Жизнь человечества основывается на ряде постулатов – теоремах, принимаемых без доказательств. Но люди не знают и, возможно, даже не подозревают о их существовании
Постулат 1. Человек – « раб» Природы.
Об этом автор уже писал [1]. Действительно, все, что происходит с человеком, подчинено одной цели, поставленной природой, - цели непрерывающейся жизни. Самосохранение жизни – закон природы. Для этого человек рождается, нередко случайно. Заводит детей. Умирает, чтобы освободить «место под солнцем» новому поколению. Не умереть не может, иначе Земля переполнится людьми и ресурсов для их существования не хватит. И все это бесконечно повторяется (этакая «дурная бесконечность»). Человек выступает как «раб» Природы, выполняющий эволюционную функцию «вечности» человеческого рода. Поскольку цивилизация функционирует и развивается, человечество добровольно согласилось выполнять эту функцию «раба».
Постулат 2. Человек обречен на жизнь, финал у которой смерть.
Действительно, человеку, еще не рожденному и только рожденному, нельзя задать вопрос, хочет ли он прожить жизнь, полную не только радостями, но и горем, и болезнями, в финале у которой смерть. За него отвечают родители. Цивилизация принимает фактически без доказательства утверждение, что жизнь – высшая ценность бытия. Право на жизнь не оспаривается, «рабство» Природе не отменяется.
Постулат 3. Жизни – это череда закономерных случайностей.
Вряд ли этот вопрос нуждается в обсуждении. Каждый человек испытал на себе данный парадокс. Вся моя жизнь была чередой случайностей, но которые выстраивались в закономерный ряд, определивший весь ход жизни. Словно кто-то неведомый ведет человека по жизни, выстраивая ее события по строгой логике предначертанности.
Постулат 4. Жизнь человека в настоящем содержит в себе очертания будущего.
Позади бездна жизни. В памяти туманно запечатлены особые картинки раннего детства. Почему именно эти, тайна. Пожалуй, самая ранняя картинка такая. Мне, вероятно, лет 5-6. На лыжах качусь с бугра по снежной целине. Падаю в небольшую яму, которая не заметна, прикрытая снегом. Неужели тот мальчик был я?
Какое отношение к тому мальчику имею я, сегодняшний? Уже тогда, возможно, было нечто такое, что предвещало мое сегодняшнее. На лыжах поехал на дальний бугор один, без деревенских мальчишек. Это предвестник того, что твоя наука будет наукой одиночки [1]. Съезжал с бугра по снежной целине, а не по проложенной ранее лыжне. В науке станешь ходить новыми путями. Не заметил ямы и упал в нее. В будущем не заметишь «ямы» своей научной карьеры, когда тебя незаконным путем сократят с работы в РАН. За что? За то, что пошел в науке новой дорогой.
Впрочем, все это, возможно, игры услужливого разума. Но есть и нечто, как кажется, более доказательное. В памяти устойчиво запечатлены картины раннего детства, когда я бывал на природе. И ощущения испытываемой при этом радости. Это было предтечей будущей жизни, в которой была неизменной радость от общения с природой [2].
Как относиться к этим воспоминаниям? Радоваться за то, что было? Или печалиться из-за того, что то прошло? Нет радости. Скорее печаль. Жизнь – обманщица. Она дарит воспоминание о бывшем и тут же его отнимает мыслью о будущем (то бишь о смерти). Смерть – разрешение противоположности «быть – не быть» через гармонический синтез «временно быть». Последний включает в себя «настоящее» и воспоминание о «прошлом». Без воспоминания о прошлом гармония жизни отсутствует. Тот, для кого прошлое как бы не существует, кто равнодушен к своим родителям и ко всем, кому он обязан в своей жизни, тот уже не человек. Он – демон. Тоже и для страны в целом: без осознания своих начал она не состоятельна.
Постулат 5. Несвобода человека имеет следствием замедление гуманитарного прогресса.
Обязанность человека – продление рода – замедляет рост качества человека, а нередко ведет к неблаговидным поступкам и даже к преступлениям, происходящим в результате противостояния мужчина – женщина. Их истоки в неистребимой жажде полового партнера и в негативных чувствах, ее сопровождающих (ревность, зависть, обман и др.). Всякие романтические бредни (любовь, самопожертвование, ангелы-детки и пр.) - всего лишь уловки Природы, чтобы затенить грубую реальность: необходимость исполнения человеком функции «раба» Природы – продления рода.
.
Читатель вправе подумать: не слишком ли автор сгущает черные краски жизни. Ведь главное в ней другое – радость бытия, процветание, благо. И читатель прав. Но прав и автор. Жизнь – это и радость, и горе, это их гармонический синтез. И если в жизни выполняется условие гармонии «все в меру» [3], то ее можно считать вполне благополучной. Но не следует обольщаться – негатива жизни никак не избежать.
Закончу текст эссе из книги [1].
Солнечным утром иду по расцвеченному новой жизнью лесу. Как выразить восторг души? Полно сказать о жизни?... Жизнь – тайна. Жизнь – наслаждение. Жизнь – мука. Жизнь – полет и падение. В экстазе вдохновения создал Творец мир. Гениальное, но несовершенное творение! Все здесь перемешано: высокое и низкое, радость и горе, жизнь и смерть. Но лишь жизнь дает смысл существованию мира.
Литература
Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,
Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON