Человек как существо биологическое выдвинут биосферой для выполнения биосферной функции - сохранения, «вечности» жизни в целом [1]. Имеется ввиду и «вечность» самого человечества. Это реализуется через конечное время жизни индивидов и репродукцию, которая выступает как разрешение противоположности мужчина – женщина
Природа «отказалась» от бессмертия индивидуальной жизни. Естественная смерть связана со старением, когда имеет место критическое уменьшение витальной энергии индивида [1]. Природа выработала стихийные механизмы патологической смерти от болезней, реализуемые с помощью бактерий, вирусов и др.
Природа следующим образом решает проблему соотношения цели и средства развития. Цель – «вечность» жизни, средство – конечность индивидуальной жизни. Это средство трудно назвать «чистым». С позиции гуманизма цель оправдывает средства лишь в случае, когда средства «чистые». Не является ли Природа в некотором смысле «антигуманной»? И не выступает ли человек всего лишь «рабом» Природы, поскольку у нее по отношению к человеку задействована установка - цель оправдывает средства?
Констатируем: противоположность смерть – бессмертие разрешается Природой через конечное время жизни индивидов и «вечность» жизни в целом. И ничего с этим не поделаешь, принципиально не изменишь. Но цивилизация частично заменяет стихийные механизмы смертности определенным регулированием этого феномена. Имеются ввиду наука, медицина, здравоохранение, гигиена и т.п. Заметим, что регулируемое развитие есть гармонического разрешение противоположности стихийное-управляемое развитие [1]. При этом сочетаются: невмешательство в естественное старение, с одной стороны; предотвращение патологической смерти, с другой (лечение болезней, рост качества жизни и др.).
Вероятно, уже в ближайшем будущем следует ожидать новых технологий, существенно увеличивающих продолжительность жизни человека. Но вмешательство в естественные механизмы старения ведет к определенным «опасностям». В рамках либерального общества это будет «таблетка от старости» лишь для «золотого миллиарда», что лишь усилит существующие противоречия в нашем несовершенном мире.
Одна из главных целей человека и цивилизации в целом – дальнейшее совершенствование механизмов регулирования смертностью с целью роста продолжительности жизни. При этом противоположность «рождение – смерть» разрешается самим феноменом его жизни, ее гармонией и реализацией человеком своего земного предназначения. У каждого человека оно разное. Но есть и нечто общее, как сказать, «абсолютное» предназначение: увеличить продолжительность жизни.
Наиболее успешно это предназначение реализует «Человек Гармоничный» и общество гармонического развития [1]. При этом задействовано эволюционно обусловленное социогуманитарное мировоззрение «жизнь – высшая ценность бытия». Человек, владеющий таким мировоззрением, трепетно, бережно относится к феномену жизни своей, других и жизни Природы. Здоровье человека во многом находится в нем самом, в его мировоззренческих установках, а не только во внешних обстоятельствах жизни. Долгая и здоровая жизнь – это гармоничная жизнь, включающая в себя благополучное детство, здоровый образ жизни, следование социогуманитарному мировоззрению. При этом между витальной и духовной энергией задействована обратная связь, замедляющая скорость расходования витальной энергии - старение [1]. Высокое качество жизни в эволюционно предвидимом будущем – гармосфере [1] – также способствует росту продолжительности жизни.
Задействование в Природе механизма естественной смерти стало, возможно, одной из причин возникновения феномена войны. Войны – неизбежное явление предыстории мира, в которой задействована триадная парадигма развития как «борьба» противоположностей [1]. Это ведет к неспособности правящих элит найти взаимный компромисс в геополитике. Так, СВО явилась следствием неспособности киевского режима найти компромисс в своих взаимоотношениях с ДНР и ЛНР. Противостояние Запад – Россия является следствие неспособности правящей элиты Запада найти компромисс во взаимоотношениях с Россией. Арабо-израильская война – следствие нежелания Израиля идти на компромисс в отношениях с арабским миром. И т.д. В обсуждаемом аспекте война – это болезнь цивилизации. Излечение – это траектория к миру гармонии. Необходимое условие этого – смена элит невежества, не учитывающих в политике законы гармонии, элитами научного регулирования развитием.
Рассмотренный абрис проблемы «человек в биосфере» закончим цитированием из книги [2] Вашего автора. «Провозгласив рай и вечную жизнь, церковь стремится облегчить человеку уход из жизни. Но как быть тому, кто не верует? Как уйти из жизни легко и свободно? Положим, Вы едете в другой город, имея цель поездки – дело. Когда это дело сделано, Вы пакуете чемодан и удовлетворенно возвращаетесь назад. Жизнь – та же поездка. Если есть цель и она достигнута, то уход из жизни естественен и прост. Но когда цели нет или она не ясна, тогда жизнь-поездка становится загадкой. Все думаешь о каком-то возвышенном смысле жизни, мерещатся призрачные цели. Тогда уход из жизни непонятен, странен и оттого возмутителен. Познать себя, найти свое предназначение, осуществить его сколь возможно полно, и тогда уход из жизни перестанет пугать».
Теперь в этом отрывке автор отказался бы от последней фразы «и тогда уход из жизни перестанет пугать». Смерть может принять разум, но и то с большим трудом. Но никак не чувство. Поистине, человек – существо героическое, способное радоваться жизни несмотря на все ее трагическое несовершенство. И еще: предназначение, общее для всего человечества, - увеличить продолжительность деятельной жизни человека и устранить из мировой практики феномен войны.
Литература
1. Голубев В.С. Основы гармонологии. М., ЛЕНАНД, 2023.
2. Голубев В.С. Дом, в котором чисто и светло. М., Энергия, 2008.
Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,
Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON