В истории человечества столь много негатива, что приходится назвать все до сих пор происходившее лишь предысторией и уповать на позитив будущего. Имеются ввиду милитаризм и войны, ставшие как бы неотъемлемой частью развития; страновое и социальное неравенство; культура расчеловечивания человека и как следствие, его неразвитость; невежество элит; революции и др. Предыстория – мир дисгармонии и всеобщей «борьбы» [1].
Возникает вопрос: является ли такое развитие мира естественным, отвечающим объективным законам; или это всего лишь субъективное изобретение человечества – антропогенные законы и установки, не отвечающие естеству? И человечество следует им в своей истории?
Современный мир переживает системный кризис. Наиболее яркое свидетельство этого – глобальные проблемы человечества. Как назвать мир, создавший оружие тотального уничтожения? Мир, в котором миллионы людей голодают, а элита пресыщена благами и уже не знает, чем себя утешить? Мир, в котором «ноги» футболиста ценятся во много раз больше, чем «мозги» ученого? И т.д., и т.п.
Причины неблагополучия мира, на взгляд автора, следующие. Существуют естественные законы, отменить которые человек не может. Однако жизнь государства и человека в нем часто противоречит естественным законам. Это уводит жизнь с траектории естественного развития и ведет к неисчислимым бедам. Но естественные законы в конце концов побеждают, и жизнь продолжается по ним. Однако остаются в наличии издержки развития, бесполезная трата ресурсов и человеческого капитала.
В чем же причина? Человек, изучая мир, формулирует законы жизни. По ним идет социальное конструирование. Но человеку свойственно ошибаться. И тогда социальное конструирование основывается на антропогенных законах, отличных от естественных, что ведет к негативным результатам.
Представим историю человечества как три последовательных этапа: стихийное развитие (биосфера), социальное конструирование по антропогенным законам (ноосфера), социальное конструирование по естественным законам (гармосфера). Первые два этапа – это, по существу, предыстория человечества. Современность отвечает переходу к подлинной его истории, когда социальное конструирование станет происходить по естественным законам гармонии [1,2].
Для перехода от предыстории к истории решающее значение имеет наука, научное управление развитием. Для этого особенно важен принцип относительного совпадения цели и результата развития. В связи с тем, что наше знание естественных законов развития всегда неполно, то цель не может быть сформулирована абсолютно верно – она имеет относительный характер. Поэтому «средства» достижения цели становятся в определенном смысле важнее «цели» - в любом случае они должны быть «чистыми». Этот принцип особо действенен на переходном этапе от предыстории к истории. По мере развития науки диапазон его действия сокращается, и все большее значение приобретает научное управление развитием.
Три главных заблуждений человечества – три антропогенные установки, противоположные естественным: диадная парадигма развития (диалектика), материализм, развитие на основе конкуренции (дарвинизм и его социальные аналоги). Им противостоят естественные установки: триадная парадигма развития (триалектика), социогуманизм, развитие на основе кооперации [1,2].
Развитие на основе антропогенных установок и законов (предыстория) обозначим как «конкурентное развитие». Его сущности:
- бытие определяет сознание;
- рост бытия опережает рост сознания;
- цель бытия – борьба, победа;
- субъект предыстории - «HomoSapiens».
Развитие на основе естественных законов и установок (история) обозначим как «гармоничное развитие». Его сущности:
- не только «бытие определяет сознание», но и «сознание определяет бытие»;
- рост сознания и бытия сопряжены;
- цель бытия – гармония, компромисс.
- субъект истории – «Человек Гармоничный».
Диадная парадигма – это развитие как «борьба» противоположностей. Эта парадигма имеет субъективный характер. Она не учитывает творческую составляющую материи – замена одной противоположности на другую не дает развития. Яркий пример: победа капитализма над социализмом в России в 90-е годы прошлого столетия привела к всеобщему регрессу. Диадная парадигма сформулирована дисгармоничным, несовершенным человеком и задействована в предыстории человечества. Следуя ей, человечество «заблудилось». Этой парадигмой «оправдываются» войны, классовая борьба, революции, колониализм, неравенство, безмерная конкуренция и прочие язвы несовершенного человечества.
Истинная история наступит, когда практика мира будет опираться на законы гармонии. На смену антропогенной парадигме диалектики приходит естественная парадигма триалектики, в соответствии с которой функционирует природа [1]. В нашей интерпретации она трактует развитие как рождения «нового» (третьего). Но это происходит не путем «борьбы», а на основе «мирного» разрешения существующих противоположностей. «Новое» возникает как их гармонический синтез, когда « все в меру».
Господство диадной парадигмы привело в ХХ веке к противостоянию («борьбе») социальных систем капитализм – социализмом и победе (в России) капитализма. Результатом не стал прогресс, а имеем все тот же разъединенный мир. Прогресс же мог быть реализован, если бы была задействована триадная парадигма. Согласно ей противоположность капитализм – социализм разрешается через социогуманизм [1-3]. Движение России от социализма к капитализму должно было быть остановлено в координате интегрализма [1], являющегося компромиссом между капитализмом и социализмом. «Много» капитализма также плохо, как и «много» социализма.
Пока социогуманизм – всего лишь российская новация: естественно-гуманитарное учение о функционировании и гармоничном развитии глобальной системы природа-человек-общество в ХХI веке. Социогуманизм выступает как обобщенный итог исторического пути, на котором неизменно росла ценность человека, совершенствовалось бытие. Социогуманизм – гармонический синтез капитализма и социализма. От социализма берется цель – гармоничное развитие человека, от капитализма способ реализации цели – регулируемый рынок.
Может быть, впервые социальная теория - учение социогуманизма - строится дедуктивным методом: от теории социоприродного развития к социуму и человеку. Тем самым оно лишено недостатков обычно используемого индуктивного метода (субъективность, не учет существенных факторов, преувеличение или приуменьшении роли других и т.п.). Три главных составляющих этого учения: от общества потребления – к обществу человеческого развития, от «человека социального» - к «человеку гармоничному», от социального - к социогуманитарному государству.
При социогуманизме разрешаются (частично или полностью) на основе гармоничного синтеза основные противоположности в системе природа-человек-общество. В их числе: природа-человек – через гуманизацию окружающей среды, тоталитаризм-демократия – через сильное демократическое государство, богатство-бедность – через средний класс, права-обязанности – через установку «права для выполнения обязанностей», общенародная-частная собственность – через коллективистские формы собственности и др.
Рассмотрим соотношение еще двух упомянутых выше антропогенных и естественных установок. Антропогенная установка материализма «бытие определяет сознание» не содержит обратной связи, ответственной за устойчивость любых систем. Согласно естественной установке социогуманизма не только «бытие определяет сознание, но и сознание определяет бытие».
Антропогенная установка «развитие через конкуренцию» имеет свои корни в дарвинизме. «Борьба» за существование (с выживанием наиболее приспособленных) стала, начиная с Дарвина, считаться законом биологического развития. А учение дарвинизма рассматривалось как гениальное достижение человеческой мысли.Между тем, закон биологической жизни прямо противоположный – кооперация, взаимодополняемость, гармония [4]. Только одновременное сосуществование, кооперация автотрофов и гетеротрофов обеспечивает устойчивое существование жизни, а следовательно, и возможность ее эволюции. «Борьба» (конкуренция, борьба за существование) имеет подчиненное значение: она устраняет отсталые «технологии», препятствуя тем самым регрессу (так, добычей хищника становятся слабые, «распадные» особи жертвы). Прогресс же реализуется на основе открывания и освоения нового ресурса (в социуме на основе научно-технического прогресса).
Все проблемы человечества, как настоящие, так и будущие, сводятся к проблеме эволюционного качества человека и решаются через нее. В рамках христианской религии была сформулирована сверхзадача цивилизации: приобрести человеку более высокое, в пределе, совершенное качество, приближающее человека к Богу. В Библии написано: «Будьте совершенны, как Отец наш небесный». Однако с поставленной задачей христианская цивилизация не справилась. Она не следовала установкам гармонии. Так, в Библии описывается жизнь в раю первых людей – Адама и Евы, их грехопадение и изгнание из рая. С позиции гармонии жизнь без детей дисгармонична и не благополучна, в ней не разрешена противоположность мужчина – женщина [1]. Гармония и благополучие в детях. Поэтому жизнь Адама и Евы без детей не могла быть жизнью в раю. Согласно установкам гармонии их изгнание происходило не из рая, а наоборот – из не рая в рай.
Следование в геополитике диадной парадигме привело к разъединенному миру. В нем не разрешена главная противоположность «я – они». Наоборот происходит «борьба» составляющих этой противоположности («я» – США, «они» - Россия, Китай… и т.п.). Такой мир не приспособлен для устойчивого развития. Оно достижимо лишь на основе разрешения данной противоположности – через установку «мы». Земля – это наш общий дом, в котором «мы» живем. И он станет чистым и светлым лишь при осознании общности народов мира, в котором не будет ни «я», ни «они», а будет только «мы».
Что же мешает человеку разрешить свои и мировые противоположности? Неразвитость! На первый план выходит проблема социогуманитарного просвещения, являющегося гармоническим синтезом образования и воспитания [1]. Главная цель его – формирование у человека эволюционно обусловленного мировоззрения социогуманизма, согласно которому жизнь – высшая ценность бытия. Человек, обладающий таким мировоззрением, трепетно, бережно относится в жизни своей и других, к жизни природы. Уже одно это гармонизирует человека, способствует долгой и здоровой жизни. Такой человек осознает, что главное богатство – его единственная и неповторимая жизнь. С этим не могут сравниться никакие приобретенные блага: богатство, власть, слава и пр.
История человечества заполнена войнами – крайним выражением диадной парадигмы «борьбы» противоположностей. Это не объективный закон социоприродного развития, а субъективный закон несовершенного человечества. В целом цивилизация сохранилась лишь благодаря коллективному разуму человечества, действующему на основе принципа триалектики - гармонии и компромисса. Исключить негативный субъективный фактор цивилизационного развития будущего – главная задача человечества. Гармоничным развитием мира станет его движение от противостояния к реализации «разумного компромисса» по всем глобальным проблемам [1].
Будущее человечества – гармосфера: сфера гармонии разума и чувства, человека и природы, естественных и гуманитарных наук [1]. На повестке дня переход к социогуманитарной цивилизации, к обществу человеческого развития. Это и будет означать переход от предыстории человечества к его истинной истории.
Литература
Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,
Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON