной составляющей противоположности над другой   ведет к революциям и регрессу. Следуя «диадной парадигме», человечество «заблудилось». Ей «оправдываются» войны, классовая борьба, революции, колониализм, социальное неравенство, безмерная конкуренция и прочие язвы человечества. Это – предыстория человечества, а либерализм – финальный строй предыстории.

               Дадим следующую формулировку   законов триалетики.

            Первый закон существования противоположностей. Бытие есть существование противоположностей в их неразрывном единстве.

            Второй закон – триадная парадигма развития. Прогресс социоприродных систем реализуется на основе разрешения существующих в мире противоположностей путем рождения «нового», являющегося гармоническим синтезом разрешающихся противоположностей.

            Третий закон – от компромисса к гармонии. Движение к состоянию гармонии (новому качеству) происходит через накопление и углубление компромисса(количества).

            Пятый закон.Состояние гармонии отвечает соотношению ее частей по «золотой пропорции».

            Законы триалектики являются эмпирическими обобщениями явлений Природы    [1-6 ]. То, что эволюционирующий мир Природы функционирует по законам диалектики, является глубочайшим заблуждением человечества. Действительно, эволюция, развитие происходит   на основе разрешения противоположности «рассеяние-концентрирование» энергии. При этом происходит образование «нового» - феномена жизни. Жизнь является гармоническим синтезом составляющих противоположности «рассеяние-концентрирование» энергии. Ибо ее сущность – аккумулирование энергии рассеяния в форме структурной энергии с ее дальнейшей диссипацией.

            Следуя «диадной парадигме», человечество «заблудилось». Это – предыстория человечества     [1-6]. Основания предыстории – диалектика и материализм. Установка материализма «бытие определяет сознание» не содержит обратной связи, ответственной за устойчивость социоприродных систем). Сущности предыстории:

- бытие определяет сознание;

- рост бытия опережает рост сознания;

- цель бытия – борьба, победа;

- главный субъект предыстории – «HomoSapiens».

            Но как часто разум «HomoSapiens» оказывался неразумением, обусловив весь негатив предыстории человечества. Этот путь, если он будет продолжен, не отвечает естеству, требованиям прогресса на современном этапе. Не разрешена главная противоположность «я – они». Наоборот, происходит «борьба» составляющих этой противоположности.   Устойчивое развитие достижимо лишь на основе разрешения данной противоположности – через установку «мы». Земля – наш общий дом, в котором «мы» живем. И он станет чистым и светлым лишь при осознании общности народов мира, в котором не будет ни «я», ни «они», а будем только «мы». В «HomoSapiens» не разрешена противоположность разум-чувство. Человеческий разум, не сопряженный с гуманизмом, оказывался неразумением, обусловливая   негатив предыстории человечества.

            Истинной истории (которая только наступает) отвечает гармоничное развитие, при котором противоположности разрешаются   Его основания – экосоциогуманизм и триалектика (триадная парадигма развития). Его сущности:

- не только «бытие определяет сознание», но и «сознание определяет бытие»;

- рост бытия сопряжен с ростом сознания;

- цель бытия – гармония, компромисс;

- главный субъект истории – «Человек Гармоничный».

Главная мировоззренческая установка истории – «триадная парадигма» развития. Согласно ей развитие происходит на основе разрешения существующих в мире противоположностей путем рождения «нового» (третьего), которое является гармоническим синтезом разрешающихся противоположностей. «Триадная парадигма» противоположна «диадной», которая рассматривает развитие не как гармоническое разрешение противоположностей, а как их «борьбу».

                        Сформулируем следующие эмпирические обобщения.

            Для предыстории

-    Либерализм – предыстория человечества. Его установки: бытие определяет сознание; рост бытия опережает рост сознания; цель бытия – борьба, победа; субъект предыстории - «HomoSapiens». В нем не разрешена противоположность разум – чувство.

- Противоположности, существующие в человеке и социуме, разрешаются «победой» одной из составляющих противоположностей.

-   «Победа» одной составляющей противоположности над другой происходит путем «борьбы».

Для истории

- Экосоциогуманизм – истинная история. Его установки: не только «бытие определяет сознание, но и сознание определяет бытие»; рост сознания и бытия сопряжены; цель бытия – снятие противоположностей, гармония, компромисс; субъект истории – «Человек Гармоничный». В нем разрешена противоположность разум-чувство.

- Противоположности, существующие в социуме и человеке, разрешаются рождением «нового», которое является гармоническим синтезом разрешающихся противоположностей.

-   «Новое» утверждается на основе регулируемого развития, являющегося разрешением противоположности стихийное-управляемое развитие.

-    Максимальный прогресс достигается в состоянии гармонии при оптимальном соотношении (по «золотой пропорции») составляющих противоположностей.

Выше изложенное рассматривается как научная основа новой концепции мирового развития - «От глобализации к гармонизации».   Ее цель – переход мира от предыстории к состоянию истинной истории.

Противоположности в системе природа-человек-общество:

как их преодолеть

Согласно науки о гармонии (гармонологии) переход в состояние гармонии противоположностей есть прогресс. В этом состоянии   система обладает максимальной структурной энергией. Закон Природы – прогресс. В Природе противоположности разрешены, в то время как в мире человека – не всегда. Рассмотрим     основные противоположности   в мире социального человека и   способы их разрешения.

Человек.

Противоположность смерть-бессмертие. Продление жизни есть прогресс, но лишь до определенного   предела. Природа «отказалась» от бессмертия. Ибо оно означало бы «переполненность» Земли жизнью и, как следствие, полное исчерпание земных ресурсов, прекращение жизни. Разрешение противоположности смерть-бессмертие достигается через репродукцию: противоположность разрешается рождением детей.

Противоположность разум-чувство. В «HomoSapiens» эта противоположность не разрешена. Она разрешается в «Человеке Гармоничном». Поэтому «Человек Гармоничный» эволюционно более продвинут (больше величина его структурной энергии). «HomoSapiens» - субъект предыстории, «Человек Гармоничный» - субъект истории. Еще Ж. Ж. Руссо, первооткрыватель духовной культуры Запада, писал («Исповедь», М., 2004): «Я чувствовал раньше, чем мыслил… Чувство не только предшествует разуму, но и преобладает над ним: если разум составляет основное свойство человека, чувство им руководит… Лучший человек, кто лучше и сильнее других чувствует». В нашей интерпретации лишь то разумно, что гуманно.

Противоположность: добро-зло. В народе существует поговорка: не делай добра, не получишь зла. Она совершенно справедливо отражает диалектическое соотношение добра и зла, их единство. Рост добра есть благо, но до определенного предела. Чрезмерное добро неизбежно рождает зло. Траектория от добра к злу также благо, но до определенного предела, когда рост зла становится регрессом. Противоречие разрешается через «Человека Гармоничного» - обладателя «разумного добра» (образно говоря, «добра с кулаками»).

Противоположность: эгоизм-альтруизм. Человек по природе эгоистичен. Однако благодаря культуре и религии в нем существует и альтруизм. Траектория от эгоизма («служение себе») к альтруизму («служение людям») есть прогресс, но лишь до определенного уровня альтруизма. Дальше наступает регресс – из-за отсутствия стимулов для развития индивида. Аналогично, траектория от альтруизма к эгоизму означает сначала прогресс, а затем регресс (вследствие преобладания интересов эго).

            Противоположность рациональное-иррациональное. В человеке, наряду с рациональным, сильно иррациональное начало (в частности, религиозная вера). Противоположность разрешается гармоничным сочетанием в человеке рационального и иррационального. «Человек Гармоничный» религиозен в меру («разумная вера»). Для него имеют значение нравственные установки религии, а не ее представления по поводу мироустройства.

            Противоположность счастье-несчастье. Обычно считается, что идеальная цель человека – счастье. Но что такое счастье? Нет и, по-видимому, не может быть единого определения счастья. Кажется, это связано с тем, что счастье – всего лишь некий идеал, недостижимый практически. Сопряжение счастье-несчастье отражено в поговорке « не было бы счастья - да несчастье помогло».

            Дадим следующее определение: счастье – это состояние равновесия, гармонии, полного согласия с самим собой, другими людьми и с окружающей средой (природной и социальной). Несчастье – это отсутствие такого состояния. Несчастье и счастье сопряжены – не было бы несчастья, не было бы и счастья. Человек изначально несчастен, ибо смертен. Но в своей конечной жизни он стремится к счастью.

Противоположность «счастье-несчастье» разрешается благом, благополучием, удовлетворенностью жизнью, гармоничной жизнью. Имеется ввиду не счастье, но и несчастье, а их гармоничный синтез. Благополучие зависит, главным образом, от самого человека, его внутренней сущности, определяясь его мировоззрением. Куда меньше влияние внешних факторов (материальное благосостояние, социальный успех и т.п.).        Таким же образом можно рассмотреть другие противоположности: любовь- ненависть, оптимизм-пессимизм и т.п.

Социум.

Социализм-капитализм. Данная противоположность разрешается экосоциогуманизмом (социогуманизмом), являющимся гармоническим синтезом капитализма и социализма    [1-9]. От социализма берется цель – гармоничное развитие человека, от капитализма способ ее реализации - регулируемый рынок. «Много» капитализма также плохо, как и «много» социализма.

           Права-обязанности. В истории происходило определенное изменение соотношения обязанности-права. Первоначально (рабовладельческое общество, феодальное) имела место резкая дифференциация населения по данному соотношению: правами обладало лишь меньшинство, а удел большинства был – обязанности. Постепенно эта дифференциация уменьшалась. Считается, что в современном демократическом обществе одинаковыми правами обладают все.

Данная противоположность разрешается следующим образом. Права рождаются, если человек выполняет свои обязанности. В свою очередь, благодаря правам человек лучше выполняет свои обязанности. Так, выполняя работу (обязанность), человек получает отпуск (право). Отдохнув, человек лучше работает. Противоположность разрешается установкой «права для лучшего выполнения обязанностей».

Поразительно, но во «Всеобщей декларации прав человека», провозглашенной ООН и состоящей из 30 статей, только в одной (29) говорится об обязанностях человека, и то мимоходом: «Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности». Это свидетельствует о глобальном непонимании соотношения права-обязанности.

«Свободное» развитие личности может означать развитие как позитивных, так и негативных его качеств. Примеров последнего не счесть. Следует говорить о гармоничном развитии. Гармония подразумевает оптимальное сочетание («в меру») обязанностей и прав. Рост «прав» есть прогресс, но лишь до определенного уровня «прав». Затем наступает регресс (анархия). Аналогично, рост обязанностей  есть прогресс, но также до некоторого предела (при наступлении диктатуры). Противоположность обязанности-права окончательно разрешится в социогуманитарном государстве, где законы одинаковы для всех.

Демократия-тоталитаризм. На протяжении веков государство было орудием насилия, господства меньшинства над большинством. Была задействована установка тоталитаризма «человек для государства». Однако постепенно государство гуманизировалось – приобретала все большую значимость противоположная установка демократии «государство для человека».

            Движение от демократии к тоталитаризму есть прогресс, но лишь до определенного уровня государственности. Затем прогресс сменяется регрессом (тоталитарное государство, в котором права человека подавлены). Аналогично, движение от государства к человеку  - прогресс, но до определенного уровня демократии. Затем прогресс сменяется регрессом. Для западного мира характерно следующее. Чрезмерной развитие, «разбухание» демократии обернулось перевертыванием противоположностей (согласно соответствующему закону гармонии): демократия перерождается в новый тоталитаризм.

            Противоположность человек-государство эволюционно разрешается рождением «нового» - социогуманитарного государства. Это – «сильное» демократическое государство. В нем гармонично сочетаются индивидуальное и коллективное, демократия и авторитаризм.

Общенародная-частная собственность. Частная собственность, согласно либерализму, неприкосновенна; она – его «священная корова». Но если собственность приобретена незаконным (а часто и преступным) путем, то почему она неприкосновенна?!          Между тем, данная проблема решается совсем иначе. Ни чисто частная собственность, ни общенародная (которая в СССР приобрела форму государственной) не способны обеспечить устойчивого развития. Частная собственность эгоистична, она слабо учитывает интересы общества в целом. Общенародная собственность является как бы ничьей – отсутствует индивидуальный интерес в ее приумножении. Cогласно триалектике эволюционно продвинутой является коллективистская (кооперативная) форма собственности, являющаяся гармоническим синтезом частной и общенародной собственности.   Она обладает большим потенциалом развития, чем частная или общенародная. Формы коллективистской собственности могут быть

  
 

разными.

Рыночная-плановая экономика. Как показывает опыт экономического развития (особенно России, как социалистической, так и либеральной), ни чисто рыночная экономика, ни чисто плановая не способны обеспечить устойчивое (без кризисов) развитие. Цель рыночной экономики – получение максимальной прибыли – анти- эволюционна, особенно в современную эпоху с ее ресурсными и экологическими ограничениями на экономический рост. Рыночная экономика – это стихийный процесс со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.

Плановая экономика не учитывает принцип относительного совпадения цели и результата развития. В силу относительности нашего знания законов развития прогноз (на чем основывается план) всегда имеет относительный характер. Это может сделать прогноз малозначимым. Кроме того, в плановой экономике слабо учитывается личный интерес работника.

Эволюционно продвинутой является регулируемая планово-рыночная экономика, являющаяся гармоническим синтезом рыночной и плановой экономики. Регулирование подразумевает, с одной стороны, невмешательство государства во внутренний механизмы функционирования рынка; с другой, включение внешних механизмов регулирования рынка (налоги, социальная политика, план там, где необходимо и др.). Фактически свободных экономик в современном мире нет.

Богатство-бедность. Неравенство доходов – острейшая проблема современности. В последние десятилетия оно непрерывно возрастало, являясь как бы необходимым элементом экономического роста. Однакоразвитие не сводится к экономическому росту, а имеет более широкое значение: рост не только ВВП (и, соответственно, физического капитала), но и других составляющих странового капитала (национального богатства) – человеческой, социальной. Нужен более широкий взгляд при обсуждении проблемы неравенства доходов, а не только с позиции экономического роста.

Мы живем в мире материализма. В нем гуманитарные ценности задавлены материальными. В нем богатство соседствует с бедностью. Бедность и богатство сопряжены друг с другом: благодаря «бедности» многих рождается «богатство» избранных (прямая связь); в свою очередь, в устойчивом социуме «богатство» способствует уменьшению «бедности» (обратная связь; при этом полезно вспомнить принцип известного русского филантропа ХХ века В.П.Рябушинского - «богатство обязывает»).

 
 
            
 

            Согласно науке о гармонии  рост благосостояния бедных есть прогресс, но лишь по достижении определенного его уровня. Затем наступает регресс. Аналогично, уменьшение «богатства» богатых сначала есть прогресс, а затем регресс. Прогресс имеет место, когда противоположность богатый-бедный разрешается рождением «нового». Это «новое» - средний класс, умеренный в богатстве.

            Чрезмерное богатство означает регресс, также как и чрезмерная бедность. С ростом числа миллионеров усугубляется социальное расслоение. И чем оно больше, тем менее совершенна социальная структура. Рост социального расслоения ведет к уменьшению производства социального капитала - социальному регрессу.

            Концентрирование богатства (как и любое концентрирование) - процесс не самопроизвольный, на него надо затратить энергию, произвести работу. Тем самым общество расходует ресурсы на выращивание «миллионщиков». Как правило, это делается за счет ввоза капитала (развитые страны) или снижения жизненного уровня населения в целом (другие страны, в их числе, Россия).

Любой миллионер и миллиардер дисгармоничен: для него противоположности материальное-духовное, богатство-бедность в принципе не разрешимы. Недаром выдающийся российский хирург Федор Иванович Углов назвал (в своей книге «Человеку мало века», 2001 г.) миллиардеров маньяками.

Конкуренция-кооперация. Либерализм считает конкуренцию движущей силой развития. Между тем, к прогрессу она не имеет прямого отношения. Конкуренция, как в природе, так и в обществе, устраняет отсталые «технологии», препятствуя тем самым регрессу. Яркий пример: открытие в нашей стране границ для импорта в 90-е годы прошлого века привело не к прогрессу, а просто уничтожило многие отечественные производства с отсталой по сравнению с западной технологией. Развитие же реализуется на основе освоения нового ресурса и научно-технического прогресса. Согласно принципу гармонии «все в меру» «много» конкуренции также плохо, как и «много» кооперации. Противоположность разрешается через конкуренцию кооператоров.

Экономическая свобода – социальная справедливость. Экономисты ломают копья в стремлении разрешить эту противоположность. Частичное ее разрешение ищут в концепциях социал-демократии и социального государства. Гармоническим разрешением этой противоположности служит установка социогуманизма «экономическая свобода для социальной справедливости».

Геополитика.

            Европа-Азия. Разрешением противоположности «Европа-Азия» (имеются ввиду ценностные установки) является евразийство, которое справедливо рассматривается как сущность России. Согласно триалектике, евразийство обладает большим потенциалом развития, чем Европа или Азия по отдельности. Идеологией евразийства считается консерватизм.

В действительности, идеология евразийства другая. Она отвечает гармоничному синтезу противоположности «развитие (Европа) – стабильность (Азия)». От Европы берется идея развития, а от Азии - идея устойчивости (стабильности). Синтезом становится «устойчивое развитие», являющееся составной частью экосоциогуманизма. При этом акцент делается на гармоничном развитии человека. Следовательно, идеология евразийства – экосоциогуманизм, а не консерватизм (идеология Востока).

Другая противоположность «авторитаризм (Азия) – демократия (Европа)». Синтезом является сильное демократическое (социогуманитарное) государство с равновесным соотношением демократии и авторитаризма. Таких соотношений по «золотой пропорции» два: 62% авторитаризма – 38% демократии (в условных единицах) и наоборот. Для России предпочтительно (в силу исторических условий) первое соотношение. «Много» демократии также плохо, как и «много» авторитаризма.

Европа-Россия. Для современной Украины существенной оказалась противоположность «Россия-Запад». Мучительно решался вопрос: куда идти Украине – в Европейский Союз или в Таможенный Союз. С позиций триалектики для Украины научно обоснован и «выгоден» гармонический синтез противоположности «Россия-Запад». Он дает больший потенциал для ее развития. От России берется идея сильного демократического государства, от Запада – идея демократии.

Синтез означает: Украина – сильное демократическое государство с 38% авторитаризма и 62% демократии. Она обладает нейтральным статусом: не входит ни в Европейский Союз, ни в Таможенный Союз. Как Россия – мост между Европой и Азией, так и Украина – мост между Западом и Россией. Наряду с евразийством (для России) получаем «евроссийство (для Украины). Именно по такому пути следовало бы идти Украине. В силу субъективных обстоятельств Украина выбрала путь на основе «борьбы» противоположностей – в Европейский Союз. Последствия этого – гражданская война и всеобщий регресс. Неприятие   законов естественного развития ведет в геополитике к плачевным результатам.

США-Россия. Данное   противостояние (противоположность) является главным для Западной Европы. Пока имеет место ее союз с США и противостояние с Россией. Согласно науке о гармонии эта позиция не конструктивна. Фактически Западная Европа подчиняется США, наблюдается утрата ею своей самости. Эволюционно продвинутой является другая позиция, основанная на разрешении данного противостояния. При этом Западная Европа имеет нейтральный статус, являясь своеобразным «мостом» между США и Россией. Только на этом пути Западная Европа сохранит свою суверенность.

         Мир-война. Современное ракетно-ядерное оружие фактически устранило возможность ведения мировых войн под страхом взаимного уничтожения.На современном этапе снятие противоположности мир-война происходит на основе установки «мир с позиции силы». Происходящая на наших глазах легализация ядерного оружия свидетельствует о том, что установка «мир с позиции силы» исчерпала себя. Она снимается другой установкой «мир с позиции гармонии силы и разума».

регресс

 

Прогресс

 

Компромисс и гармония – основа геополитики. Рассмотрим, как разрешается ряд других противоположностей, значимых для геополитики.

«Глобализация – суверенизация». Как глобализация, так и суверенизация в их крайнем выражении не продуктивны. Пороки глобализации: утрата государственного суверенитета и национальной самобытности, господство мирового олигархата и т.п. Пороки суверенизации: слабое задействование межстрановой конкуренции и, как следствие, технологическое отставание, культурная и прочая изоляция, узкий взгляд на мир, ограниченное мировоззрение и др. Данная противоположность разрешается через гармонический синтез противоположности «суверенизация-глобализация», который можно обозначить   как «суверенная глобализация».

           Синтез предполагает заимствование всего позитивного, что есть у глобализации и суверенизации; в том числе, национальная экономика, экономические и политические союзы, суверенный капитал (национальное богатство), усиление роли ООН, мировая наука, национальная культура, культурный обмен, свобода передвижений и др. В частности, для России суверенная глобализация подразумевает разрешение противоположности   «Россия – мир» на основе установки «Россия в мире». Это подразумевает максимально полную включенность России в мировую жизнь при одновременном сохранении ее самости.  

«Неизменность государственных границ – право на самоопределение». В международном праве одновременно существуют эти два взаимно исключающих положения. Эти противоположности разрешаются, согласно триалектике,   через их гармонический синтез. Таким синтезом является автономия. Так как, согласно «золотой пропорции», существуют два положения равновесия, то имеется в виду два типа автономии: «слабая автономия» и «сильная автономия».

Таковы два научно обоснованных пути существовали, в частности, для автономии Крыма. В силу субъективных обстоятельств был выбран вариант изменения государственных границ. Его движущей силой явилась социальная энергия, обусловленная такими факторами, как историческая правда (Крым – исконно русская территория), преобладание в составе населения русских, националистическая власть Киева и др.

«Национализм-интернационализм». Разрешение данной противоположности становится актуальным в связи с усилением в ряде стран националистических настроений и появлением движений националистического толка. Полагаем, что в качестве разрешения этой противоположности выступает системная установка, которую условно назовем как «открытый патриотизм». В ней любовь к родине сочетается с желанием и способностью понять и принять иные обычаи, другую культуру, позитивные черты разных менталитетов. Приверженность данной системной установке следует воспитывать с детства.

           «Однополярный-многополярный мир». Согласно триалектике более прогрессивным является мир, в котором реализован гармонический синтез данных установок.   Это – не однополярный мир и не мир с разъединенными полярностями. Синтезом выступает сопряженный взаимодействующий дружественный   мир (мир «разумной дружбы»). Промежуточным этапом к такому состоянию будет мир «разумного компромисса».

            Современный мир – разъединенный мир. В нем не разрешена главная противоположность «я – они». Наоборот, происходит «борьба» составляющих этой противоположности («я» – США, «они» - Россия, Китай… и т.п.). Такой мир не приспособлен для устойчивого развития. Оно достижимо лишь на основе разрешения данной противоположности – через установку «мы». Земля – это наш общий дом, в котором «мы» живем. И он станет чистым и светлым лишь при осознании общности народов мира, в котором не будет ни «я», ни «они», а будет только «мы».

           «Опасность-безопасность». Данная противоположность разрешается через «управляемую безопасность», означающую сознательную деятельность мирового сообщества по обеспечению безопасности человека. Проблема безопасности оккупирована военными и геополитиками. С их позиций безопасность может быть обеспечена лишь на основе роста и совершенствования вооруженных сил. Но рост вооруженности мира, наоборот, ведет к росту «опасности». Путь к «безопасности» прямо противоположный – управляемое глобальное разоружение. Именно это должно стать главным приоритетом глобальной внешней политики.

«Дружба-противостояние». Триалектика дает новый взгляд на проблему межгосударственных отношений, позволяя их поставить на научную основу и оптимизировать. Диапазон межгосударственных отношений находится внутри противоположности «дружба-противостояние». Согласно триалектике эволюционно значимым (прогрессивным) разрешением данной противоположности является их гармонический синтез.

При этом, согласно «золотой пропорции», возможны два положения «равновесия». Их можно условно назвать как «разумная дружба» и «разумное противостояние». Согласно «золотой пропорции», «разумная дружба» содержит (в условных единицах, проблема их выбора нуждается в специальном исследовании) 62% «дружбы» и 38% «противостояния». У «разумного противостояния» соотношение обратное. «Дружба» и «противостояние» - крайние составляющие противоположности. Следование им – регресс, по сравнению с промежуточными соотношениями составляющих противоположности. «Много» дружбы также плохо, как и «много» противостояния.

Международная политика получает научную основу, если она основывается на триадной парадигме. Рассмотрим противостояние двух государств А-В. В межгосударственных отношениях возможны при этом разные варианты. Обсудим некоторые из них. Если отношения государств А-В базируются на крайней позиции «противостояния», то это весьма неблагоприятно для них и мира в целом, это – регресс. Если страна А следует «частичному противостоянию» (в идеале, «разумному противостоянию»), то естественной будет политика, при которой и страна   В также проводит политику «частичного противостояния». Если же при этом страна В ограничивается в политике позицией «чистого противостояния», это вносит диссонанс в межгосударственные отношения стран, чреватый политическими кризисами.

Сформулируем следующие положения оптимизации межгосударственных отношений.

1. Межгосударственные отношения в норме базируются на одинаковом для обеих стран соотношении дружбы и противостояния (в условных величинах) -вариант межгосударственной гармонии.

2. Политические кризисы в межгосударственных отношениях отвечают случаю, когда отношение дружба-противостояние для противостоящих стран не одинаково - вариант межгосударственной дисгармонии.

3. Наиболее эволюционно продвинутыми (прогрессивными) являются межгосударственные отношения, основывающиеся на «разумной дружбе» обеих государств.

Биосфера.

«Естественная – искусственная (управляемая) биосфера». Данная противоположность разрешается через регулируемую биосферу. Она включает в себя гармоничное сочетание природного и антропогенного компонентов. Регулирование означает управление внешними механизмами функционирования биосферы (выбросами СО2 в атмосферу, промышленными и бытовыми отходами и др.) и ограниченное разумное вмешательство в ее внутренние механизмы (сохранение биоразнообразия, экохозяйство как сотворчество человека и природы: посадка лесов, аквафермы, заповедное дело и др.). Имеется ввиду гуманизация окружающей среды с тем, чтобы сделать ее удобной и привлекательной для проживания человека [1- 6].

Какие имеются препятствия на пути к мировой всегармонии

и как их преодолеть

            Общая закономерность гуманитарной эволюции – движение к «Человеку Гармоничному». Но она реализуется как основная тенденция. Индивид может следовать ей, а может двигаться в прямо противоположном направлении. Конкретная траектория развития определяется как внешними, так и внутренними факторами. Рассмотрим, что препятствует гармоничному развитию человека и социума и как преодолеть эти препятствия.

            Искажение смысла жизни. Смысл жизни обыденно трактуется как удовлетворение потребностей – низших (материальных) и высших (духовных). Но, как правило, человек массы заклинивается на удовлетворении материальных потребностей: он их удовлетворяет, и все никак не может удовлетворить. А духовные потребности либо не возникают, либо нет ни времени, ни сил на их удовлетворение. Господствует голый материализм «бытие определяет сознание».

      Между тем, истинный смысл жизни другой – жизнетворение, гармоничное развитие человека [1-6]. Развитие первично, потребности вторичны. Истинные, глубинные, эволюционно значимые потребности формируются внутри самого человека, а не привносятся извне.

            Псевдоэлита. Она представлена властью и деньгами. Ее цель – удержать и приумножить власть и деньги. Она рассматривает человека как средство, а не цель. Истинная элита отвечает траектории к «Человеку Гармоничному».Замещение псевдоэлиты истинной элитой - важнейшее условие для реализации социогуманитарного перехода. Для этого необходимо социогуманитарное просвещение (см. ниже). Его широкое внедрение будет способствовать выработке и распространению эволюционного мировоззрения экосоциогуманизма «жизнь - высшая ценность бытия». Человек, обладающий таким мировоззрением, на основе демократических процедур вытеснит псевдоэлиту на обочину социальной жизни.

            Отсутствие социального заказа на гармонично развитого человека. Социальный заказ в условиях либерализма формируют власть и деньги. И он заключается в том, чтобы получить от наемного труда максимальную прибыль. Недаром либеральные теоретики сводят человеческий капитал лишь к одной его составляющей – интеллектуальной, характеризующий человека как работника. Заказ существует – заказ на эффективного работника. Духовное качество работника работодателя не интересует. Кроме того, духовность работника может помешать получению максимальной прибыли и нарушить установившийся порядок.   Заказ на гармонично развитого человека появится лишь в социогуманитарном     государстве.

            Несоответствие статуса человека его эволюционному качеству. Современное общество – господство материализма. Поэтому и статус человека в нем имеет материальную подоплеку. Это не стимулирует внутреннюю работу человека, его стремление к самоусовершенствованию и гармоничному развитию. Статус человека в социогуманитарном обществе станет определяться   его эволюционным качеством (индексами гармоничного развития).

            Ложная система ценностей и приоритетов. В массы система ценностей и приоритетов внедряется «сверху» через СМИ с тем, чтобы оправдать существующий порядок вещей и антиэволюционный образ жизни «верхов» - избыточное потребление. Триаде либеральных ценностей «богатство-власть-слава» экосоциогуманизм противопоставляет эволюционно обоснованные ценности «умеренность-свобода-достоинство».

            Несправедливость. Отсутствие справедливости везде и во всем – родовая черта современности. Несправедливость рождает отчуждение людей друг от друга, лишает стимулов к интеллектуальной и духовной работе над собой. Ибо такая работа не дает ощутимых результатов и не ведет к росту справедливости. Прямо противоположная ситуация будет наблюдаться в социогуманитарном государстве.

            Врожденная «негативная духовность». Человек «негативной духовности» удерживает в себе («сорбирует») в основном негативное, «плохое», в то время как «хорошее» просачивается через него, не задерживаясь, не оставляя следа. Он подавлен жизнью, видит вокруг только процессы разложения, распада, диссипации структурной энергии. Преодоление данного феномена будет происходить через социогуманитарное     просвещение.

            Негативная информация. Рост информации в целом благоприятен для развития. Но если в потоке информации растет доля негативной информации, то это не способствует развитию человека. Происходит рост приобретенной «негативной духовности». Для преодоления влияния негативной информации требуется правильная идеологическая и культурная политика государства, что будет означать движение к социогуманитарному государству.

            Массовая культура. По сути, это – антикультура. Она культивирует низменные инстинкты человека, заменяя главную функцию культуры – гармоничное развитие человека – ее антиподом: «свободным» развитием негативных качеств. Особенно преуспевает в этом телевидение. А телевизионная реклама (кажется, главное для современного телевидения) унижает человеческое достоинство.Общественностью должна быть востребована новая политика в области культуры. Прежде всего необходимо отказаться от ее коммерциализации.

            «Обломовщина». Природная лень, эгоизм, нежелание встраиваться в общественные структуры – тип, нередко встречающийся в жизни (особенно, русской). Он хорошо описан классиками русской литературы (А.И.Гончаровым, А.П.Чеховым и др.). Природа феномена, вероятно, связана с тем, что такой человек находится на нисходящей стадии жизненного цикла своих родовых предшественников.

            Отсутствие эволюционно обусловленного мировоззрения. Все эти и другие негативные факторы носят частный характер и являются следствием общей их причины: отсутствия «правильного», то есть научно-обоснованного, мировоззрения – как на уровне индивида, так   общества и государства (государственная идеология). Таким мировоззрением выступает экосоциогуманизм. Он формулирует цель развития: на уровне индивида – его гармоничное развитие, максимальная самореализация на основе «высших» потребностей; на уровне государства – обеспечить необходимое удовлетворение «низших» потребностей (на уровне их «разумности» и не выше) и максимально способствовать развитию и удовлетворению «высших» потребностей. Экосоциогуманизм формулирует способ достижения этой цели – эволюционный, «чистыми средствами», с учетом принципа относительного совпадения цели и результата развития.

Социогуманитарное просвещение

            Мир в целом переживает социогуманитарный кризис. Преодолеть его – главная задача будущих поколений. Для этого потребуются глубинные изменения существующих систем воспитания и образования, их новый синтез. Назовем такой синтез социогуманитарным просвещением.

            Если считать, что воспитание и образование имеет одну цель – всестороннее развитие человека, то тем самым как бы утрачивается специфика каждого из процессов – воспитательного и образовательного. Полагаем, что все-таки имеется определенная специфика целей воспитания и образования. Воспитание – это процесс гармоничного развития человека. Цель образования – не просто получение знаний, но формирование «правильного», то есть научно обоснованного, мировоззрения. В совокупности это формирует «Человека Гармоничного».

            Воспитание и образование сопряжены, взаимно влияют друг на друга – между ними существуют прямая и обратная связи. Правильное воспитание развивает способности к обучению. В свою очередь, овладение научным мировоззрением в результате обучения способствуют гармоничному развитию личности.

            В раннем детстве на первом плане находится воспитание. Мировоззрение формируется постепенно в процессе обучения. Роль обучения с возрастом усиливается. Особенно значима для формирования мировоззрения учеба в ВУЗ-е. Какое же мировоззрение научно обосновано, отвечает современности и способствует становлению «Человека Гармоничного»? Таким мировоззрением выступает экосоциогуманизм. Согласно нему «жизнь – высшая ценность бытия». Все остальные ценности сопряжены с этой главной. Человек, придерживающийся этого мировоззрения, трепетно, бережно относится к своей жизни, жизни других и к жизни природы. Это отношение сопряжено с правильным пониманием жизни человека, как единства биологического, социального и духовного начал. В соответствии с этим пониманием он сознательно строит свою жизнь.      Как выработать социогуманитарное мировоззрение? Для этого необходима внутренняя работа человека над самим собой. Но она приходит с возрастом. Вначале же особенно значима роль образования, как школьного, так и вузовского. Для школы важна гуманизация образования. Преподавание естественно-научных и гуманитарных дисциплин должно быть взаимно увязано и направлено на понимание мира в целом и места в нем человека. Особенно важны гуманитарная и экологическая составляющие образовательного процесса. Ибо именно они дают правильное понимание феномена жизни, вообще, и человека, в частности. В школе образование и воспитание как бы сливаются воедино, составляя суть социогуманитарного просвещения.

            Что касается высшего образования, то здесь ситуация несколько иная, чем в школе. Ибо отдельно существуют ВУЗ-ы естественного и гуманитарного профиля. Гуманизация образования в ВУЗ-ах естественного профиля подразумевает преподавание в них определенных гуманитарных дисциплин в связи с естественно-научными. Полезно было бы ввести также преподавание дисциплин, в которых реализован естественно-гуманитарный синтез.

            ВУЗ-ы гуманитарного профиля проще ориентировать на выработку социогуманитарного мировоззрения. Мотивы социогуманизма так или иначе присутствуют в большинстве гуманитарных дисциплин. Требуется лишь их усилить, сделать акцент на них. Полезно будет ввести и новый учебный курсы, в которых дается естественнонаучное обоснование мировоззрения экосоциогуманизма. Социогуманитарное просвещение является необходимой предпосылкой для формирования «Человека Гармоничного».

Движение за мир всегармонии

Войны не уходят из жизни. Более того, есть мнение, что войны способствуют техническому прогрессу. Как же тогда быть с гуманизмом? С гуманистических позиций войны противопоказаны человечеству. Возможно ли исключить войны?   Несомненна дискуссионность данной проблемы. Развитие на основе «борьбы» противоположности «мир-война» может стать последним заблуждением человечества. Военщина, военно-промышленный комплекс (ВПК) – главные враги современного мира. Ракетно-ядерная война уничтожит цивилизацию.

            Рост вооруженности мира - это глобальный регресс. Атомная бомба, ВПК не являются частью национального богатства. Необходимое условие истинного прогресса - уменьшение расходов на ВПК. Но ни в мире в целом, ни в отдельных странах этого не происходит. Первые пять стран по военным расходам в 2016 г. выглядят так (по данным Википедии): США, КНР, Россия, Саудовская Аравия, Индия. Но регресс определяется по удельным величинам (в расчете на одного человека). Тогда   имеем другой рейтинг: ОАЭ, Израиль, Саудовская Аравия, США, Австралия. Россия в этом рейтинге находится на 10 месте.

            Поскольку наибольшую глобальную опасность представляют страны, обладающие ядерным оружием, то будем рассматривать только их. Тогда первые пять стран по удельным расходам на вооружение будут: Израиль, США, Франция, Великобритания, Россия. Ситуация с Израилем имеет локальный характер (результат противостояния с арабскими странами). Получается, что наибольший вклад в регресс мира вносят США, Франция, Великобритания и Россия.

Разрешение противоположности мир-война – главная проблема современного мира, условие его самосохранения. В настоящее время эта противоположность разрешается установкой «мир с позиции силы» (установка предыстории). Однако такое равновесие не устойчиво и, как показывает история, в силу разных, возможно, случайных и ничтожных обстоятельств может быть в любой момент нарушено. И земная цивилизация погибнет.

            Движение за мир было инициировано в прошлом веке Советским Союзом. Оно тогда стало одним из главных приоритетов внешней политики и было успешно реализовано, в силу чего удалось избежать мировой войны, чреватой гибелью цивилизации. В настоящее время вновь обостряется противостояние России и Запада. Не означает ли это необходимость нового движения за мир?! Его принципиальное отличие от бывшего движения за мир – существование   научной базы, что   поднимает движение   на более высокий уровень эволюционного обоснования.

            Новоедвижение за мир - эволюционное требование современности. В силу ряда обстоятельств оно явится новым, отличным от движения за мир в прошлом веке. Пришло новое поколение, для которого ядерное оружие, ядерная война – слова столь навязчиво и часто повторяемые, что они приобрели смысл обыденности, не устраняемой стороны существования. На наших глазах происходит легализация ядерной войны.

            Другое обстоятельство связано с новой социальной наукой, с разработкой учения экосоциогуманизма. Две установки этого учения имеют особое значение для научного обоснования движения за мир. Первая - триадная парадигма гармонического развития, являющаяся естественным законом мира, а для человечества – законом истинной истории. Прогресс мира человека реализуется на траектории движения к гармоническому разрешению существующих противоположностей - через компромиссы, их умножение и углубление к гармонии.

            Для современности   разрешением противоположности мир-война является установка «мир с позиции гармонии cилы и разума». На траектории движения к этой установке станут задействованы разного рода компромиссы. В их числе: силовое принуждение к миру, договоры об ограничении вооружений, постепенное разоружение, запрещение ядерного оружия и др. (конкретные мероприятия на этом пути определят специалисты, здесь подчеркивается лишь принципиальная сторона этих мероприятий). Такое движение будет поэтапным, учитывающим интересы всех государств.

           Вторая научная основа движения за мир: мировоззрение экосоциогуманизма, согласно которому «жизнь – высшая ценность бытия». Следование этой главной установке – необходимое условие становления «Человека Гармоничного», находящимся в согласии (гармонии) с самим собой, другими людьми и Природой. «Человек Гармоничный» сознательно ведет строй своей жизни. И если он станет правящей элитой общества, войны сами собой исчезнут. Наоборот, в настоящем правящая элита разделяет установку «борьбы» противоположностей – установку предыстории. Их верховенству мир обязан тем, что находится в состоянии предыстории. Под их руководством историю не построить.   От них исходит наибольшая опасность миру.

            Развитый подход включает в себя следующие составляющие: разоружение как условие прогресса глобальной системы природа-человек-общество; траектория движения к «миру с позиции гармонии»; «разумный компромисс» (в идеале, «разумная дружба») во внешней политике; становление «Человека Гармоничного». Указанные составляющие могут служить научным обоснованием нового движения за мир, необходимость которого все больше осознается.

            Условие прогресса существующего мира – компромиссы во внешней политике, их умножение и углубление, чтобы прийти к «миру с позиции гармонии». В этом аспекте можно понять, почему П. Пикассо принял за символ мира голубя. Голубь – компромисс (гармония?) между птицей природы и домашней птицей. А мир - это и есть компромиссы. Голубь мира - интуиция великого художника.

            Между тем, во внешней политике государств проблема мира как главная не ставится. Вместо этого все страны вооружаются, развиваются рынки сбыта вооружений, НАТО придвигается к границам России, Россия   предпринимает ответные меры и т.п. Одна из главных инициатив ООН – устойчивое развитие, где войны отвергаются. Но военная проблема должна обсуждаться независимо. Куда более важной могла бы стать особая наиважнейшая программа   ООН - предотвращение войн. ООН следовало бы ввести запрет на их ведение. И под этим иметь подписи глав всех государств.

            В настоящее время глобальное движение за мир отсутствует. В свете изложенного, имея ввиду его научное обоснование, само движение приобретает качественно новый характер, в отличие от прошлого. А именно, оно становится движением за мир всегармонии. Ибо эволюционно обусловленное будущее мира - экосоциогуманизм, строй гармонии -   истинной истории. Его строительство – цель мирового сообщества, если оно не сойдет с траектории прогресса.

            В этом свете важным было бы  принять воззвание наиболее авторитетных в мире ученых, направленное против политики военного противостояния, направив его в ООН, правительства стран мира, общественные организации. В нем следовало бы отразить, по крайней мере, следующие положения.

            1) Рост милитаризма, локальные войны, создание новых видов оружия, растущий военно-промышленный комплекс – все это регресс, угроза самому существованию человечества.

            2) Атомная бомба, ВПК в целом не являются частью национального богатства. Их производство означает бесполезную трату ресурсов и глобальный регресс. Прогресс мира реализуется на траектории всеобщего разоружения.

            3) Дальнейшее функционирование мира   на основе диадной парадигмы «борьбы» противоположностей чревато гибелью цивилизации. Требуется утверждение триадной парадигмы гармонического разрешения противоположностей.

            4) Межгосударственные отношения необходимо основывать на принципе «разумного компромисса», в идеале, «разумной дружбы».

            5) ООН следует ввести жесткие санкции, направленные против милитаризации государств, наращивания ВПК. Страны, участвующие в войнах, следует исключать из состава ООН, тем самым ставя их в положение изгоев.

            6) Установка «мир с позиции силы» не отвечает требованиям современности и должна быть снята установкой «мир с позиции гармонии силы и разума». Научному сообществу необходимо информировать народы и правящие элиты о необходимости согласовывать стратегии общественного развития с социоприродными законами; участвовать на экспертной основе в выработке эволюционно обоснованных стратегий   развития стран мира.

Цитируемая литература

1. Голубев В.С. Природа-человек-общество: Развитие и гармония,   М., ЛЕНАНД, 2016.

2. Голубев В.С. Гармония спасет мир. М., ЛЕНАНД, 2017.

3. Бушуев В.В., Голубев В.С. Естественно-научные основы социального гуманизма. М., ЛЕНАНД, 2018.

4. Голубев В.С.   Очерки экосоциогуманизма. М., ЛЕНАНД, 2021.

5. Голубев В.С. Основы экосоциогуманизма. М., ИНФРА-М, 2022.

6. Голубев В.С. В поисках гармонии. М., ЛЕНАНД, 2022.

7. Бушуев В.В., Голубев В.С. Эргодинамика – экоразвитие -социогуманизм. М., ЛЕНАНД, 2010.

8. Бушуев В.В., Голубев В.С., Коробейников А.А. Будущее России. Социогуманитарный проект. М., ЛЕНАНД, 2011.

9. Бушуев В.В., Голубев В.С., Кураков Л.П. Проблемы формирования социогуманитарной цивилизации (естественно-гуманитарный синтез).       М., ИАЭП, 2016.

 

Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,

Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить