Обсуждается главная проблема, от которой зависит судьба человечества, - проблема роста качества человека
Автором в предыдущих работах ([1- 4] и др.) детально обоснован следующий тезис: все проблемы человечества, как настоящие, так и будущие, упираются в проблему эволюционного качества человека и решаются через нее. В глобальные проблемы современности, которые бесконечно обсуждаются, эта проблему не включена. Не достаточен и существующий анализ причин возникновения глобальных проблем. Цель данной работы – обсудить проблему эволюционного качества человека и необходимость ее роста на эволюционной траектории ноосфера – гармосфера [1-4].
Главная причина возникновения глобальных проблем – техно-гуманитарный дисбаланс: отставание гуманитарной составляющей развития от техногенной. Рост качества человека в предыстории [1-4] если и происходит , то гораздо медленнее, чем рост материального производства. В терминах экономики это означает, что рост со временем tпроизводства человеческого капитала ПЧК отстает от роста производства физического капитала ПФК (в расчете на одного человека, долл./чел.год):
d(ПЧК) /dt < d(ПФК) /dt (1)
Заметим, что российскими экономистами проблема человеческого капитала зачастую просто игнорируется [4]. А она – центральная для современной экономической науки. Оценивать экономическое развитие лишь на основе изменения ВВП со временем – прошлый век. В действительности критерий развития – рост со временем производства национального богатства (странового капитала, включая физическую, человеческую, социальную и природную его составляющие [1-5] ).
Ваш автор неоднократно обсуждал проблему оценки экономического развития с позиции данного критерия или его безразмерного аналога – индекса качества жизни [5]. Однако такой подход игнорируется на государственном уровне. Вместо этого предлагается оценивать качество жизни в субъектах РФ по 140 показателям, где учитывается состояние медицины, образования, жилья и инфраструктуры, экология, безопасность, услуги, возможности для трудоустройства. Однако нельзя сконструировать из этой «каши» единый показатель качества жизни, который имел бы физический смысл и по которому рассчитывался бы рейтинг субъектов РФ. Это может сделать только фокусник. Между тем, любой показатель, характеризующий состояние социумов, такой смысл должен иметь. Иначе не понятно, что рассчитывается. Единый показатель развитости субъектов РФ нужен для оценки результатов деятельности властей. Вместо него предлагается некий квазинаучный монстр, разработанный без теоретического обоснования.
Проблема качества человека на уровне индивида обсуждается в позитивной психологии М.Селигмана [6], гармонологии [1,2] и человековедении [7]. Cледует отметить разницу в трактовке позитивных человеческих качеств в позитивной психологии и гармонологии. Гармонология обосновывает понятие нормы (нормальной жизни, нормальных людей). «Все в меру» - это и есть норма, условие прогрессивного развития. И наоборот, отклонение от нормы – регресс. Общепринято: золотая середина лучше крайностей. Пример: «средний класс» - субъект социального прогресса, социальное расслоение (богатые и бедные) – фактор регресса. Позитивные человеческие качества – это такие, что способствуют прогрессу социума и человека, а негативные – факторы регресса.
Cогласно [6 ] к позитивным относятся человеческие качества, которые не отвечают понятию нормы, не являясь гармоническим разрешением соответствующих противоположностей. Рассмотрим некоторые примеры человеческих качеств в сопоставленнии их трактовки позитивной психологией и гармонологией.
Мудрость. Это – одно из позитивных качеств согласно [6]. Между тем, согласно гармонологии более продвинуто качество, которое является гармоническим разрешением противоположности «мудрость – глупость». Ее разрешение обозначим как здравомыслие. Здравомыслие более позитивно. Какое же качество – мудрость или здравомыслие - следует обозначить как позитивное? Все люди мудрыми быть не могут. Если не будет глупых, то не будет и мудрых (не будет точки отсчета). В гармоничном социуме соблюдается «золотая пропорция» (0,62:0,38). Согласно ей 62% населения отвечают здравомыслию, а на долю мудрых и глупыхприходится 38%.
Аналогичным образом анализируются другие, позитивные по Селигману [6], качества. При этом как называть разрешения противоположностей – вопрос дискуссионный.
- Мужество. Противоположность «мужество – трусость» разрешается благоразумием.
- Любовь. Противоположность любовь – ненависть разрешается согласно поговорке «от любви до ненависти один шаг». Это значит: любить в человеке добро, ненавидеть в нем зло.
- Справедливость. Противоположность справедливость– вседозволенность разрешается благожелательностью.
- Умеренность. Противоположность умеренность – чрезмерность разрешается скромностью.
- Духовность. Противоположность духовность – бездуховность разрешается установками социогуманизма [3].
Качества по Селигману односторонни и поэтому менее позитивны, чем те, которые являются гармоническим разрешением соответствующих противоположностей.
Качество человека количественно характеризуется его структурной энергией или, в стоимостном выражении, капиталом индивида С. Он является суммой двух составляющих - физического капитала индивида М (характеристика материального богатства) и человеческого капитала индивида H. В свою очередь величина H является суммой частных капиталов: витального V (характеристика здоровья человека), интеллектуального I и духовного D (характеристики человека как работника и носителя нравственности, соответственно). Имеем:
C = M + H = M + V + I + D (2)
На основе (2) можно выделить ряд человеческих типов. Если для человека основополагающим является владение физическим капиталом, то это «человек экономический». Если - интеллектуальным, то это «человек социальный»; если духовным, то это «человек духовный». И наконец, при гармоническом сочетании все капиталов (в соответствии с «золотой пропорцией») имеем «Человека Гармоничного». Требуется разработка методики расчете капитала индивида. Определенные подходы к этому уже имеются [8].
Каждый человек обладает набором определенных качеств, как положительных, та и отрицательных. Системной характеристикой качества человека на уровне социума является удельный человеческий капитал УЧК (долл./чел.) [5]. Он рассматривается нами как сумма частных капиталов: витального УВК (системная характеристика физического здоровья населения социума), интеллектуального УИК и духовного УДК (системные характеристики населения социума в аспекте интеллекта и нравственности). Разработана методика и дан ряд расчетов человеческого капитала и его безразмерного аналога – индекса качества жизни - для всех стран мира и субъектов РФ в их сопоставлении [5]. Подобные расчеты следует делать периодически за каждый год. Они покажут, как со временем изменяется соотношение физического и человеческого капиталом, и дают ответ на вопрос, углубляется или нет техно-гуманитарный дисбаланс для стран и мира в целом. От этого зависят перспективы развития мира в целом.
От набора качеств зависит поведение людей и политика социумов. Особо значима проблема качества элит. В предыстории, включая современность [1], качество элит не удовлетворительно [4]. В этом одна из причин всего негатива предыстории мира и его главного позора – войн.
В заключение некоторые авторские (чисто субъективные) заметки о характере поведения людей в столице и сельской местности, определяемом разным качеством людей столицы и провинции. В Москве многие люди подвержены «болезни», которую я бы назвал «назад в детство». Взрослые дяди и тети катаются на самокатах. Скоро разучатся ходить? Одеваются по спортивному (шаровары, джинсы, кроссовки), словно все спортсмены. Молодые женщины часто одеты странно, как чучела. У большинства детские игрушки (смартфоны), в которые они «играют» везде, особенно, в метро (при советской власти там читали книги). Как это соотнести с качеством человека, пусть решит читатель.
В сельской местности (наблюдения относятся к Тверской области, где у Вашего автора наследственный дом) поведение жителей более определенно в аспекте его соотношения с человеческими качествами. Сущность поведения, к сожалению, я определяю так: получить, урвать, а потом хоть потоп. То есть не включаются обратные связи (если «берешь», то надо и «отдавать»). Ситуация часто анекдотическая. Как ни понять, что таким поведением люди сами себя обделяют (ибо, урвав, в дальнейшем не «получат»). Другое поведенческое свойство - обмануть. Обманешь, значит, ты умный, а обманутый - дурак. И наконец, кажется, теперь уже изжитое свойство – воровство. Этим грешили как взрослые, так и дети. Чего только раньше ни воровали из моего дома, когда он пустовал. Другой пример. Когда я подростком приезжал в это село, то удивлялся: все при встрече здоровались друг с другом, даже если не были знакомы. Теперь этого нет и в помине. Перемены со временем поведения разнонаправленные. Как это соотносится с изменением качества человека, не совсем ясно.
Качества мировых элит автор уже не однократно обсуждал [1,2,4]. Они не владеют законами социоприродного развития и ведут мир не зная куда. Политические элиты легализовали ядерной оружие и привели к противостоянию Запад-Россия с мало прогнозируемыми последствиями. Научные элиты не смогли убедить политические элиты в невозможности ядерной войны. Что касается перспектив мирового развития, то и здесь научные элиты оказались не способными дать прогноз.
В этом аспекте кратко коснемся концепции посткапитализма [9]. Термин весьма неопределенный, определяющий будущую экономическую систему, которая должна заменить капитализм. Между тем, существуют такие более однозначные термины, как социальное государство, социогуманитарное государство [3], интегральное общество [10]. По конституции РФ – социальное государство. Имеются определенные предпосылки будущей траектории развития РФ – от социального к социогуманитарному государству [4]. В ряде стран (Китай, Вьетнам) построено интегральное общество [10]. Концепция посткапитализма в силу своей неопределенности не может претендовать на научную стратегию развития. Такая научно обоснованная стратегия - социогуманизм (экосоциогуманизм) [1-3].
Общий вывод из данной и предыдущих работ автора: проблема роста качества человека является глобальной, а может быть, и самой главной. Без ее решения перспективы мира туманны. Особенно, на фоне происходящей легализации ядерной войны. Рост качества человека станет осуществляться через социогуманитарное просвещение [1-4,7]. Современное российское общество еще не осознает его необходимость. Так, на государственном уровне отрицается необходимость преподавания в школе и вузах главной науки ХХIвека – человековедения [7]. Cуществовавший ранее в РАН институт человека ликвидирован. Главный транслятор культуры в народ – телевидение. Однако российское телевидение во многом является транслятором либеральной антикультуры расчеловечивания человека.
Литература
4. https://ekogradmoscow.ru/eko-blog/sotsiogumanizm-c-vladimirom-golubevym.
5. Бушуев В.В., Голубев В.С., Тарко А.М. Структурная энергия как потенциал развития. Россия и мир. М., ЛЕННД, 2014.
6. Селигман Мартин. Новая позитивная психология. М., София, 2006.
7. Голубев В.С., Кураков А.Л., Тимирясова А.В. Человековедение. М., ИАП; Казань, Познание, 2014.
8. Бушуев В.В., Голубев В.С. Человек и время в эволюционирующем мире. М., ЛЕНАНД, 2014.
9. Вопросы политической экономии, №1 и №2, 2024.М., ЛЕНАНД, 2016.
Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,
Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON