Обсуждается позитивная психология Мартина Селигмана с позиции науки о гармонии
Современная жизнь пронизана «борьбой» как на уровне государств, так и человека. Не уютно жить в мире «борьбы». Смена «цивилизации борьбы» на «цивилизацию гармонии» предполагает необходимость такой же смены (от «борьбы» к «гармонии) на уровне человека. Позитивная психология [1] изучает те условия, черты характера и особенности поведения людей, которые способствуют позитивным чувствам, духовному удовлетворению и процветанию. Она разрабатывает методы использования человеком своих позитивных качеств.
Возникает вопрос: что такое позитивные человеческие качества и кто их задал? Каков научный базис позитивной психологии? Какова ее цель? Обсудим эти и другие вопросы с позиции гармонологии – науки о гармонии в системе природа – человек – общество [2].
Фактически позитивные человеческие качества выводятся М. Селигманом на основе постулатов разных религий и трудов философов. Из них следует, что у народов разных эпох и культур представления о позитивных человеческих качествах совпадают. Другими словами, используется субъективный метод эмпирического обобщения. На современном этапе развития науки этот метод полезно дополнить дедукцией - рассмотрением человеческих качеств с позиции законов социоприродного развития.
Будем считать позитивными те человеческие качества, которые отвечают эволюционной траектории мира и ведут его к гармонии и упорядоченности. Наоборот, негативные качества способствуют движению мира к дисгармонии и хаосу.
Гармоничная жизнь отвечает принципу «все в меру» [2]. Это cоответствует «триадной парадигме» развития, как разрешению противоположностей на основе их гармонического синтеза. «Все в меру» и есть такое разрешение - норма, в то время как каждая из составляющих противоположности – отклонение от нормы. Субъект в положении гармонии эволюционно более продвинут (обладает большей структурной энергией), чем обе составляющие противоположности. Процесс разрешения противоположностей отвечает тем самым прогрессу.
Гармонология [2] обосновывает понятие нормы (нормальной жизни, нормальных людей). «Все в меру» - это и есть норма, условие прогрессивного развития. И наоборот, отклонение от нормы – регресс. Общепринято: золотая середина лучше крайностей. Пример: «средний класс» - субъект социального прогресса, социальное расслоение (богатые и бедные) – фактор регресса [2]. Позитивные человеческие качества – это такие, что способствуют прогрессу социума и человека, а негативные – факторы регресса.
Рассмотрим ряд позитивных человеческих качеств согласно [1] с учетом выше предложенной трактовки.
Мудрость. Имеем фактически противоположность «мудрость – глупость». Ее разрешение обозначим как здравомыслие. Согласно [2] это состояние эволюционно более продвинуто, чем мудрость. Значит, здравомыслие более позитивно. Какое же качество – мудрость или здравомыслие - следует обозначить как позитивное? Все люди мудрыми быть не могут. Если не будет глупых, то не будет и мудрых (не будет точки отсчета). В гармоничном социуме соблюдается «золотая пропорция» (0,62:0,38). Согласно ей 62% населения отвечают здравомыслию, а на долю мудрых и глупыхприходится 38%.
Аналогичным образом анализируются другие, позитивные по Селигману, качества. При этом как называть разрешения противоположностей – вопрос дискуссионный.
- Мужество. Противоположность «мужество – трусость» разрешается благоразумием.
- Любовь. Противоположность любовь – ненависть разрешается согласно поговорке «от любви до ненависти один шаг». Это значит: любить добро, ненавидеть зло.
- Справедливость. Противоположность справедливость– вседозволенность разрешается благожелательностью.
- Умеренность. Противоположность умеренность – чрезмерность разрешается скромностью.
- Духовность. Противоположность духовность – бездуховность разрешается установками социогуманизма [2].
Качества по Селигману односторонни и поэтому менее позитивны, чем те, которые являются гармоническим разрешением соответствующих противоположностей.
Автор не является профессиональным психологом или философом. Поэтому проведенный здесь анализ имеет дискуссионный характер.
Литература
Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,
Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON