Спасти локомобили и сохранить память о людях: подведены итоги экспедиции на Унский лесозавод

Спасти локомобили и сохранить память о людях: подведены итоги экспедиции на Унский лесозавод - фото 1Состоялась междисциплинарная научная экспедиция на Заяцкий мыс Онежского полуострова. Археологи, архитекторы, реставраторы, историки несколько дней занимались обследованием территории бывшего Унского лесозавода. Работа проводилась по проекту «Люди и локомобили. Индустриальная память в ландшафте Беломорья», поддержанному Благотворительным фондом Владимира Потанина

На заводе работали жители близлежащих деревень, а также депортированные на Север спецпереселенцы, раскулаченные разных национальностей, высланные на Север в начале 1930-х гг. Это были русские, украинцы, белорусы, болгары с берегов Волги, крымские и астраханские татары, киргизы, казахи и туркмены, этнические немцы.

Участники экспедиции, под руководством начальника отдела изучения и интерпретации культурного наследия Кенозерского национального парка Марины Мелютиной каждый день проводили на мысе Заяцкий, а вечерами возвращались в посёлок Пертоминск, где до позднего вечера обсуждали гипотезы о том, как работал лесозавод, как жили рабочие, как именно работала техника, обнаруженная на его территории.

«Завод был открыт в 1931 г. для переработки „моребойного" леса, который прибивало к берегам Унской губы. Известно, что два впечатляющих по своим размерам локомобиля приводили в действие пилораму и освещали заводские площади. На одном из них есть клеймо английской фирмы „Marshall, Sons & Co" 1884 года. Поэтому часто пишут, что оба агрегата имеют английское происхождение. На самом деле вторая машина немецкая. Производитель — фирма „Р. Фольф". Соответствующего клейма на локомобиле нет — марку и изготовителя удалось определить по архивной документации завода. Эти машины работники лесозавода называли по именам — Маршалл и Вольф», — рассказала старший научный сотрудник отдела изучения и интерпретации культурного наследия Кенозерского национального парка Яна Харитонова.

Работа реставраторов заключалась в обмерах локомобилей, детальной фотофиксации, обследовании коррозии металла. На основе этих данных они подготовят рекомендации по сохранению паровой техники. Пока понятно, что необходимо после очистки пропитать поверхность агрегатов специальными составами, что остановит разрушения металла.

Исследователи также описали и сфотографировали другую ретро-технику, сохранившуюся на территории завода. Как именно она работала, ещё предстоит выяснить. В этом поможет изучение аналогичных производств, консультации с сотрудниками лесопильных заводов.

Кирпичные стены цеха завода сохранились почти полностью. Но, к сожалению, их состояние крайне аварийное. Кирпич разрушается на открытом воздухе. Ответ на вопрос, как остановить разрушение, могут дать специалисты по реставрации строительной керамики.

Спасти локомобили и сохранить память о людях: подведены итоги экспедиции на Унский лесозавод - фото 2Спасти локомобили и сохранить память о людях: подведены итоги экспедиции на Унский лесозавод - фото 3Спасти локомобили и сохранить память о людях: подведены итоги экспедиции на Унский лесозавод - фото 4

Дмитрий Герасимов, сотрудник Музея антропологии и этнографии РАН (Кунстскамера) был удивлён, что на далёком Севере оказались эти высокотехнологичные для конца XIX — начала XX века машины. «С точки зрения индустриального туризма это очень интересно!», — говорит он и уже планирует расчистку территории цеха от растительности и изучение предметов, которые могут быть скрыты в земле. Археологи называют это культурным слоем — в нём может быть скрыто всё, что угодно. Вспомнить хотя бы венчальный венец, найденный жительницей Лопшеньги во время вскапывания огорода. Пока удалось исследовать поверхность и найти кирпичи. Интересно, что клейма на них все разные. Некоторые изготовлены в Пертоминске, а географию других ещё предстоит узнать.

В ходе экспедиции также была подготовлена карта объектов для изучения, найдены следы зданий (деревянные фундаменты) жилого посёлка Унского лесозавода. С каждым годом их всё сложнее найти. Строения были разобраны и вывезены. Поэтому при поиске места посёлка рабочих очень помогли рассказы жителей Пертоминска. Специалист Парка Яна Харитонова предварительно провела многочасовые интервью с Александром Владимировичем Молоковым, Натальей Петровной Тюковой, Еленой Валерьевной Навинской, Ниной Ивановной Шиловской. По сведениям жителей, здесь находилось более 50 жилых домов и существовала развитая инфраструктура.

Также во время проведения исследований на мысе Заяцкий проходила летняя детская экспедиция на озере Мураканское, где школьникам из деревень Онежского полуострова рассказали об истории спецпосёлков на Севере и об Унском лесозаводе. Одним из заданий было обследование дюн и зоны отлива Белого моря, где ребята искали различные артефакты — предметы, оставленные человеком. Это был своеобразный археологический опыт, который, возможно, мотивирует молодое поколение на то, чтобы в будущем стать настоящими исследователями.

 

Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,

Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить