История человечества протекала в условиях господства двух глобальных заблуждений - диадной парадигмы развития и материализма.
Диадная парадигма «борьбы» противоположностей имеет субъективный характер, не являясь объективным (природным) законом. Она сформулирована дисгармоничным, несовершенным человеком и задействована в предистории человечества. Следуя диадной парадигме, человечество «заблудилось». Ей «оправдываются» войны, классовая борьба, революции, колониализм, социальное неравенство, безмерная конкуренция и прочие язвы несовершенного человечества.
Истинная история наступит, когда практика мира будет опираться на законы гармонии. На смену диалектике приходит триалектика. В нашей интерпретации она трактует развитие как рождения «нового» (третьего). Но это происходит не путем «борьбы», а на основе разрешения существующих в мире противоположностей. «Новое» возникает как их гармонический синтез, когда « все в меру».
Другое глобальное заблуждение – материализм. Согласно же триалектике материализм и идеализм – две противоположности, которые разрешаются через «новое» третье – социальный гуманизм. Установка социогуманизма – синтез материализма и идеализма: не только «бытие определяет сознание» (материализм), но и «сознание определяет бытие» (идеализм). Эти установки образуют совокупность прямой и обратной связей, ответственных за устойчивость социоприродных систем.
Предистория человечества протекала в «борьбе» материализма и идеализма. Победил материализм. Но это – регресс. Яркий пример - «феномен футболиста»: «ноги» зарабатывают в 1000 раз больше, чем «мозги».
Прогресс мира может быть достигнут при обратном движении: от материализма к идеализму с остановкой в координате социогуманизма. Равновесию отвечает соотношение материализма и идеализма по «золотой пропорции» (0,38:0,62 в условных единицах).
Что же необходимо для утверждения социогуманизма? Для этого главной целью и смыслом жизни человека и социума должно стать гармоничное развитие, прогресс.
В человеке и мире сопрягаются в единстве добро и зло. Если следовать диадной парадигме, то вечна борьба добра со злом. «Победа» любой из противоположностей – регресс. Ибо чрезмерное добро неизбежно становится злом. Гармоничное развитие, прогресс означают, согласно триалектике, разрешение противоположности добро-зло на основе их гармоничного синтеза (компромисса). Таким компромиссом является «разумное добро» («добро с зубами»), при котором, согласно «золотой пропорции», соотношение добро:зло равно, в условных единицах, 0,62:0,38.
Гармоничным развитием человека и будет его движение в направлении «разумного добра». Гармоничным развитием мира будет его движение от противостояния к реализации «разумного компромисса» по всем мировым проблемам.
Все проблемы человечества, как настоящие, так прошлые и будущие, сводятся к проблеме эволюционного качества человека и решаются через нее. Однако, ни либеральное, ни социальное государство не ставило своей задачей гармоничное развитие человека. Последнее предполагает одновременный взаимообусловленный рост составляющих человеческого капитала: витальной (характеристика физического здоровья), интеллектуальной и духовной (характеристики человека как работника и носителя нравственности, соответственно). В Конституции РФ (ст.7) провозглашено свободное развитие человека. Но оно может означать развитие как позитивных, так и негативных человеческих качеств, примеров чему в современном мире не счесть.
Социогуманитарное государство ставит главной целью гармоничное развитие человека. Оно осуществляется через социогуманитарное просвещение, являющееся синтезом образования и воспитания. Главная цель социогуманитарное просвещения – выработать «правильное», то есть научно обоснованное мировоззрение. Таким мировоззрением выступает социогуманизм. Главные предпосылки, необходимые условия для становления гармоничной личности, сформулируем следующим образом.
1. Мировоззрение социогуманизма. Согласно нему жизнь – высшая ценность бытия. Мир движется к гармонии («все в меру») на основе принципа триалектики. Гармоническим разрешением противоположности капитализм-социализм является социогуманизм. Согласно нему главное богатство человека заключено в нем самом, а не во внешних обстоятельствах его жизни. Поэтому гуманитарные ценности приоритетны по сравнению с материальными; в любом случае, они должны гармонично сочетаться.
2. Гармонизация человека основывается на гармоничном сочетании (по «золотой пропорции») физического здоровья (витальный капитал), интеллекта (интеллектуальный капитал) и духовности (духовный капитал).
3. Гармонизация жизни, когда человек максимально использует свои добродетели и достоинства для служения высшим духовным целям – реализации своего земного предназначения.
4. Гармоничный человек стремится обладать следующими добродетелями, обусловливающими рост духовного капитала (согласно «позитивной психологии»): мудрость и знание, мужество, любовь и человечность (гуманизм), справедливость, умеренность, духовность.
5. Гармоничный образ жизни, отвечающий минимальной скорости расхода по жизни витального капитала (максимальной продолжительности деятельной жизни), реализуется на основе обратных связей между витальным и духовным капиталом.
6. Гармоничная личность наращивает свой интеллектуальный капитал на основе профессиональной, социальной и экологической составляющих качества человека, характеризующих его как работника, члена социума и жителя природного дома – биосферы, соответственно.
7. Гармоничная личность наращивает свой духовный капитал на основе самосовершенствования, внутренней работа над самой собой.
8. Приоритет социогуманитарной установки «служение людям» относительно установок либерализма «служение себе» и тоталитаризма «служение элите». Установка «служение себе» эволюционно оправдана при условии высокого качества личности, а «служение государству» – в условиях социогуманитарного строя.
9. Разрешение основных противоположностей в системе природа-человек-общество на основе их гармонического синтеза. Имеется в виду следующие разрешения: смерть-бессмертие через детей; материя-дух через социогуманизм (см. выше); индивид-социум через «Человека Гармоничного»; природа-человек через гуманизацию окружающей среды; права-обязанности через власть закона; и другие.
10. Склад «позитивной духовности» (оптимизма), когда человек удерживает в себе, запоминает по преимуществу позитивное.
11. Материальное благосостояние как средство, а не цель – средство гармоничного развития человека.
12. Неприятие избыточного материального богатства, как свидетельства недостаточного эволюционного качества человека в условиях ограниченности жизненных ресурсов; аномальной жажды обогащения, как патологии.
Для человека важна не только самореализация, но и самоутверждение, признание социумом ценности и значимости личности. Самоутверждение определяется как внешними, так и внутренними факторами. Оно происходит как на основе преимущественно «низших потребностей» («материальное самоутверждение»), так и высших («духовное самоутверждение»). К первому типу относится утверждение через власть, богатство, славу. Богатство противопоказано социальной устойчивости; власть – пережиток дарвинизма, утверждающего естественным право сильного; слава свидетельство того, что люди не умеют ценить самих себя и оттого изобретают себе кумиров.
«Духовное самоутверждение» при социогуманизме приоритетно. Оно происходит через свободу, умеренность, достоинство. Свобода означает задействование обратной связи в связке обязанность-свобода, обеспечивающей устойчивость развития. Умеренность – то же самое применительно к связке материальное-духовное. Достоинство вытекает из понимания жизни как высшей ценности бытия. Особое значение имеет самореализация и самоутверждение через детей, как необходимое условие сохранения жизни, вообще.
Обычно в качестве конечного результата самоутверждения рассматривается успех, успешность: высокие достижения в работе, общественное признание, репутация и др. Для социогуманизма главный результат самореализации и самоутверждения – благо, частное и всеобщее. В социогуманитарном государстве «всеобщее благо» из утопии станет превращаться в реальность.
Владимир Голубев, академик РАЕН,
Директор Института глобальных проблем энергоэффективности и экологии