В.С.Голубев, академик РАЕН
Кризис науки – кризис цивилизации
Мы живем в мире материализма. В нем гуманитарные ценности задавлены материальными. О человеке судят преимущественно по его деньгам. Но богатство человека – не в количестве денег. И не они определяют эволюционное качество человека.
Мир в целом переживают острый социогуманитарный кризис – кризис человека и социальной модели. Проявление этого кризиса – возникновение глобальных проблем, среди которых главные: разделение на богатых и бедных (стран мира, людей), загрязнение окружающей среды, гонка вооружений, низкая рождаемость в развитых странах, падение культуры, нравственности и т.п.
Причина кризиса – глубокое и все углубляющееся несоответствие, разлад между материальным и идеальным, между уровнем технологического развития и сознанием человека, между естественными и гуманитарными науками. Техно-гуманитарный разрыв – это отставание гуманитарной составляющей развития от техногенной. Он особенно присущ западному либеральному обществу. Все проблемы человечества, как настоящие, так прошлые и будущие, упираются в проблему эволюционного качества человека. Главная задача для мира в целом – ликвидировать этот разрыв, прийти к техно-гуманитарной гармонии.
Вообще говоря, чрезмерное богатство анти эволюционно. Согласно диалектике развитие есть единство противоположностей. В данном случае имеем дело с противоположностью бедность-богатство (рис.1). Бедность и богатство сопряжены друг с другом: благодаря «бедности» многих рождается «богатство» избранных (прямая связь); в свою очередь, в устойчивом социуме «богатство» способствует уменьшению «бедности» (обратная связь). В связи с этим, полезно вспомнить высказывание известного русского филантропа ХХ века В.П.Рябушинского: «Богатство обязывает».
Рис. 1. Схема противоположности «бедность-богатство».
Рост «богатства» бедных есть прогресс, но лишь по достижении определенного его уровня. Затем наступает регресс (нижняя прямая со стрелками на рис.1). Аналогично, уменьшение «богатства» богатых сначала есть прогресс, а затем регресс (нижняя линия). Развитие, согласно триалектике, имеет место, когда противоположность разрешается рождением «нового». Это «новое» - средний класс, умеренный в богатстве.
Чрезмерное богатство есть регресс, также как и чрезмерная бедность. С ростом числа миллионеров усугубляется социальное расслоение. И чем оно больше, тем менее совершенна социальная структура. Рост социального расслоения – одно из свидетельств регресса социумов.
Выдающийся российский хирург Федор Григорьевич Углов совершенно справедливо назвал (в своей книге «Человеку мало века», 2001 г.) миллиардеров маньяками. Имея миллиарды, они жаждут иметь и имеют еще больше. Их священная корова – деньги. Деньги как цель (а не средство) неизбежно рождают зло.
Когда имеющиеся деньги порождают новые, а те – еще большие и так до бесконечности, это означает задействование положительной обратной связи. Такие связи разрушают системы. В данном случае речь идет о разрушении цивилизации в целом. Человек мыслящий видит этот процесс воочию и ощущает его на себе. Чего стоит один лишь культ насилия, жестокости, низменных инстинктов, производимый масскультурой!
Чтобы цивилизация самосохранилась, обществам необходимо осознать: в лице миллионщиков они имеют дело с болезнью, своего рода раковой опухолью на своем теле. Ее надо лечить или, при невозможности этого, отторгнуть от себя, удалить.
Внутренний мир миллионщиковкрайне дисгармоничен. Гармония предполагает оптимальное сочетание в человеке материального и гуманитарного (0,62 : 0,38 или наоборот). Ясно, что у миллионщиков это соотношение бесконечно сдвинуто в сторону материального.
Вульгарный материализм – вот глубинная причина современного цивилизационного кризиса. Господству материализма немало способствовала и наука.
Естественная наука всегда имела дело с материейи была по существу материалистической. Ей человечество обязано материальным прогрессом и научно-техническими революциями. На ее основе формировались новые технологические уклады.Но и совершенствовались орудия убийств. Гуманизация естественной науки – необходимое условие техно-гуманитарной гармонии.
При этом возникает вопрос: почему продвинутые ученые-естественники так упорно стремятся познать, что было миллиарды лет назад или будет через миллиарды лет, а не обратятся со своим мощным интеллектом к современности, к человеку и вмещающей его социальной и природной среде?
За гуманитарный прогресс отвечают гуманитарные науки. Но они явно не справляются со своей задачей. Некоторые причины этого: индуктивныйметод исследования и недостаток дедукции, субъективизм, отсутствие теоретического аппарата (в том числе, количественных характеристик социогуманитарных систем и критериев их развития), качественные построения и многое другое.По существу, гуманитарные науки были и остаются по преимуществу преднауками.
Существующий потенциал гуманитарных наук пока мало задействован для гармоничного развития человека. Ибо непросто отделить в них объективное от субъективного, истинное от ложного. Так, каждый философ развивает свою собственную философскую систему, не затрудняясь определить ее место в бесконечном ряду построений других. Некоторые философские системы вообще фантастичны. Например, предлагается воскресить всех живших на Земле людей… Было бы полезно извлечь рациональные зерна из существующих философских систем, чтобы посеять их на поле гуманитарного развития.
Экономические и социальные науки, как правило, плетутся в хвосте стихийно возникших социоэкономических систем, изучая их постфактум. Теории фиксируют частности и не в силах предсказать новый социоэкономический порядок, который стал бы средством решения гуманитарных проблем человечества. Концепция устойчивого развития («SustainableDevelopment»), выдвинутая ООН для спасения человечества, вообще не имеет теоретического обоснования. Нет его, по существу, и у концепции ноосферы.
В исторических науках не задан предмет количественного исследования. Медицина, геронтология, валеологиязаняты частностями. До сих пор не показано, что же является количественной характеристикой здоровья человека и каковистинный механизм старения. У человековедения и психологии нет своего теоретического аппарата. Этот перечень можно продолжить.
Гуманитарная наука не смогла предложить человечеству эволюционно обоснованный путь гармоничного развития человека. В этом одна из причин современного цивилизационного (социогуманитарного) кризиса. Для выхода из него важное значение имеет проблема естественно-гуманитарного синтеза. Новым естественно-гуманитарным наукам предстоит разработать свой теоретический аппарат и дать количественные критерии развития. На этой основе предложить эволюционно обоснованную систему ценностей и приоритетов. Практика новых наук создаст необходимые условия для гармоничного развития человека. Этому станет способствовать новое научно обоснованное мировоззрение. Прообразом естественно-гуманитарных наук является эргодинамика.
Наконец коснемся роли религии в аспекте мировоззренческого кризиса. Религии возникли, когда еще не было науки (в ее современном понимании). Вполне естественно, религиозные построения мироустройства носили примитивный характер. Но не это, а другое главное: духовные установки религии по-прежнему не теряют своей ценности.
Но как же они сейчас, в мире науки, уживаются с религиозной картиной мироустройства, не совсем понятно. Ведь не существует прямых доказательств существования Бога. Все это свидетельствует о том, что в человеке, наряду с рациональным,сильно иррациональное начало (вера).
Рассматривая рациональное и иррациональное как сопряжение противоположностей, имеем согласно диалектике следующее (рис.2).
Рис. 2. Схема противоположности «рациональное-иррациональное».
Движение от рационального к иррациональному (прямая связь) есть прогресс, но до определенного уровня иррациональности. Затем наступает регресс, что характеризует духовных фанатиков (нижняя прямая со стрелками на рис.2). В случае обратной связи (верхняя прямая) сначала имеет место прогресс, затем регресс. Противоположность разрешается, согласно триалектике, гармоничным сочетанием в человеке рационального и иррационального. «Человек Гармоничный» религиозен в меру.
Но для такого человека это будет уже другая «разумная вера». Он верит, что существуют объективные законы развития; верит в то, что они познаваемы. По аналогии с символом триединства христианского Бога – отец, сын и дух святой – можно представить триединство реального мира как солнце, природа и эволюция. Солнце - как датель жизни, природа – как сама жизнь, эволюция – как развитие жизни. Эту веру можно назвать социогуманизмом. Тогда социогуманизм – это и научная теория, и концепция, и мировоззрение, и религия.
Проблема социогуманитарного синтеза стоит на повестке дня.