История (точнее, предыстория) человечества включает в себя неизбежный компонент: войны. Существует иезуитская точка зрения: войны способствуют техническому прогрессу. В ХХI веке главным стратегическим приоритетом становится человек. Все технические изощрения не стоят жизни одного человека. Требуется новая антивоенная политика, основанная на естественно-гуманитарных науках ХХIвека [1-3]
Цель данного сообщения исследовать с научных позиций: феномен войны как фактор дисгармонии и регресса.
Война как фактор дисгармонии
Идеологическая основа войны - диадная парадигма развития как «борьбы» противоположностей [1-3]. Материальная его основа - военно-промышленный комплекс (ВПК).В предыстории cтихийного развития мира [1-3] войны неизбежны. Кульминацией предыстории стал современный мир с ядерным оружием, чреватый гибелью цивилизации. Милитаризм охватывает весь мир.
Есть естественная смерть, которая неизбежна. Насильственная смерть в мирное время считается преступлением. Насильственная смерть противника на войне рассматривается как подвиг. Как все это соотнести?
Гармонология (наука о гармонии в системе природа – человек – общество) [1] разрешает противоположность жизнь-смерть. Составляющие данной противоположности сопряжены. Их гармоническим разрешением является установка «жизнь детей – смерть родителей». Если же смерть детей наступает раньше, чем родителей, имеет место дисгармония. Жизнь такой семьи не благополучна, как и любой системы в состоянии дисгармонии.
В войне участвуют и погибают в основном молодые люди. Погибают при живых родителях. Это порождает дисгармонию в социумах. Жизнь в них становится не благополучной. Другой негативный фактор войны - не разрешается в полной мире противоположность мужчина – женщина (через рождение детей). Погибают мужчины самого активного репродукционного возраста. Война усугубляет демографическую проблему: рост народонаселения замедляется по сравнению с мирным временем. Все это негативно сказывается на функционировании социумов, порождая социальный протест.
Итак, война порождает дисгармонию. Но и сама война – порождение дисгармонии.
Войну развязывает «элита» государств, когда исчерпаны мирные способы реализации роста капиталаэлиты. Все эти короли, цари, президенты, премьеры, миллионеры, миллиардеры, военщина; все те из них, кто инициировал и вел войны, порождал в мире насилие, несправедливость…; все они – носители антисмысла, враги жизни. Они духовно больные люди (недочеловеки) – ошибка Природы. Это – люди дисгармонии. У них не разрешены противоположности бытия. Чем больше их богатство и власть, тем к большему богатству и власти они стремятся. Это отвечает положительной обратной связи, разрушающей разного рода системы. Установка гармонии «все в меру», которая отвечает отрицательной обратной связи и устойчивому функционированию социумов, им чужда.
Властная «элита» в целом не способна разрешить противоположность разум – чувство. И когда чувство затмевает разум, принимаются антиэволюционные решения, вплоть до объявления войны [3].
Война как фактор регресса
Истинной целью развития и смыслом жизни человека является жизнетворение [1-3]. Неизмеримым был «труд» Природы по выдвижению и становлению человека. Главное его богатство – жизнь, единственная и неповторимая. Поэтому в качестве эволюционно обусловленного выступает мировоззрение: жизнь – высшая ценность бытия.
Ситуация на войне, где убийство человека «в законе», противоположна этим установкам. Человек на войне утрачивает истинный смысл жизни. Происходит расчеловечивание человека, падение его качества, уменьшение человеческого капитала социумов. С этим связаны и военные преступления.
Заключение
Народы против войны. Им нужен мир. Разжигает милитаризм властная элита мира. Для нее война - не уничтожение жизни, а средство своего возвышения и роста капитала. Элита представлена «человеком распадным». В нем естественный инстинкт сохранения и развития жизни отсутствует. Произошел какой-то сбой в его генетическом аппарате. Он не способен разрешить противоположность добро – зло. В нем добро побеждено злом. В нем утрачен смысл жизни. Ибо он – в самосохранении и развития жизни . Другого смысла нет и не может быть. Поэтому истинным смыслом жизни обладают не все люди, а лишь те из них, чья деятельность направлена на самосохранение и развитие жизни. И наоборот, кто способствует или участвует в деградации и уничтожении жизни, тот не владеет истинным смыслом жизни. Это «человек распадный» – носитель антисмысла, смысла со знаком минус.
Истинной Целью развития является жизнетворение. По отношению к этой цели следует выделять в предыстории мира три человеческих типа: человек развивающийся (в направлении идеала - «Человека Гармоничного»[1]), человек носитель statusquo, «человек распадный». Человек развивающийся – носитель истинного смысла жизни. Для него высшей ценностью являются собственная жизнь, жизнь других и жизнь Природы. Человек носитель statusquo зациклен на себе самом, удовлетворен существующим порядком. Он - в большинстве. «Человек распадный» – носитель социогуманитарного регресса. Он инициирует войны. Он ответственен за социальное и страновое неравенство, «рабство свободы», расчеловечивание человека. Элита предыстории с ее войнами в целом представлена «человеком распадным».
Литература
.
Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,
Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON