С позиции гармонологии - науки об экосоциогуманитарной гармонии - раскрывается сущность жизни. Жизнь индивида есть процесс аккумулирования энергии в форме структурной энергии индивида с дальнейшим рассеянием аккумулированной энергии Противоположность смерть – бессмертие гармонично разрешается через конечность жизни индивида и бесконечность жизни в целом
ТЕОРИЯ
Не счесть числа работ, посвященных исследованию феномена жизни.. Вместе с тем, без опоры на новую естественно-гуманитарную науку гармонологию [1] существующие представления о жизни не полны. Данная проблема многократно рассматривалась в авторских публикациях [1-3]. Дать ее законченное изложение в короткой статье не реально. Поэтому ограничимся лишь введением в данную проблему.
Дадим следующее определение. Жизнь есть процесс функционирования и развития открытых репродуктивных динамических структур поддерживающего неравновесия, который заключается в совершении работы над вмещающей средой за счет энергии внешнего источника с целью самосохранения и развития этих структур.
В данном определении отражены следующие основные свойства жизни.
1. Живые системы функционируют как открытые системы – путем обмена веществом, энергией и информацией с вмещающей средой.
2. Жизнь представлена динамическими системами, неравновесными относительно вмещающей среды. Это неравновесие поддерживается («поддерживающее неравновесие») за счет непрерывно протекающих процессов синтеза-разложения структур.
3. При формировании («сборке») живых структур на потоках рассеяния энергии совершается работа, аккумулированная в них в форме структурной энергии, которая является потенциалом развития жизни.
4. Системы, обладающие структурной энергией, эволюционируют.
5. Работа по самосохранению и развитию жизни совершается за счет энергии внешнего источника. При этом структурная энергия живых систем уменьшается – система «стареет» и отмирает.
6. Фактор старения живых систем – ингибиция процессов его жизнедеятельности [2]. Смерть отвечает естественному окончанию процесса функционирования жизни.
7. Репродукция – непременное свойство жизни, обеспечивающее ее «вечность».
Естественно, отразить все свойства жизни единой формулировкой не представляется возможным. Дополнительно коснемся проблемы гармонии жизни.
Сущность феномена жизни заключается в гармоническом разрешении противоположности «рассеяние–концентрирование» энергии - через «концентрирование на фоне рассеяния». Жизнь также разрешает противоположность «равновесие-неравновесие» формулой гармонии – «равновесие внутри живых систем и неравновесие относительно вмещающей среды». Противоположность «смерть-бессмертие» разрешается формулой их гармонии «конечная продолжительность жизни индивидов и бесконечность жизни в целом». Противоположность «мужчина-женщина» гармонически разрешается через детей. Противоположность «жизнь-смерть» человека разрешается через их гармонический синтез - «жизнь детей и смерть родителей».
ПРАКТИКА
Жизнь в целом гармонически разрешает основные противоположности бытия, в чем и суть эволюции [1]. Но существуют ситуации, когда это разрешение не происходит или происходит лишь частично. Это отвечает дисгармоничной неблагополучной жизни.
Бездетные семьи. Здесь противоположность «мужчина-женщина» не разрешена. Но вряд ли такие семьи можно считать благополучными. Другой пример: смерть детей при жизни родителей. Здесь противоположность «жизнь-смерть» разрешена лишь частично. Такая ситуация – трагедия для семьи и близких.
Только гармоническая жизнь дает благо и смысл существованию человеку. Гармоническое разрешение противоположностей – сущность развития. «Человек Гармоничный» - цель эволюционного процесса [1]. Гармония – это порядок, противостоящий дисгармонии – хаосу. Будущее, если оно состоится, - гармосфера, сфера гармонии разума и чувства, человека и природы, науки и искусства. Жизнь в гармосфере будет процветать – ровная, спокойная, без излишних драм и трагедий. Не есть ли гармосфера тот рай, о котором говорится в христианстве?!
Что же человек имеет в реальности? Рождаясь, он входит в социальный мир извечной борьбы, дисгармонии, хаоса. А человек совсем другой. Он слаб. Он по натуре мягкий. Он не боец. Он не хищник. Ему противопоказана борьба. Ему нужны любовь, внимание, уравновешенность, гармония. Но этого он не получает. Он не от мира сего. От этого его жизнь лишена благополучия. Он мечется. Он не умеет себя найти в этом мире неблагополучия и борьбы. И он уходит из жизни преждевременно, ею измученный.
Но бывает еще хуже. Человек устал от борьбы и дисгармонии жизни. Он не хочет больше жить. Но жизнь его не отпускает. И человек вынужден существовать (не жить) «вечным мучеником». Сильные натуры это не устраивает. И они уходят из жизни через суицид.
Что же мешает гармоничной жизни? Человек дисгармоничный! Он реален, существует. И им строится мир борьбы, дисгармонии и хаоса. О «волках» эволюционного процесса – невежественной элите – автор уже неоднократно писал [1,2]. Предлагаю рассматривать три предельных типа людей, в аспекте соотношения разум-чувство: человек сначала думает, потом говорит (I); человек сначала говорит, потом думает (II); человек говорит, не думая (III). Только первый тип отвечает гармонии разум-чувство. Второй и третий дисгармоничны, отравляя своим присутствием жизнь. Способ преодоления данной дисгармонии – социогуманитарное просвещение [1].
ЕСТЬ ЛИ АЛЬТЕРНАТИВА?
Итак, гармоничная жизнь предполагает и жизнь, и смерть, но в их гармоническом разрешении. Кто-то из читателей скажет: меня это не устраивает, хочу «вечной» жизни. Возможен ли такой вариант? Может быть, природа его просмотрела? И конечная жизнь – ошибка природы?
Допустим, жизнь в формате «мужчина-женщина» вечна, а данная противоположность разрешена. Но это означало бы переполненность Земли людьми. Для их проживания просто не хватило бы земных ресурсов.
Следующее допущение: жизнь вечна, но противоположность «мужчина-женщина» не разрешена (жизнь без детей). Такова была библейская жизнь Адама и Евы в Саду Эдемском до их грехопадения. Однако такая жизнь противоречит физическим законам. Процессы старения - рассеяния аккумулированной энергии живых систем (в данном случае структурной энергии) - неизбежны. Не возможен «вечный двигатель», в котором структурная энергия не рассеивается и не происходит ингибирование процессов его энергообмена с вмещающей средой.
Аналог жизни без разрешения противоположности «мужчина-женщина» – монастыри. Но без взаимодействия со светским миром монастырская жизнь временна (пока не перемрут все монахи и монахини).
Констатируем: альтернативы существующей «смертной» жизни не может быть, поскольку это противоречит естественным законам гармонии. Смерть – явление неизбежное. В качестве гипотезы предлагаю рассматривать смерть как «плату» Природе за прожитую жизнь. Действительно, Природа «дает» человеку жизнь. «Система жизни» устойчива, если задействована обратная связь между Природой и человеком. В силу этого человек «отдает» Природе – рождаются дети и умирает он сам, чтобы жизнь не прерывалась.
КАК УЙТИ ИЗ ЖИЗНИ ЛЕГКО И СВОБОДНО?
(из книги «Дом, к котором чисто и светло» [4])
Утром небо – глубинная синь. К полудню небо замутилось, появились облака. Зато вечером – горение заката. Так и меня радостно встретило безоблачное детство. Шли годы, и мутнело небо жизни. На закате жизни я пронзен ощущением неповторимости своего бытия. Жизнь загорелась новыми красками. День уходит легко и свободно. Заканчивается горение заката. Приходит ночь. Ночь и день не разделимы. Так едины жизнь и смерть. Естественен уход. Провозгласив рай и вечную жизнь, церковь стремится облегчить человеку уход из жизни. Но как быть тому, кто не верует? Как уйти из жизни легко и свободно?
Не зная ответа, я поставил здесь вопросительный знак. Подспудно продолжалась мыслительная работа. Через несколько дней пришел, как-то сам собой, ответ, меня удовлетворивший, - словно мне его кто-то подсказал. Положим, Вы едете в другой город, имея цель поездки – дело. Когда это дело сделано, Вы пакуете чемодан и удовлетворенно возвращаетесь назад.
Жизнь – та же поездка. Если есть цель и она достигнута, то уход из жизни естественен. Но когда цели нет или она неясна, тогда жизнь-поездка становится загадкой. Все думаешь о каком-то возвышенном смысле жизни, мерещатся призрачные цели. Тогда уход из жизни непонятен, странен и оттого возмутителен.
Познать себя, найти свое предназначение, осуществить его сколь возможно полно, и тогда уход из жизни перестанет пугать.
Литература
1. Голубев В.С. Основы гармонологии. М., ЛЕНАНД, 2023.
2. Голубев В.С. Очерки социоприродной гармонии. М, ЛЕНАНД, 2024.
3. https://ekogradmoscow.ru/eko-blog/sotsiogumanizm-c-vladimirom-golubevym.
4. Голубев В.С. Дом, в котором чисто и светло. М., Энергия, 2008.
Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,
Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON