О ПРИРОДЕ ПРОТИВОСТОЯНИЯ ЗАПАД-РОССИЯ

О ПРИРОДЕ ПРОТИВОСТОЯНИЯ ЗАПАД-РОССИЯ

(согласно гармонологии)

Аннотация

Рассматриваемый абрис проблемы противостояния Запад-Россия навеян выступлением А.А.Проханова на ТВ в программе «Большая игра» 26.01.2023. Его трактовки Запада как «Крепости на Холме» и России как «Храма на Холме» соотносятся с установками   гармонологии (науки о гармонии в системе природа-человек-общество) о двух противоположных моделях развития: «конкурентное развитие» и «гармоничное развитие». Данные модели трактуются в терминах географического детерминизма. Первая модель сформировалась в условиях преимущественно антропогенно измененной природной среды, вторая – в преимущественно естественной природной среде. Противостояние Запад-Россия обусловлено тем, что противоположность «конкурентное – гармоническое развитие» не разрешена. Обсуждается возможность ее гармонического разрешения.

                        Гармония есть согласование разнородных и даже противоположных (конфликтных) элементов.  Ее изучает триалектика как раздел философии (в противовес диалектике) и гармонология как естественно-гуманитарная наука. Триалектика исходит из того, что имеются не две сущности бытия – противоположности, как это полагает диалектика, а три. Третья сущность является разрешением противоположности, дающим «новое» третье. Последняя сущность и есть гармония противоположностей. Попросту говоря, есть не два ответа «да» или «нет» на любой вопрос, а три: третий - «и да, и нет». Триалетика является более продвинутым знанием по сравнению с диалектикой, так как она дополнительно учитывает феномены компромисса и гармонии. В мире Природы противоположности в целом разрешены, и бытие Природы   подчинено гармонии. Мир человека, наоборот, дисгармоничен: в нем существующие противоположности в целом не разрешены [1,2]..

            Гармонология   описывает   развитие и гармонию в системе природа-человек-общество. Согласно «триадной парадигме» развитие происходит на основе разрешения существующих в мире противоположностей путем рождения «нового» (третьего), которое является гармоническим синтезом разрешающихся противоположностей. «Триадная парадигма» противоположна «диадной», которая рассматривает развитие не как разрешение противоположностей, а как их «борьбу» с «победой» одной из составляющих противоположностей.

            Соответственно, существуют две противоположные модели развития: «конкурентное развитие», отвечающее «диадной парадигме» и «гармоническое развитие», отвечающее «триадной парадигме» [1,2].

            Модель «конкурентного развития» имеет своим основанием вульгарный материализм и диалектику. Ее сущности:

- бытие определяет сознание;

- рост бытия опережает рост сознания;

- цель бытия – «борьба», «победа»;

- главный субъект развития – «HomoSapiens».

            Установка вульгарного материализма «бытие определяет сознание» не содержит обратной связи, ответственной за устойчивость социоприродных систем. Человеческий   разум «HomoSapiens», чрезмерно развиваясь,  становился неразумением (согласно одному из законов гармонии [1]), обусловив весь негатив cуществующего мира. Яркий пример: изобретение однобоко развивающимся разумом, не сопряженным с гуманизмом, ракетно-ядерного оружия, чреватого гибелью цивилизации. В «HomoSapiens» не разрешена противоположность разум-чувство

            Следуя конкурентной модели, человечество «заблудилось». Ею оправдываются войны, классовая борьба, революции, колониализм, социальное неравенство, безмерная конкуренция и т.п. Этот путь, если он будет продолжен, не отвечает естеству, требованиям прогресса на современном этапе. Не разрешена главная противоположность «я – они». Наоборот, происходит «борьба» ее составляющих.   Устойчивое развитие достижимо лишь на основе разрешения противоположности через установку «мы». Земля – наш общий дом, в котором «мы» живем. И он станет чистым и светлым лишь при осознании общности народов мира, в котором не будет ни «я», ни «они», а будем только «мы».

            Модель «гармоничного развития» имеет своим основанием гармонологию как синтез социогуманизма и триалектики. Ее сущности:

- не только бытие определяет сознание, но и сознание определяет бытие;

- рост бытия сопряжен с ростом сознания;

- цель бытия – гармония, компромисс;

-главный субъект модели – «Человек Гармоничный».

            В «Человеке Гармоничном» разрешена противоположность разум – чувство. Еще Ж. Ж. Руссо, первооткрыватель духовной культуры Запада, писал («Исповедь», М., 2004): «Я чувствовал раньше, чем мыслил… Чувство не только предшествует разуму, но и преобладает над ним: если разум составляет основное свойство человека, чувство им руководит… лучший человек, кто лучше и сильнее других чувствует». В нашей интерпретации лишь то разумно, что гуманно.

            Законы триалектики являются эмпирическими обобщениями явлений Природы [1,2]. То, что эволюционирующий мир Природы функционирует в соответствии с законами диалектики, является глубочайшим заблуждением человечества. Действительно, эволюция, развитие происходит   на основе разрешения противоположности «рассеяние-концентрирование» энергии. При этом происходит образование «нового» - феномена жизни. Жизнь является гармоническим синтезом составляющих противоположности «рассеяние-концентрирование» энергии. Ибо ее сущность – концентрирование энергии рассеяния в форме структурной энергии с ее дальнейшей диссипацией.

            Автор не является профессиональным историком. Поэтому дальнейшее изложение является лишь авторской позицией. Насколько она отвечает истине, ответ на этот вопрос могут дать исследователи русской и мировой истории (с авторской позиции, предыстории человечества [1]).

            Модель «конкурентного развития» отвечает по преимуществу либерализму Запада

с его войнами, колониализмом, социальным неравенством, безмерной конкуренцией и т.п. Развитие же России происходило преимущественно в соответствии с моделью «гармоничного развития», поскольку российский народ – гармонический сплав разных национальностей с их самобытными культурой и менталитетом. Почему это происходило. В качестве гипотезы предлагается следующее.

            Запад существует в условиях ограниченности площади занимаемой им территории. В силу этого техногенный прогресс привел к тому, что на этой территории не сохранилась естественная среда, а она в целом стала антропогенно измененной. Наоборот, громадная территория России способствовала частичному сохранению естественной среды. Природа функционирует в соответствии с законами гармонии. Наоборот, мир, где «царствует» человек, дисгармоничен [1,2]. Это и является возможной причиной принципиального расхождения моделей развития Запада и России. При этом имеет значение следующее: общение человека с естественной Природой «улучшает» человеческую сущность, гармонизирует человека, способствуя росту в нем «добра». И наоборот, техногенный пейзаж угнетает человеческое в человеке [3]. Все это в совокупности способствовало расхождению путей эволюции Запада и России.

            Настоящее противостояние Запад-Россия обусловлено тем, что противоположность «конкурентное – гармоническое развитие» не разрешена. Задействована «диадная парадигма» «борьбы» противоположностей. И пока эта противоположность не разрешена, будет продолжаться «борьба» между Западом и Россией с мало предсказуемыми (в наш ракетно-ядерный век) последствиями.

            В качестве гипотезы предлагается следующее гармоническое разрешение данной противоположности [1,2,4]. Запад в отношениях с Россией стоит на позиции «чистого противостояния», а Россия – на позиции «частичного противостояния». Это – вариант межгосударственной дисгармонии. Задействование объективного закона гармонии требует перехода Запада тоже на позицию «частичного противостояния». В идеале надо стремиться к варианту «разумной дружбы». Способствовать этому может наука. Ученые и политики должны осознать: будущее мира связано с отходом от «диадной парадигмы» борьбы противоположностей и утверждение «триадной парадигмы» гармонического разрешения противоположностей.

Литература

1. Голубев В.С. Основы экосоциогуманизма. М., ИНФРА-М, 2022.

2. Голубев В.С. В поисках гармонии. М., ЛЕНАНД. 2022.

3. Голубев В.С. Дом, в котором чисто и светло. М., Энергия, 2008.

4. Голубев В.С. Научный базис новой геополитики.
https://ekogradmoscow.ru/eko-blog/sotsiogumanizm-c-vladimirom-golubevym.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить