Когда в политике игнорируется наука о гармонии

Когда в политике игнорируется наука о гармонии - фото 1Наука о гармонии (гармонология) дает научную основу социальному конструирования. Эта проблема обсуждается в данной публикации.

 Фото https://phonoteka.org/50547-garmonija-art.html

Человечество живет по неестественным законам, человечество заблудилось. Как назвать мир, создавший оружие тотального уничтожения? Мир, в котором жизнь без войны может быть обеспечена лишь силой оружия? Мир, в котором миллионы людей голодают, а элита пресыщена благами и уже не знает, чем себя утешить? Мир, в котором «ноги» футболиста ценятся несоизмеримо больше, чем «мозги»? Мир, в котором царствует зеленый Дьявол - «Господин Доллар»?

            Мир переживают острый социогуманитарный кризис – кризис человека и социальной модели. Проявление этого кризиса – возникновение глобальных проблем. Чтобы человечество избегло саморазрушения и самосохранилось, требуется изменение траектории развития мира. Какова новая траектория, ответ на это дают   науки естественно-гуманитарного синтеза, изучающие систему природа-человек-общество. .

От предыстории к истории

Земля не получает из Космоса сигналов других более древних цивилизаций. Они уже выросли из «детства»: отказавшись от экспансии в Космос, они занялись благоустройством своего природного Дома и своего внутреннего мира. Что же мы имеем в мире земном? Все эти подсчеты боеголовок, ракет при заключении договоров о разоружении; все эти военные парады – демонстрация мощи техники разрушения; космические гонки и др.; все это разве не свидетельство того, что современная цивилизация всего лишь цивилизация предыстории?!

            Властная элита, все эти короли, цари, президенты, премьеры, те, кто инициировали войны,   не владеют законами социоприродного развития. Элита не способна найти компромиссы и пойти на них. Она бездуховна, ибо истинный смысл духовности в том, что жизнь – высшая ценность бытия. Эта установка отрицает войны. Элита не владеет     смыслом жизни (он – в ее сохранении и   развитии). Народам нужен мир, элите – война. Народам нужна свобода, элите - держать народ в рабстве (крепостническом, либеральном и др.). Народам нужна справедливость – элита творит несправедливость. Народам нужно просвещение – элите расчеловечивание человека.   Элита предыстории   – главный враг человечества. Найдется ли новый гений, который напишет всемирную предысторию человечества?!

            Элиту предыстории предлагаем   называть «Бесами» (cледуя классикам А.С.Пушкину, Ф.М.Достоевскому и др.). «Бесов» не так уж много, и с ними мир справился бы, если б не бездна их обслуживающих – «бесенят», получающих   от «бесов» свой кусок пирога. «Бесы» – люди положительной обратной связи, которая порождает неустойчивости вплоть до разрушения систем. «Бесам» всегда всего «мало» - богатства, власти, славы. Их богатство (власть, слава) рождает новое богатство (власть, славу); и так до бесконечности (получается этакая «дурная бесконечность»).

            Это – люди регресса. Они не владеют истинным смыслом жизни. Смысл жизни дается наукой о человеке (человековедением, человекознанием), главной наукой всех времен и народов. Основываясь на социогуманитарном мировоззрении «жизнь – высшая ценность бытия», дадим следующую формулу: смысл жизни - в ее самохранении и развитии. Другого смысла нет и не может быть. Поэтому истинным смыслом жизни обладают лишь те, чья деятельность направлена на самосохранение и развитие жизни. И наоборот, кто способствует или участвует в деградации и уничтожении жизни, тот не владеет истинным смыслом жизни. Это «человек распадный»   – носитель анти смысла, смысла со знаком минус. Самые же изощренные Бесы предыстории человечества – те правители США, которые отдали приказ на атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки.

Экономическая «элита» мира - миллиардеры с изощренной идеей бесконечного самообогащения, «дурного» роста своих капиталов. Недаром выдающийся российский хирург академик Федор Иванович Углов назвал (в своей книге «Человеку мало века, 2001г.) миллиардеров маньяками. Богатство нравственно калечит этих людей, порождает в обществе несправедливость, обусловливая гуманитарный регресс. А безмерная эксплуатация природных ресурсов, без чего не мыслим «дурной» рост капитала, неизбежно   порождает экологический кризис.

            Кто же те многочисленные «бесенята», которые охраняют «бесов» от народов, желающих мирной жизни и элементарной справедливости?   Главные среди них – чиновники всех рангов, управленцы «страны Бесов». За ними следует военщина. Без войн «страна Бесов» не мыслит своего существования.  Нельзя не упомянуть и научную «элиту» мира - конструкторов военно-промышленного комплекса, противников гуманизации науки.

Самые отпетые «бесенята» - культурная «элита» мира: бездна квазиинтеллектуалов на службе капитала, занятые расчеловечиванием человека и доказательством того, что неравенство и несправедливость – естественное состояние мира. Они хотят превратить народы в скопище индивидуалистов-потребителей, где царствует «эго»: каждый занят самим собой и ему нет дела до других. В таком мире «Бесы» без помех будут «править бал». «Бесенята», поистине, самые зловредные сорняки на поле человечества. Их главное средство – телевидение с господством в нем (без меры) посредственности,   пошлости, насилия, власти денег и др.

            Либерализм и его практическое воплощение в капитализме не состоятельны в силу того, что наблюдается   в мире. Имеется ввиду, по крайней мере, следующее:

- развитие на основе «борьбы» противоположностей;

- материализм с его установкой «бытие определяет сознание»;

- приоритет материальных ценностей по сравнению с гуманитарными;

- общество потребления с его культом богатства;

- частная собственность на средства производства;

- социальное и страновое неравенство;

- «дурной» рост капитала экономической элиты;

- конкуренция, не сопряженная с кооперацией;

- свобода, не сопряженная с обязанностями;

- культура на службе капитала;

- расчеловечивание человека;

- милитаризм, гонка вооружений, войны   и др.

Уже перечисленного достаточно для понимания ущербности либерализма.   Современный кризис мировой системы капитализма свидетельствует о том, что эпоха капитализма заканчивается. Установки либерализма не отвечают естеству, требованиям прогресса на современном этапе. Они противоречат естественным законам развития и ведут к миру несправедливости и дисгармонии – миру предыстории. Неисчислимые пороки либерализма образуют «дурную» бесконечность.

Да разве такого мира достоин HomoSapiens?! Будущее такого мира туманно. У него отсутствует перспектива. В нем не достижимо всеобщее благо. Он не сможет решить глобальные проблемы человечества. Его дальнейшее существование будет означать деградация человека и общества. А если иметь ввиду феномен ракетно-ядерного оружия, то этот мир вполне может перестать быть.

В чем же причина неблагополучия мира? Она – в тотальном невежестве. В невежестве высшего класса – воинствующем, уверенном в своей правоте. В невежестве народных масс – невежестве, управляемом сверху. Невежество – это незнание истинных законов развития системы природа-человек-общество; следование ложным законам, изобретенным несовершенным человеком (человеку свойственно ошибаться).

За весь негатив предыстории ответственна главная   мировоззренческая установка: «диадная парадигма» развития - «борьба» противоположностей. «Диадная парадигма» не учитывает творческую составляющую материи: «победа» одной составляющей противоположности над другой   ведет к революциям и регрессу. Следуя «диадной парадигме», человечество «заблудилось». Ей «оправдываются» войны, классовая борьба, революции, колониализм, социальное неравенство, безмерная конкуренция и прочие язвы человечества. Это – предыстория человечества, а либерализм – финальный строй предыстории.

Сущности предыстории не отвечает естеству, требованиям прогресса на современном этапе. Отставание гуманитарной составляющей развития от техногенной обусловливает техно-гуманитарный дисбаланс, губительный для человечества. Не разрешена главная противоположность «я – они». Наоборот, происходит «борьба» составляющих этой противоположности.   Устойчивое развитие достижимо лишь на основе разрешения данной противоположности – через установку «мы». Земля – наш общий дом, в котором «мы» живем. И он станет чистым и светлым лишь при осознании общности народов мира, в котором не будет ни «я», ни «они», а будем только «мы».  В «HomoSapiens» не разрешена противоположность разум-чувство. Человеческий разум, не сопряженный с гуманизмом, оказывался неразумением, обусловив весь   негатив предыстории человечества.

На смену предыстории идет история. Ее главная мировоззренческая установка – «триадная парадигма» развития. Согласно ей развитие происходит на основе разрешения существующих в мире противоположностей путем рождения «нового» (третьего), которое является гармоническим синтезом разрешающихся противоположностей. «Триадная парадигма» противоположна «диадной», которая рассматривает развитие не как гармоническое разрешение противоположностей, а как их «борьбу».

            Гармония есть согласование разнородных и даже противоположных (конфликтных) элементов.  Ее изучает триалектика (в противовес диалектике). Триалектика исходит из того, что имеются не две сущности бытия – противоположности, как это полагает диалектика, а три. Третья сущность является разрешением противоположности, дающим «новое» третье. Последняя сущность и есть гармония противоположностей. Попросту говоря, есть не два ответа «да» или «нет» на любой вопрос, а три: третий - «и да, и нет». Триалетика является более продвинутым знанием по сравнению с диалектикой, так как она дополнительно учитывает феномены компромисса и гармонии.

То, что Природа функционирует по законам «борьбы», а не «гармонии», является глубочайшим заблуждением человечества. Наоборот, в предыстории человечества задействована «борьба». Представление о «борьбе» казалосьнастолько очевидным, что стало художественным приемом. «И снова бой! Покой нам только снится» (А.А.Блок). «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой» (И.В.Гете). И т.д. Это не удивительно, ибо и Блок, и Гете, и другие писатели и мыслители жили в эпоху предыстории.

Основные существующие в мире противоположности разрешаются следующим образом.

Капитализм – социализм.Капитализм и социализм – два финальных строя предыстории человечества. Они – две крайности, которые, согласно науке о гармонии, менее прогрессивны, чем их гармонический синтез. Противоположность капитализм-социализм разрешается «мирным» путем через гармонический синтез ее составляющих – социогуманизм.

Кратко сформулируем основные положения   учения социогуманизма.

-   Социогуманизм – прогрессивный строй, который идет на смену капитализму и социализму. В нем функционирует общество человеческого развития, характеризующееся ростом человеческого капитала. Человеческий капитал включает в себя составляющие: витальный капитал (характеристика физического здоровья), интеллектуальный и духовный (характеристики человека как работника и носителя нравственности, соответственно).

- Научный базис учения социогуманизма – новые науки естественно-гуманитарного синтеза, изучающие функционирование и развитие системы природа-человек-общество.

-     При социогуманизме разрешается противоположность капитализм-социализм на основе гармонического синтеза их позитивных сторон. От социализма берется цель – гармоничное развитие человека, от капитализма способ ее реализации – регулируемый рынок.  

- Основные установки социогуманизма: «не только бытие определяет сознание, но и сознание определяет бытие», «жизнь – высшая ценность бытия», «все в меру», «гуманитарные ценности приоритетны по сравнению с материальными», «материальное для развития духовного», «свобода для выполнения обязанностей», «экономическая свобода для социальной справедливости» и др.

-   Из теории социоприродного развития следует эволюционная траектория либерализм – интегрализм – социогуманизм. Интегрализм – промежуточный этап между либерализмом и социогуманизмом. Его сущность – разного рода компромиссы между капитализмом и социализмом.

- Главная цель экономики при социогуманизме – ее гуманизация и гармонизация. Экономика перестает быть целью, а становится средством – средством гармоничного развития человека. Коллективистские формы собственности при социогуманизме более прогрессивны, чем частная или общенародная (государственная) собственность; смешанная планово-рыночная экономика прогрессивнее чисто плановой или рыночной и т.д.

- Противоположности либеральной экономики работодатель – наемный работник, государственная – частная собственность разрешаются через разного рода коллективистские формы собственности. Частная собственность не исключается, но становится частным случаем. Противоположность богатые – бедные разрешается через средний класс, являющийся главным фактором устойчивости социогуманитарного государства. Налоговая политика исключает чрезмерное богатство - «дурной рост» капитала собственника.

- Социальная политика социогуманитарного государства направлена на рост социального капитала и его производства. Факторы роста - уменьшение безработицы, социального расслоения, преступности и др.

- Гуманитарная политика имеет целью рост человеческого капитала и его производства.   Прогресс отвечает сопряженному росту всех составляющих (витальной, интеллектуальной и духовной) человеческого капитала.

- Культурная политика имеет целью рост культурного капитала и его производства. Культура из сферы услуг при либерализме становится при социогуманизме средством гармоничного развития человека.

- Сущность демографической политики социогуманитарного государства – увеличить производство человеческого капитала. Это зависит от отношения социума к проблеме воспроизводства человека, в том числе, к абортам, материнской и детской смертности, беспризорности и др. Один из факторов роста демографического капитала – здоровое (без стрессов) детство.

- Сущность экологической политики социогуманитарного государства – гуманизация среды обитания. Ее составляющие: управление антропогенными потоками углекислого газа в атмосферу, невмешательство в биоразнообразие, сотворчество человека и Природы, гармония девственной и измененной человеком природной среды и др. Конечная цель – гармония в системе природа-человек.

-     Геополитика социогуманитарного государства основана на разрешении путем компромисса и гармонии   основных геополитических противоположностей: мир – война, глобализация – суверенизация, неизменность государственных границ – право на самоопределение, национализм – интернационализм, однополярный – многополярный мир, опасность – безопасность, дружба – противостояние и др. Новое движение за мир, обоснованное наукой, - главный приоритет геополитики.

-     Учение социогуманизма и христианское учение в гуманитарном аспекте  соотносятся друг с другом, имея целью свести мир с гибельных путей и построить новое бытие на основах компромисса и гармонии (в христианстве «Царство Божие»).   При социогуманизме осуществится всеобщее благо.

            Эволюционно значимой альтернативы развитию согласно системной траектории либерализм - интегрализм – социогуманизм нет.   Переход ряда стран (Китай, Вьетнам, Беларусь, Казахстан) на интегральное развитие свидетельствует о том, что мир постепенно переходит от диадной к триадной парадигме, от предыстории к истории. Это – одно из свидетельств объективности, действенности учения социогуманизма.

От «HomoSapiens» к «Человеку Гармоничному». Человек является главным стратегическим приоритетом ХХI века. Его гармоничное развитие будет означать разрешение противоположности «Человек экономический»- «HomoSapiens» через «Человека Гармоничного».

В «HomoSapiens» не разрешена противоположность разум-чувство. Человеческий разум, не сопряженный с гуманизмом, оказывался неразумением, обусловливая весь   негатив предыстории человечества.  Основоположник западной культуры Жан-Жак Руссо выдвигает на первый план чувство, преобладающее над разумом. Цитируем из его Исповеди. «Я чувствовал раньше, чем мыслил; таков общий удел человечества». « Если разум составляет основное свойство человека, чувство им руководит». «Лучший человек, кто лучше и сильнее других чувствует».

         В «Человеке Гармоничном» разрешена противоположность разум – чувство. В нем гармонично сочетаются здоровье, интеллект и духовность. «Человек Гармоничный» обладает мировоззрением «жизнь – высшая ценность бытия». Поэтому он трепетно, бережно относится к свой жизни, жизни других и жизни Природы. Становление «Человека Гармоничного» станет происходить на основе социогуманитарного просвещения, как синтеза естественно-гуманитарного образования и гармонического воспитания.

         Социогуманизм в мировом масштабе отвечает гармосфере – сфере гармонии разума и чувства, науки и искусства, человека и природы. Для России существует своя специфика социогуманитарного перехода. В России невероятное смешение высокого и низкого, добра и зла, богатства и бедности, культуры и безкультурья, искусства и пошлости, свобод и несвобод, науки и лженауки, веры и атеизма, правды и лжи, мудрости и глупости, любви и ненависти, справедливости и несправедливости, мужества и лицемерия, духовности и бездуховности. Неразрешенность этих и других противоположностей препятствует движению страны по эволюционной траектории интегрализм – социогуманизм.

         Современная ситуация в России подобна 90-м годам прошлого столетия, когда требовался переход от социализма к интегрализму. Теперь же требуется переход от либерализма к интегрализму. Три компонента российской действительности при этом особенно одиозны: неприличное социальное расслоение, расчеловечивание человека, Украина и противостояние с Западом. Научно-обоснованное решение этих проблем дает наука о гармонии. Неспособность власти их решить – свидетельство незнания ими законов гармонии и невежества властного окружения, ответственного за разработку российской политики.

           Противоположность богатые-бедные. Россия – страна либерального рабства, при котором национальное богатство, принадлежащее народу, отчуждается от него и присваивается абсолютным меньшинством. По некоторым данным, 1% высшего класса принадлежит 70% национального богатства. Когда же еще рост богатства происходит на фоне роста бедности, то имеем дело с государством социального регресса.

            Противоположность богатые – бедные разрешается на основе «триадной парадигмы» развития. Согласно ей, рост благосостояния бедных есть прогресс, но лишь по достижении определенного его уровня. Затем наступает регресс. Аналогично, уменьшение «богатства» богатых сначала есть прогресс, а затем регресс. Прогресс, согласно науке о гармонии, имеет место, когда противоположность разрешается компромиссом, в пределе, гармонией. Компромисс – это и есть   средний класс, умеренный в богатстве. Принцип благополучной жизни     -   «все в меру». Чрезмерное

богатство означает регресс, также как и чрезмерная бедность. С ростом числа миллионеров усугубляется социальное расслоение. И чем оно больше, тем менее

совершенна социальная структура. Рост социального расслоения ведет к уменьшению производства социального капитала - социальному регрессу.

            В качестве характеристики социального расслоения часто рассматривают децильный коэффициент как отношение среднего дохода 10% богатых к доходу 10% бедных. В России за время либеральных реформ, начиная с 1991 г., децильный коэффициент непрерывно увеличивался. Так, по ряду данным   в 1991 г. он был равен 4,5, а в 2009 г – уже 16,7. В развитых же странах децильный коэффициент существенно меньше (порядка 6 в среднем по Евросоюзу). В настоящее время, по общему мнению, продолжается рост социального расслоения: бедные беднеют, а богатые богатеют. Следовательно, все время либеральных реформ сопровождается социальным регрессом, а Россия фактически является «государством социального регресса». На траектория от либерализма к интегрализму станет происходить гуманизация экономики на основе разрешения противоположностей в экономике. «Дурной» рост богатства высшего класса и ликвидация бедности потребует прогрессивного социального налога с обострением, при котором реализуется предел на рост богатства.

         Противоположность свобода-обязанность. Человек – существо биологическое, социальное и духовное одновременно. Очеловечиванием является гармоническое развитие человека на основе сопряженного роста составляющих человеческого капитала: витальной (характеристика здоровья), интеллектуальной и духовной (характеристики человека как работника и носителя нравственности). Расчеловечивание – это духовная деградация человека: падение его духовного потенциала, уменьшение духовной составляющей человеческого капитала, причем нередко на фоне роста интеллектуального капитала.

Культура является средством гармоничного развития человека. Согласно учению социогуманизма главная функция социогуманитарного государства – гармоничное развитие человека, становление «Человека Гармоничного». Культура находится в центре государственной политики. Напротив, либеральная культура ставит целью свободное развитие человека. Но это означает развитие как позитивных, так и негативных человеческих качеств. Примеров этому не счесть.

Такое различие обусловлено разным пониманием «свободы» при либерализме и социогуманизме. «Свобода» при либерализме первична, абсолютна. Это неизбежно ведет к свободе эксплуатации, угнетения, насилия, вседозволенности, антикультуре, деградации человека, социальному расслоению.

При социогуманизме «свобода» рассматривается в сопряжении с «обязанностью». «Свобода» «рождается», если человек выполняет «обязанность». Сущность последней - самосохранение и гармоничное развитие человека и мира.  Гармоническое разрешение противоположности «свобода-обязанность» происходит при социогуманизме через установку «свобода для лучшего выполнения обязанности».

Ярким примером либеральной культуры является современное российское телевидение. На центральных каналах господство, «дурная бесконечность» пошлости, глупости, культ богатства и насилия. Главные действующие лица непрекращающихся сериалов (за редким исключением) – полиция и криминал. А ТВ-реклама – это уже не просто пошлость, а мерзость. Чем же занято Министерство культуры? Впрочем, все происходящее на ТВ закономерно при либерализме, для которого культура – слуга «высшего класса». Об этом ярко написал еще в прошлом веке М. Горький в статье «С кем вы, «мастера культуры»?». Парадоксально, что распад культуры происходит в стране с богатейшим культурным наследием. Российское ТВ – средство деградации человека. А должно быть средством его гармонического развития.

Свободное развитие человека, зафиксированное в Конституции РФ, уже привело к вырождению культуры. Неблагоприятно меняется менталитет нации: от поиска «правды» к поиску богатства, от примата духовного к примату материального. Согласно же науке о гармонии, противоположность материальное-духовное разрешается их гармоническим синтезом «материальное для развития духовного».

Главная цель социогуманитарного государства - гармоничное развитие человека. При этом станет происходить сопряженный рост составляющих человеческого капитала социумов: витальной, интеллектуальной и духовной. Менталитет изменяется в направлении социогуманитарных установок: «жизнь – высшая ценность бытия», «все в меру», «духовные ценности приоритетны по сравнению с материальными» и др.

Кратко отразим сущность культурной трансформации при переходе от либерализма к экосоциогуманизму , которая реализуется через социогуманитарное просвещение:

- от культуры как сферы услуг к культуре как средству гармонического развития человека;

- от свободного к гармоничному развития человека;

- от элиты, представленной «человеком распадным», к элите, представленной «Человеком Гармоничным»;

- от примате материального к примату духовного.

Противоположности геополитики и их разрешение

   В 90-е годы ХХ века Россия «сдалась» Западу: отреклась от социализма и стала строить капитализм; территориально распалась; ликвидировала Варшавский договор (и прочее). Теперь же, в свете событий на Украине, становится ясно – Западу этого «мало». Запад полагал, что Россия станет его колонией. Естественно, не той, которые уже перестали существовать, а новой колонией XXI века. Ее сущностное содержание: Россия – сырьевой придаток Запада; независимость России виртуальна; политика Россия определяется Западом (и многое другое в том же духе).

            В 90-е годы прошлого века так оно и было. Это был самый мрачный период в истории России ХХ века, а подлее ее политических лидеров (Ельцин, Гайдар, Чубайс и др.) вряд ли   существовало в российской истории. Но в новом веке Россия начала вставать с колен, стала проводить независимую внешнюю политику. Поначалу Запад удивился. Потом понял, что это надолго. Ему это не понравилось. И стратеги «золотого миллиарда» начали информационную войну против России.

            На Западе утверждается геополитика, главные составляющие которой: неприемлемость любой социальной модели, кроме либеральной; мировое господство; милитаризация; противостояние, вплоть до применения военной силы   - везде, где наблюдается неприятие принципов Запада. Геополитика Запада создает угрозу будущему, которое может и не состояться. Социал-демократия, как показывает история, не смогла противостоять этой тенденции. Истоки политики Запада: диадная парадигма развития и материализм – установки предыстории.

            Миру нужна новая геополитика, основанная на разрешении путем компромисса и гармонии   основных геополитических противоположностей. Новое движение за мир, обоснованное наукой ХХI века - главный приоритет геополитики социогуманизма. Научной основой дипломатии является наука о гармонии. Ограничимся частными примерами геополитик.

            Противоположность Европа-Азия. Разрешением данной   противоположности является евразийство, которое справедливо рассматривается как сущность России. Евразийство обладает большим потенциалом развития, чем Европа или Азия по отдельности. Идеология евразийства отвечает гармоничному синтезу   противоположности: авторитаризм (Азия) – демократия (Европа). Синтезом является сильное демократическое (социогуманитарное) государство с равновесным соотношением демократии и авторитаризма. «Много» демократии также плохо, как и «много» авторитаризма.

            Противоположность Европейский Союз – Россия. Для современной Украины оказалась существенной данная противоположность. Мучительно решался вопрос: куда идти Украине – в Европейский Союз или в Таможенный Союз. С позиций триалектики для Украины научно обоснован и «выгоден» гармонический синтез противоположности Россия-Запад. Он дает больший потенциал для ее развития. От России берется идея сильного демократического государства, от Запада – идея демократии. Синтез означает: Украина не входит ни в Европейский Союз, ни в Таможенный Союз. Как Россия – мост между Европой и Азией, так и Украина – мост между Западом и Россией. Наряду с евразийством (для России) получаем «евроссийство» (для Украины).

Именно по пути «евроссийства» следовало бы идти Украине. Сторонников такого выбора немало и на Украине. Но Россия тянула Украину в Таможенный Союз, а Запад – в Европейский Союз. Была задействована антиэволюционная установка «борьбы» противоположности Европейский Союз - Россия. В силу субъективных обстоятельств Украина выбрала (на основе «борьбы» противоположностей) путь в Европейский Союз. Последствия этого – гражданская война и всеобщий регресс.

Такова цена лишь одной ошибки:   следования в геополитике диадной парадигме «борьбы» противоположностей. Если бы Россия и Запад следовали политике «разумного компромисса», то не было бы ни гражданской войны на Украине, ни противостояния Россия-Запад. Теперь на повестке дня вступление Украины в НАТО, что угрожает безопасности России. Предотвратить это на основе минских соглашений не удалось.

Военная операция России против Украины имеет целью демилитаризацию и денацификацию Украины. При этом следует иметь ввиду принцип относительного совпадения цели и результата развития. Из-за неполного знания законов развития цель не может быть сформулирована однозначно. Она имеет относительный характер – может быть достигнута, а может быть и нет (особенно из-за субъективных факторов). Поэтому на первый план выходят   средства достижения цели. Они должны бы быть «чистыми». Феномен войны к «чистым» средствам, естественно, не имеет отношения. И только в рамках военной операции, при которой минимизируются потери среди мирного населения, может быть реализовано некоторое приближение к относительно «чистым» средствам возрождения Украины.

Нельзя не отметить «политический шизофрении» властей Украины и Запада. Очевидно, что потенциалы РФ и Украины не соизмеримы. Поэтому все разговоры о победе Украины над Россией бессмысленны. В этой связи отказ украинских властей от Минских соглашений – просто нелепость. А заявления Зеленского о необходимости превентивного ядерного удара Запада по России – свидетельство его абсолютной неадекватности. И с таким Бесом общаются западные политики! Не свидетельство ли это того, что и они – Бесы?!.

Противоположность Россия-США.   Данная противоположность является   главной для Европейского Союза. Пока же у него имеет место союз с США и противостояние с Россией. Согласно науке о гармонии, эта позиция не конструктивна. Фактически Западная Европа подчиняется США, наблюдается утрата ею своей самости. Эволюционно продвинутой является другая позиция, основанная на разрешении данного противостояния. Согласно ему Западная Европа имеет нейтральный статус, являясь своеобразным «мостом» между США и Россией. Только на этом пути Западная Европа сохранит свою суверенность.

Противоположность мир-война. Считается, что без войн человечество жить не может. Еще император Александр III говорил о том, что у России только два верных союзника – армия и флот. Что же за мир выстроен человеком, если безопасность гарантируется лишь военной силой?!Рост вооруженности мира - это глобальный регресс. Необходимое условие истинного прогресса - уменьшение расходов на военно-промышленный комплекс (ВПК). Но ни в мире в целом, ни в отдельных странах этого не происходит. При этом рассуждения политиков о том, что мы (например, Россия) вооружаемся лишь для того, чтобы защититься от возможного нападения, - пропаганда. Ибо противная сторона (США, Европа) также полагают, что, вооружаясь, они также защищаются от возможного нападения (со стороны России, в данном случае).

           В настоящем противоположность мир – война разрешается установкой «мир с позиции силы». Будущее такого мира неопределенно. Ибо любое, на первый взгляд, случайное и ничтожное обстоятельство может стать спичкой, зажигающей пожар войны. Это подтверждается историей. В настоящем ситуация особенно неблагоприятная, ибо на наших глазах происходит легализация ядерной войны. Это свидетельство того, что установка «мир с позиции силы» исчерпала свой позитивный потенциал. Разрешение противоположности мир-война должно происходить с позиции гармонии - на основе установки «мир с позиции гармонии силы и разума» («мир с позиции разумной силы»). Для этого, как показывает наука о гармонии, нужна большая творческая деятельность мирового сообщества. Важная компонента такой деятельности - новое движение за мир.

               Движение за мир было инициировано в прошлом веке Советским Союзом. Оно тогда стало одним из главных приоритетов внешней политики и было успешно реализовано, в силу чего удалось избежать мировой войны, чреватой гибелью цивилизации. В настоящее время вновь обостряется противостояние России и Запада. Не означает ли это необходимость нового движения за мир?! Его принципиальное отличие от бывшего движения за мир – существование   научной базы, что   поднимает движение   на более высокий уровень эволюционного обоснования.

            Новоедвижение за мир - эволюционное требование современности. В силу ряда обстоятельств оно явится новым, отличным от движения за мир в прошлом веке. Пришло новое поколение, для которого ядерное оружие, ядерная война – слова столь навязчиво и часто повторяемые, что они приобрели смысл обыденности, не устраняемой стороны существования. На наших глазах происходит легализация ядерной войны.

            Другое обстоятельство связано с новой социальной наукой, с разработкой учения социогуманизма. Две установки этого учения имеют особое значение для научного обоснования движения за мир.

            Первая - триадная парадигма гармонического развития, являющаяся естественным законом мира, а для человечества – законом истинной истории. Прогресс мира человека реализуется на траектории движения к гармоническому разрешению существующих противоположностей - через компромиссы, их умножение и углубление к гармонии.

            Для современности   разрешением противоположности мир-война является установка «мир с позиции гармонии силы и разума». На траектории движения к этой установке будут задействованы разного рода компромиссы. В их числе: силовое принуждение к миру, договоры об ограничении вооружений, постепенное разоружение, запрещение ядерного оружия и др. (конкретные мероприятия на этом пути определят специалисты, здесь подчеркивается лишь принципиальная сторона этих мероприятий). Такое движение будет поэтапным, учитывающим интересы всех государств.

           Вторая научная основа движения за мир: мировоззрение социогуманизма, согласно которому «жизнь – высшая ценность бытия». Следование этой главной установки – необходимое условие становления «Человека Гармоничного», находящимся в согласии (гармонии) с самим собой, другими людьми и Природой. «Человек Гармоничный» сознательно ведет строй своей жизни. И если он станет правящей элитой общества, войны сами собой исчезнут. Наоборот, в настоящем правящая элита разделяет установку «борьбы» противоположностей – установку предыстории. Их верховенству мир обязан тем, что находится в состоянии предыстории. Под их руководством историю не построить.   От них исходит наибольшая опасность миру.

            Развитый подход включает в себя следующие составляющие: разоружение как условие прогресса глобальной системы природа-человек-общество; траектория движения к «миру с позиции гармонии»; «разумный компромисс» (в идеале, «разумная дружба») во внешней политике; становление «Человека Гармоничного». Указанные составляющие могут служить научным обоснованием нового движения за мир, необходимость которого все больше осознается.

            Условие прогресса существующего мира – компромиссы во внешней политике, их умножение и углубление, чтобы прийти к «миру с позиции гармонии». В этом аспекте можно понять, почему П. Пикассо принял за символ мира голубя. Голубь – компромисс (гармония?) между птицей природы и домашней птицей. А мир - это и есть компромиссы. Голубь мира - интуиция великого художника.

            Между тем, во внешней политике государств проблема мира как главная не ставится. Вместо этого все страны вооружаются, развиваются рынки сбыта вооружений, НАТО придвигается к границам России, Россия   предпринимает ответные меры и т.п. Одна из главных инициатив ООН – устойчивое развитие, где войны отвергаются. Но военная проблема должна обсуждаться независимо. Куда более важной могла бы стать особая наиважнейшая программа   ООН - предотвращение войн. ООН следовало бы ввести запрет на их ведение. И под этим иметь подписи глав всех государств.

            В настоящее время глобальное движение за мир отсутствует. В свете изложенного, имея ввиду научное обоснование нового движения за мир, было бы важным принять воззвание наиболее авторитетных в мире ученых, направленное против политики военного противостояния, направив его в ООН, правительства стран мира, общественные организации. В нем следовало бы отразить, по крайней мере, следующие положения.

            -  Рост милитаризма, локальные войны, создание новых видов оружия, растущий военно-промышленный комплекс – все это регресс, угроза самому существованию цивилизации.

            - Атомная бомба, ВПК в целом не являются частью национального богатства. Их производство означает бесполезную трату ресурсов и глобальный регресс. Прогресс мира реализуется на траектории всеобщего разоружения.

            -  Дальнейшее функционирование мира   на основе диадной парадигмы «борьбы» противоположностей чревато гибелью цивилизации. Требуется утверждение триадной парадигмы гармонического разрешения противоположностей.

            - Межгосударственные отношения необходимо основывать на принципе «разумного компромисса», в идеале, «разумной дружбы».

            -   ООН следует ввести жесткие санкции, направленные против милитаризации государств, наращивания ВПК. Страны, участвующие в войнах, следует исключать из состава ООН, тем самым ставя их в положение изгоев.

            -   Установка «мир с позиции силы» не отвечает социогуманитарному прогрессу и должна быть снята установкой «мир с позиции гармонии силы и разума». Научному сообществу необходимо информировать народы и правящие элиты о необходимости согласовывать стратегии общественного развития с социоприродными законами; участвовать на экспертной основе в выработке эволюционно обоснованных стратегий   развития стран мира.

Заключение

            Нашему поколению пришлось жить на пике предыстории – мировой дисгармонии и хаоса. Вот лишь некоторые свидетельства этому: всеобщая «борьба» вместо гармонии, вторая мировая война, ракетно-ядерное оружие, легализация ядерной войны, эпидемия коронавируса, крах мировой социалистической системы, упадок культуры, расчеловечивание человека… В России к этому добавляется неприличное социальное расслоение, противостояние с западным миром, тотальная коррупция…Выдающийся русский историк Н. М. Карамзин писал «всякий народ имеет ту власть, которую заслуживает». Так неужели русский народ не заслуживает нечто большее, чем либерализм и власть капитала?!

           Несовершенство современного мира и человека в нем обусловлены тем, что мир в целом функционирует на принципах диалектики и материализма. В нем действенны многие не разрешенные противоположности. В этом – корень глобальных проблем человечества. Перспективы такого мира туманны. Новые науки естественно-гуманитарного синтеза, изучающие систему природа-человек-общество, предсказывают будущее, достойное человека, - социогуманизм в гармосфере. Неисчислимы препятствия на этом пути. Вся людская накипь, облепившая здоровое тело жизни. Все правители мира, миллионеры - Бесы, которым всегда всего мало, носители неустойчивости и дисгармонии. Власть, богатство, земля принадлежат им. Попытки изменить statusquo были преходящи. Теперь ситуация в мире лишь ухудшается. Сколько разговоров об искусственном интеллекте! А следовало бы озаботиться естественным интеллектом, который зачастую ущербен. И в этом тоже препятствие на пути строительства социогуманизма.

            Но есть надежда – «Человек Гармоничный».   К сожалению, не он стоит у власти. Но прогресс - закон мира. Это дает надежду на то, что гармосфера не станет очередной утопией, а даст истинное благополучие жизни для всех. Придут гении истинной истории, которые возглавят строительство нового мира. Наступит другая гармоничная цивилизация. Исполнится мечта лучшей части человечества: Земля будет исполненным раем. И гармоничным станет   не только мир Природы, но и человека.

Эволюционно обусловленная траектория мира - от дисгармонии к всегармонии.   Требуется гуманизация всех сфер жизни, движение к «Человеку Гармоничному». Для этого человечество станет следовать в своей деятельности законам гармонии. Будущее мироустройство будет основываться на началах компромисса и гармонии. Если же возобладает изобретенная несовершенным человеком диадная парадигма «борьбы» противоположностей, то будущее «цивилизации борьбы» туманно. В ракетно-ядерно-космический век оно может вообще не состояться. И вину за это разделят политики и ученые.

 

Будущее выстраивается настоящим. Сможет ли мир войти в свою истинную историю? Требуется гигантская работа человечества по усовершенствованию бытия. Человеческий дом должен стать чистым и светлым.

 

Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,

Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить