С позиции науки о гармонии обсуждается деятельность мировых элит, направленная на дисгармонию и хаос. Показывается, что естественно-гуманитарные науки являются базисом научного регулирования развитием
Извратители – элиты, деятельность которых антиэволюционна, являясь отклонением от нормы, и ведет мир к дисгармонии и хаосу. Норма – гармония, «все в меру». Отклонение от нормы – дисгармония, хаос. Как написано в Ветхом Завете (относительно первой цивилизации на земле): «Земля растлилась перед лицом Божиим, и наполнилась земля злодеяниями» , ибо «всякая плоть извратила свой путь на земле». И Бог уничтожил эту цивилизацию путем Великого Потопа. Не есть ли ракетно-ядерное оружие современности новым Великим Потопом, способным уничтожить цивилизацию, если она не сойдет в своем развитии с гибельного пути?!
Гибельный путь – это путь предыстории [1], которым продолжает идти мир. Его сущности: «диадная парадигма» развития как «борьбы» противоположностей и материализм «бытие определяет сознание». И следствие этого: войны, революции, колониализм, социальное неравенство, безмерная конкуренция, расчеловечивание человека и др. Истинная история наступит, когда практика мира станет опираться на законы гармонии.
О стадиях развития цивилизации
Энергия – основа эволюции, движущая сила развития, ее «мотор». Энергия является независимой переменной, определяющей производство странового капитала – структурной энергии социума в стоимостном выражении. Мощность (работа в единицу времени) процесса функционирования социума пропорциональна потоку подводимой энергии. Поэтому для удельной мощности Р данного процесса (работы в единицу времени в расчете на одного человека) можно записать:
Р = кЭ (1)
где Э – удельное энергопотребление (в единицу времени в расчете на одного человека), к – коэффициента полезного действия (кпд) рассматриваемого процесса.
Поскольку социум со временем совершенствуется, то увеличивается его структурная энергия. Если Фо –удельная (в расчете на одного человека) структурная энергия в момент t = 0, с которого рассматривается процесс, то для величины Р (имеющей смысл удельного производства странового капитала) запишем:
Р = aФ Э = ко П Э , к0 = a Ф0 (2)
где Ф – удельная структурная энергия в рассматриваемый момент времени t, к0 - кпд при t = 0), a– постоянный коэффициент.
Уравнения (1), (2) показывают, что со временем кпд растет (поскольку растет Ф). При этом величина П (П = Ф/Фо) может быть названа потенциалом социума. Потенциал П характеризует возможность (потенцию) социума совершать работу. При П = 0 имеем Р = 0, при П= 1 имеем к = к0 (равновесный социум), при П > 1 имеем к > к 0 (эволюционирующий социум), при П < 1 – именем к <к0 (деградирующий социум).
Критерии эволюции социума характеризуют изменение со временем как состояния социума, так и процесса его функционирования. Характеристикой состояния социума является его удельная структурная энергия (удельный, в расчете на одного человека, страновый капитал Ф), а процесса – удельная мощность Р. Прогресс социума имеет место при условии роста его странового капитала со временем t:
dФ/dt > 0 (3)
Аналогично, прогресс процесса функционирования (воспроизводства) социума означает рост со временем его удельной мощности:
dP/dt > 0 (4)
Функционирование социума сопровождается диссипацией используемой энергии. Диссипируемая энергия D (D = Э – Р) вызывает загрязнение окружающей среды и деградацию биосферных систем: чем больше D, тем существеннее негативный эффект. Величина D является наиболее обобщенной характеристикой антропогенного влияния человека на окружающую среду.
Станем называть биосферной стадией цивилизации такую, для которой диссипация антропогенной энергии еще глобально не влияет на окружающую среду [2]. Биосферный этап эволюции - от возникновение жизни на Земле до начала «неолитической революции». Здесь искажения, вносимые человеком в биосферу, были пренебрежимо малыми, так-что можно считать D = 0.
Антропосфера установилась с «неолитической революции» и закончилась с началом «промышленной эволюции». Производящее хозяйство (земледелие, скотоводство) частично меняло природный ландшафт и искажало биосферу. Энгергопотребление росло и сответственно росли диссипация энергии и загрязнение биосферы.
Для антропосферы выполняются условия:
dD /dt > 0, D < Dmaх 1 (5)
Здесь Dmax1 -значение диссипируемой энергии, начиная с которой загрязнение окружающей среды становится глобальным, и заканчивается антропогенная стадия.
Из (2), (5) следует, что антропогенная стадия отвечает следующему интервалу изменения энергопотребления:
0 < Э < Эmax 1 , Эmax 1 = Dmax1 / (1 - k0 Фmax 1/Ф0) (6)
где Фmax 1 - максимальное значение структурной энергии антропосферы.
Выход за данный интервал произошел с началом промышленной революции из-за использования ископаемого топлива. При этом начался рост содержания углекислого газа в атмосфере, что и служит одним из индикаторов глобального загрязнения среды. Эта стадия отвечает ноосфере [2]. Прогресс в целом стал определяться разумом. В ноосфере функционирует «HomoSapiens». Человек становится «крупнейшей геологической силой»[3].
Условия функционирования ноосферы запишем так:
dD/ dt > 0, Dmax 1 < D < D max2 (7)
Здесь Dmax2 (Dmax2 > Dmax1) - - значение диссипируемой энергии, отвечающее значению максимальной структурной энергии ноосферы.
при которой достигается так называемый антропогенный предел Земли, то есть предельное значение антропогенной нагрузки на биосферу, выше которой она перестает существовать (в современном ее виде). Индикатором для нее может служить критическая концентрация углекислого газа в атмосфере, при превышении которой продуктивность биоты начинает уменьшаться [3].
Интервал энергопотребления, в котором cуществует ноосфера, следующий:
Эmax1 < Э < Эmax2, Эmax2 = Dmax2 / (1 + k0 Фmax2/Ф0) (8)
Однако однобокое «дурное» развитие разума привело, в соответствии с законами гармонии [1], к трансформации разума – он обернулось неразумением. Яркое свидетельство этого – изобретение «дурно» разросшимся разумом ядерного оружия глобального самоуничтожения человечества. Движение за эмансипацию женщин привело в «превращению» женщины в «мужчину» и мужчины в «женщину» (феномен ЛБТК). Чрезмерный рост свободы трансформируется в деспотию. В частности, это имел ввиду Президент РФ в своем выступлении на Валдайском форуме 2022, процитировав одного из персонажев «Бесов» Ф.М.Достоевского: «выходя из безграничной свободы, я заключаю безграничным деспотизмом». Такого рода тенденция наблюдается в западном мире.
Это и многое другое свидетельствует о том, что дальнейшее развитие человечества по ноосферному пути бесперспективно и опасно. Если же следовать естественным законам развития, даваемым гармонологимей [1], то прогнозируемое будущее отвечает гармосфере – сфере гармонии разума и чувства, человека и природы, естественной и гуманитарной наук, др.
При приближении к максимально энергопотреблению Эmax2 наступает гармосфера (сфера гармонии человека и природы). Рост энергетики существенно замедляется. Материальное производство (физический капитал) растет при совершенствовании технологий, росте инноваций. Это происходит при росте инвестиций в человека - на основе развития самого человека, увеличения производства человеческого и социального капитала. При этом растет страновый капитал и его производство – выполняются условия прогресса (3) и (4). Диссипация энергии уменьшается за счет использования энергосберегающих технологий. Для гармосферы имеем:
dD / dt < 0, D < Dmax 2 (9)
Настоящее время является переходным от ноосферы к гармосфере, от энергетической стадии цивилизации к к социогуманитарной [1,4]. Об этом свидетельствует, с одной стороны, все усиливающееся глобальное загрязнение окружающей среды; а с другой, возрастающее влияние на развитие человеческого капитала.
Другие свидетельства окончания ноосферной стадии развития: глобальные проблемы, легализация ядерной войны, противостояние Россия – Запад, СВО на Украине, гонка вооружений, милитаризм, угроза новой мировой войны и др. Эти и другие глобальные проблемы вряд ли удастся решить, если придерживаться «диадной парадигмы» развития – парадигмы предыстории. А это значит: человечество устранит грозит угрозу глобального самоуничтожения, если только оно изменит существующую траекторию либерального развития. Станет руководствоваться в своей деятельности «триадной парадигмой» развития как гармонического разрешения противоположностей [1]. Станет строить гармосферу, сферу гармонии разума и чувства, человека и природы, науки и искусства.
Об извратителях эволюционного процесса цивилизации
Главные извратители эволюционного процесса цивилизации – мировые элиты, не учитывающие закономерности социоприродного развития и, возможно, даже не подозревающие о существовании объективных законов эволюции. Которые надо учитывать на практике. Это показывает ситуация в мире.
Политическая элита.
Она разделяют установки предыстории мира. Гармонологии (наука о гармонии в системе природа – человек – общество [1]) формулирует эти установки следующим образом:
- бытие определяет сознание;
- рост бытия опережает рост сознания;
- цель бытия – борьба, победа.
Этот путь не отвечает естеству, требованиям прогресса на современном этапе. Он противоречат естественным законам развития, являясь заблуждением человечества. Установки и законы предыстории («антропогенные законы») сформулированы дисгармоничным человеком.
Естественные законы развития даются эргодинамикой (наукой об энергетических основах развития) [5] и гармонологией [1]. Установки истинной истории, которая лишь начинается, следующие:
- не только бытие определяет сознание, но и сознание определяет бытие;
- рост сознания сопряжен с ростом бытия;
- цель бытия – гармония, компромисс.
Развитие мира шло по первому пути. Негативные последствия этого демонстрирует вся история, заполненная войнами, революциями, классовой борьбой и прочими язвами человечества. Материальный прогресс заведомо опережал гуманитарный – рост эволюционного качества человека. Главные причины неблагополучия современного мира - «антропогенные законы»: диадная парадигма развития как «борьба» противоположностей и материализм. Установка материализма «бытие определяет сознание» не содержит обратной связи, ответственной за устойчивость социоприродных систем.
Сформулируем основные признаки либерализма, финального строя предыстории мира:
- «борьба» противоположностей;
- материализм с его установкой «бытие определяет сознание»;
- частная собственность на орудия и средства производства;
- социальное расслоение – «элита» и народ;
- страновое неравенство;
- техно-гуманитарный дисбаланс;
- государство для «элиты»;
- «дурной» рост капитала экономической «элиты»;
-приоритет материальных ценностей по сравнению с социогуманитарными;
- общество потребления с его культом богатства;
- конкуренция, не сопряженная с кооперацией;
- свобода, не сопряженная с обязанностями;
- культура регресса на службе капитала;
- расчеловечивание человека;
- милитаризм, гонка вооружений, ВПК;
- войны.
Уже перечисленного достаточно для понимания ущербности либерализма и его практической реализации в капитализме. Современный кризис мировой системы свидетельствует о том, что эпоха либерализма заканчивается.
Войны – главный позор мира предыстории [1]. Феномен войны не поддается разуму. Cубъект предыстории представляется как «HomoSapiens» [1]. Не перебор ли? Бесконечные войны предыстории - не есть ли свидетельство того, что в предыстории, наоборот, функционирует человек не разумный. А элита предыстории – просто безумцы. Все эти короли, цари, президенты, премьеры, миллионеры, миллиардеры, военщина; все те из них, кто инициировал и вел войны, порождал в мире насилие, несправедливость…; все они – носители антисмысла, враги жизни. Они духовно больные люди (недочеловеки) – ошибка Природы.
Современная ситуация усугубляется еще тем, что в мире происходит легализация ракетно-ядерной войны, грозящей гибелью цивилизации. Такая война уже не рассматривается как табу. Это явление является следствием ноосферного развития – чрезмерного развития разума, не сопряженного с чувством, с этическими нормами человечества.
Милитаризм охватывает весь мир. Народы против войны. Им нужен мир. Разжигает милитаризм политическая мировая элита. Для нее война - не уничтожение жизни, а средство своего возвышения и роста капитала. Элита представлена «человеком распадным» [1]. В нем естественный инстинкт сохранения и развития жизни отсутствует. Произошел какой-то сбой в его генетическом аппарате. Он не способен разрешить противоположность добро – зло. В нем добро побеждено злом. В нем утрачен смысл жизни. Ибо он – в самосохранении и развития жизни [1]. Другого смысла нет и не может быть. Поэтому истинным смыслом жизни обладают не все люди, а лишь те из них, чья деятельность направлена на самосохранение и развитие жизни. И наоборот, кто способствует или участвует в деградации и уничтожении жизни, тот не владеет истинным смыслом жизни. Это «человек распадный» – носитель антисмысла, смысла со знаком минус.
Могут ли быть оправданными освободительные войны? Например, можно ли рассматривать СВО на Украине как освободительную войну для русского населения Украины? Но ведь там большинство населения – все-таки украинцы. Является ли СВО освободительной войной для них? Генезис СВО заключается в игнорировании властью Украины законов гармонии. Власть оказалась не способной задействовать в отношениях русских с украинцами механизмы компромисса (в идеале, гармонии). Такова первопричина СВО.
Однако при этом следует иметь ввиду cледующее. Война – крайний способ решения геополитических проблем, когда исчерпаны все мирные способы их решения. Соразмерны ли цели войны со средствами их достижения? Ибо они сопровождаются уничтожением национального богатства обеих воюющих стран, включая физический, человеческий, социальный и природный капиталы [1]. Это – искажение нормальных норм нравственности, когда убийство человека не рассматривается как тяжкое преступление, а наоборот, становится необходимым.
Итак, политическая элита мира – главные извратители социоприродного процесса эволюции. Под их началом мир развивается стихийно, как-будто никаких объективных законов его развития не существует.
Экономическая элита.
Она в целом представлена обладателями сверхбогатства – миллионщиками. Противоположность «богатые – бедные» разрешается через средний класс, у которого богатство «в меру». Это – класс гармонии, поскольку в нем физический и человеческий капитал соотнесены друг с другом («все в меру»). При этом прогресс реализуется на основе сопряженного роста этих капиталов [1].
Другая ситуация у высшего класса. Это – класс дисгармонии. У него физический капитал намного превышает человеческий. А чрезмерный рост физического капитала, не сопряженный с ростом человеческого капитала (техно-гуманитарный дисбаланс), означает регресс и ведет мир к мало прогнозируемым катастрофическим последствиям. Согласно одному из законов гармонии неограниченный количественный рост одной из составляющих противоположности («дурной рост») в пределе трансформирует ее в противоположную составляющую [1]. Например, чрезмерное добро становится злом. Чрезмерный рост разума оборачивается неразумением. Яркое свидетельство последнего – изобретение «дурно» разросшимся разумом ядерного оружия глобального самоуничтожения человечества. Чрезмерное богатство оборачивается духовной бедностью богатых.
Далее, социальное расслоение – фактор регресса страны по социальному капиталу: чем оно больше, тем меньше производство социального капитала [4,5]. В России социальное расслоение, измеряемое по децильному коэффициенту, в несколько раз больше, чем в странах Запада. Способ преодоления чрезмерного социального расслоения – прогрессивный подоходный налог, чего в России нет. Это – свидетельство незрелости российского капитализма.
Плоский подоходный налог функционирует в течение всех лет существования российского капитализма. Теперь предполагается введение прогрессивного налога. С позиции гармонологии [1] его целью должно быть не просто уменьшение социального расслоения, но и ограничение на рост физического капитала «высшего класса». Для этого необходимо, чтобы подоходный налог увеличивался с ростом физического капитала по квадратичному закону [1].
Итак, экономическая элита мира - фактор социальной дисгармонии, извращающей естественный эволюционный процесс. Она не способна разрешить противоположность богатые – бедные. Ее односторонняя ориентация на экономический рост ведет мир к техно-гуманитарной дисгармонии, пагубной для развития.
Культурная элита.
Она должна определять культурную политику государств. Проблема человека, его эволюционного качества – главная для развития мира [1,4,5 ]. Человек – существо биологическое, социальное и духовное. Очеловечиванием является гармоническое развитие человека на основе сопряженного роста составляющих человеческого капитала: витальной (характеристика здоровья), интеллектуальной и духовной (характеристики человека как работника и носителя нравственности) [1,4,5]. Расчеловечивание – это духовная деградация человека: падение его духовного потенциала, уменьшение духовной составляющей человеческого капитала, причем не редко даже на фоне роста интеллектуального капитала.
Метод расчеловечивания – массовая культура, а по сути, антикультура. В частности то, что показывают по российскому ТВ, свидетельствует о ускоряющейся деградации культуры. Господствует пошлость, культ богатства и насилия: низкопробные сериалы, шоу с участием людей поверхностного знания, реклама, унижающая человека. Все это пришло с либерального Запада, где ситуация с культурой еще хуже. Либеральная культура – это культура расчеловечивания человека. Авторская свобода самовыражения, не сопряженная с этикой, формирует человека низкой культуры: все дозволено. В результате – феномен ЛГБТ. расцветший на Западе ядовитым цветом.
В авторской трактовке [ 2 ] позитивные человеческие качества отвечают разрешению ряда противоположных их качеств, дающих новое качество, для которого «все в меру». В частности, имеем следующие разрешения:
- «мудрость – глупость» через здравомыслие;
- «мужество – трусость» через благоразумие;
-«счастье – несчастье» через благополучие;
-«справедливость– вседозволенность» через благожелательность.
Итак, главная функция культуры – гармоничное развитие человека, развитие его позитивных качеств. Это - главная функция государств при движении мира к гармосфере [1]. Однако этого не происходит. Культурная элита мира – еще один коллективный извратитель естественных законов социоприродного развития.
Научная элита.
Не только российская, но и вся мировая наука продолжают идти по ложному пути, отдавая приоритет естественным наукам. Следствием этого является техно-гуманитарный дисбаланс (отставание гуманитарной составляющей развития от техногенной), неблагоприятный для развития. В частности, однобокое развитие естественных наук привело к созданию ракетно-ядерного оружия, способного уничтожить цивилизацию.
Эволюционно обусловлен другой путь. Противоположность «естественные – гуманитарные науки» разрешается их гармоническим синтезом: естественно-гуманитарными науками, в которые включен человек через величину его структурной энергии (в стоимостном выражении, человеческого капитала). Науки естественно-гуманитарного синтеза эволюционно более продвинуты, чем каждая из их составляющих. Одна из главных задач этих наук – исследовать условия самосохранения и развития человека и человечества в целом. На первый план выходит проблема самого человека. Все происходящее в мире упирается в проблему эволюционного качества человека и решается через нее.
Приоритетность наук естественно-гуманитарного синтеза не находит должного отражения в государственных документах по развитию РФ. «Программа фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021-2030 годы)» не содержит даже упоминания о науках естественно-гуманитарного синтеза. Государственная программа «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» одностороння: в ней не отражен наиболее важный гуманитарный компонент развития. Научно-технологическое развитие без сопряженного с ним гуманитарного развития неизбежно имеет следствием техно-гуманитарный дисбаланс. Этим феноменом обусловлен весь негатив современной цивилизации, вплоть до возможности ее самоуничтожения в ядерной войне.
Не только российская, но и вся мировая наука продолжает идти по ложному пути, отдавая приоритет естественным наукам. Лишь некоторые примеры, это демонстрирующие. Наиболее продвинутые естественники - когорта физиков. Физики-ядерщики, создавшие атомную бомбу, на поверку оказались лжегениями. Другие физики пытаются исследовать, что было во Вселенной миллиарды лет назад и что будет через миллиарды лет. Абсолютно абстрактная проблема. Сохранится ли к этому времени цивилизация, никто не знает. Третьи синтезируют трансурановые элементы в микроскопических количествах. Возможно, они получат Нобелевскую премию. Конечно, физики объяснят, как важны эти и другие подобные исследования. Но людей волнует другое: жизнь – здесь и сейчас.
Эволюционно обусловлен другой путь. Главный приоритет науки XXI века – социогуманитарный прогресс. Основное же проклятие науки - изобретение новых военных технологий, все более изощренных орудий убийства людей. «Новации» для гуманитарного регресса!
Главная проблема науки ХХI века – ее гуманизация с тем, чтобы она служила человеку. Приоритетен не столько экономический рост, не столько технологические инновации, сколько гармоничное развития человека, опережающий рост человеческого капитала. Лишь на этом пути может быть предотвращена угроза уничтожения человечества, построено будущее без войн.
Итак, мировая научная элита извращает эволюционный процесс цивилизации, отдавая приоритет естественным наукам. Эволюционное будущее мира, если он сохранится, - гармосфера, как сфера гармонии разума и чувства, человека и Природы, науки и искусства. Если считать в качестве главного приоритета современной науки социогуманитарный прогресс, то потребуется новое «дерево» науки, иная ее структура. Предстоит большая работа по изменению приоритетов науки. Начинать работу нужно уже сейчас.
О научном регулировании развитием
Научное регулирование развитием - необходимое условие выживания человечества. Регулируемое развитие есть разрешение противоположности «стихийное – управляемое развитие» [1,2]. Оно предполагает «внешнее управление» - управление потоками вещества, энергии и информации в эволюционирующую систему - и одновременно невмешательство во внутренние механизмы ее функционирования. Примеры: для ноосферы - управление антропогенными потоками углекислого газа в атмосферу и сохранение биоразнообразия; для социума – налоговая политика и невмешательство во внутренние механизмы рынка.
Научный базис регулируемого развития - естественно-гуманитарные науки. Ибо регулируемая система «природа – человек – общество» содержит как естественные, так и гуманитарные компоненты развития. Анализ развития данной системы с позиций лишь естественных или гуманитарных наук не достаточен.
Примеры этого. Ф.Гегель и Ч.Дарвин (первый гуманитарий, второй – естественник) проблемы развития рассматривали односторонне, с позиции «борьбы», что не отвечает естеству. В.И. Вернадский, естественник, рассматривал ноосферу как прогрессивную стадию развития, отвечающую идеалам «нашей демократии» [3]. Эта трактовка, как следует из изложенного, одностороння и не учитывает негативные факторы «чрезмерного» развития разума, не сопряженного с гуманитарным прогрессом.
Научное регулирование развитием - необходимое условие выживания человечества. Оно эволюционно более продвинуто, чем стихийное или управляемое развитие. Так, предыстория человечества была по преимуществу стихийным развитием. Негативные результаты этого обсуждались выше. Социализм в СССР - пример управляемого развития. Поражение социализма показывает несостоятельность такого развития.
Научное регулирование развитием включает в себя разработку на базе естественно-гуманитарных наук стратегии развития социума и средств его реализации (цели и средств). В силу ограниченности нашего знания цель развития имеет относительный характер: она может быть достигнута, а может и нет. В силу этого «средства» становятся важнее «цели»: в любом случае они должны быть «чистыми». И поэтому следует иметь ввиду регулирование, а не управление развитием: первое дает больше возможностей , чем второе.
Из теории социоприродного развития[1,4,5] следует эволюционная траектория развития либерализм – интегрализм – социогуманизм. Характеристики либерализма кратко обсуждены выше. Теория социогуманизма изложены во многих публикациях автора (например, [1,4]). Ограничимся кратким изложением сущности интегрального и социогуманитарного строя.
Понятие «интегрализм» ввел известный социолог ХХ века Питирим Сорокин. Интегрализм идет на смену двум основным социально-экономическим учениям – буржуазному либерализму и марксистскому социализму. Конец ХХ и начало ХХI века означали кризис индустриального и начало становления постиндустриального общества. Теорией постиндустриального общества и является, по мнению ряда исследователей, интегрализм.
Суммирование или интегрирование (в данном случае, позитивных сторон капитализма и социализма), вообще говоря, не дает нового качества, а ведет лишь к количественным изменениям. Интегральных обществ может быть много и разных, в зависимости от комбинации капиталистической и социалистической составляющих. Новое качество – гармоничное развитие человека – приобретает общество социогуманизма. Поэтому интегральное общество является переходным от либерального к социогуманитарному.
В последнее время растет интерес к концепции интегрального общества. По интегральному пути следуют Китай и Вьетнам. Они, в отличие от России, не бросились, очертя голову, в омут либерализма. В ряде стран Европы произошло врастание в капитализм социалистических элементов и частично достигнут исторический компромисс между трудом и капиталом. Но все это - многочисленные возможные компромиссы между капитализмом и социализмом, но не новое качество (социогуманизм). Еще ни одно государство не провозгласило и не претворяет в жизнь главную установку социогуманизма – гармоничное развитие человека.
Переход ряда стран на интегральное развитие означает начало отхода от диадной парадигмы развития как «борьбы» противоположностей – парадигмы предыстории человечества; и утверждение триадной парадигмы гармонического синтеза противоположностей – парадигмы истинной истории. Современность отвечает началу истории, а не ее концу, как утверждает апологет либерализма Ф. Фукуяма [6 ].
Остановимся на ряде основных характеристик социогуманитарного cтроя.
1) Главная цель социогуманитарного государства – гармоничное развитие человека, рост его позитивных качеств. Гармоничное развитие человека предполагает рост человеческого капитала. В социогуманитарном государстве функционирует «Человек Гармоничный» («Человек Социально-духовный»).
2) Экономика – не цель, а средство гармоничного развития человека. Оптимальным на современном этапе является регулируемая рыночная экономика, ориентированная через систему налогов и социальную политику государства на гармоничное развитие человека.
3) «Низшие» потребности человека удовлетворены. Государство максимально содействует удовлетворению «высших» потребностей. Достигается наиболее полная самореализация индивида.
4) Разрешены основные противоположности как либерализма, так и социализма.
5) Нельзя идти вперед, не зная цели развития. Ее формулирует государственная идеология, которая отнюдь не отрицает идеологического разнообразия в обществе. Идеологией социогуманитарного государства выступает социогуманизм, согласно которому жизнь – высшая ценность бытия. Главное богатство человека заключается в нем самом, а не во внешних обстоятельствах его жизни. Не только бытие определяет сознание, но и сознание определяет бытие.
Главная цель социогуманитарного государство - гармоничное развитие человека, Она практически реализуется, если будут задействованы социогуманитарные приоритеты развития; в том числе, следующие:
- экономика для развития человека, его способностей и совершенствования человеческих качеств (гуманизация экономики);
- природные ресурсы как общенародное достояние;
- оптимизация материальных и возвышение гуманитарных потребностей;
- культурный и согласованный с ним научно-технический прогресс;
- увеличение рождаемости и продолжительности активной жизни человека.
Социогуманитарный переход требует оптимизировать государственную модель. Социогуманитарное государство реализует следующие установки:
- главная функция государства – гармоничное развитие человека и более полное удовлетворение его жизненных потребностей при учете интересов будущих поколений в условиях благоприятной природной среды;
- механизм реализации главной функции – регулируемая рыночная экономика, ориентированная через систему налогов и социальную политику на гармоничное развитие человека и сохранение природной среды;
- способ реализации главной функции – эволюционный, с учетом принципа относительности цели и результата развития, что означает использование для достижения социогуманитарных целей «чистых» средств;
- форма собственности вторична, а первичен социогуманитарный прогресс;
- новые критерии оценки деятельности государства, включающие национальное богатство и его производство (в обобщенной трактовке, включая капиталы - физический, человеческий, социальный, природный и др.), индекс качества жизни;
Социогуманитарное государство проводит социально-экономическую политику, одна из основных целей которой – рост человеческого капитала. Это означает следующее:
- проводить реформы, направленные на рост качества человека и его материального благосостояния;
- предоставить трудящимся свободу в выборе форм хозяйствования;
- приоритет развития культуры, в том числе, здравоохранения, образования и науки. Сфера, в которой воспроизводится человеческий капитал, становится на современном этапе главной производительной сферой;
- отказаться от политики перераспределения материального богатства в пользу «миллионщиков», как противоречащей социальной устойчивости и требованиям устойчивого развития;
- использовать «чистые» средства для перехода к социогуманитарному развитию. Отказаться от проведения реформ недостойными средствами – через падение уровня жизни народных масс;
Конечная цель социогуманитарного строительства – формирование гармоничной личности, живущей в согласии с самой собой, другими людьми и природой. Социогуманитарное государство функционирует на основе гармонии. Ее составляющие: доверие, сотрудничество, товарищество, альтруизм, выполнение обязанностей, высокие социальные гарантии и др. Широко используются научные методы гармонизации коллектива и личности.
Заключение
Нашему поколению пришлось жить на пике предыстории с его диадной парадигмой развития как «борьбы» противоположностей, приведшей к мировой дисгармонии и хаосу. Вот лишь некоторые свидетельства этому: всеобщая «борьба» вместо гармонии, вторая мировая война, ракетно-ядерное оружие, легализация ядерной войны, эпидемия коронавируса, крах мировой социалистической системы, упадок культуры, расчеловечивание человека. В России к этому добавляется неприличное социальное расслоение, противостояние с западным миром, тотальная коррупция. Выдающийся русский историк Н. М. Карамзин писал «всякий народ имеет ту власть, которую заслуживает». Так неужели русский народ не заслуживает нечто большее, чем либерализм и власть капитала?!
Перспективы такого мира туманны. Естественно-гуманитарные науки, изучающие систему природа-человек-общество, предсказывают будущее, достойное человека, - эволюционно обусловленную траекторию мира - от дисгармонии к всегармонии. Будущее мироустройство станет основываться на началах гуманизма и гармонии. Его субъект – «Человек Гармоничный». Потребуется гигантская работа человечества по гармонизации жизни. Если же возобладает диадная парадигма «борьбы» противоположностей, то будущее «цивилизации борьбы» туманно. В ракетно-ядерно-космический век оно может вообще не состояться. И вину за это разделят политики и ученые.
Литература
1. Голубев В.С. Основы гармонологии. М., ЛЕНАНД, 2023.
2. https://ekogradmoscow.ru/eko-blog/sotsiogumanizm-c-vladimirom-golubevym.
3. Вернадский В.И. Биосфера. М., Мысль, 1967.
4. Голубев В.С. Основы экосоциогуманизма. М., ИНФРА-М, 2022.
5. Бушуев В.В., Голубев В.С. Основы эргодинамики. М., ЛЕНАНД, 2012.
6. Фукуяма Ф. Конец истории? Вопросы философии, №3, 1990.
Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,
Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON