В национальном парке «Онежское Поморье» готовится к открытию музей «Дом на восьми ветрах». На одной из тематических зон будущей экспозиции будут представлены изделия текстиля, выполненные местными мастерицами в XIX–XX вв.
«Из Лопшеньги вообще много хорошей вышивки двухсторонним швом: и полотенца, и рубахи (подолы)», – писала Наталья Павловна Лютикова (1957–2019), специалист в области традиционного текстиля Русского Севера, внучка известной мастерицы Фелицаты Архиповны Ярыгиной, уроженки Лопшеньги.
Информацию о поморском текстиле Летнего берега Белого моря конца ХIХ – середины ХХ собрала специалист Парка Марина Рыжкова. Для создания целостной картины она использовала коллекции Российского этнографического музея (г. Санкт-Петербург), Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника, Музея деревянного зодчества «Малые Корелы», Архангельского краеведческого музея, Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера», Музея народных промыслов и ремёсел Приморья, а также одного частного собрания.
Что же можно будет увидеть в экспозиции?
Во-первых, это полотенце, изготовленное Фелицатой Архиповной Ярыгиной в 1920-х годах, имеющее редкий сюжет вышивки, в композиции которого изображена Мокошь – богиня-покровительница женских рукоделий, любимый персонаж северорусских вышивок.
В Лопшеньге плели серьги и низали бисером женские украшения. Изящные серьги из бисера, принадлежавшие Агафье Яковлевне Майзеровой (1907–1985), были подарены в музейный фонд Парка её внучкой, уроженкой Лопшеньги Галиной Николаевной Петровой.
В раздел экспозиции войдёт фото с изображением молодой женщины в редком головном уборе – лопшеньгском кокошнике-«сборнике» из собрания Государственного литературного музея в Москве. Редкие кокошники хранятся в собрании музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» в Архангельске и в Государственном историческом музее.
Ещё один экспонат, относящийся уже к мужскому костюму, – вязаная поморская рубаха с традиционным геометрическим рисунком. Она была выполнена мастером Галиной Александровной Челпановой. Чтобы изготовить подобный экспонат, были привлечены архивные фото Н.И. Рождественской 1937–1938 гг. с одетыми в вязаные рубашки лопшеньгскими промысловиками. В качестве образца послужила сохранившихся поморская рубаха с Летнего берега из коллекции текстиля Краеведческого музея г. Архангельска.
Открытие музея «Дом на восьми ветрах» планируется осенью 2022 года. Обязательно приезжайте в Лопшеньгу, чтобы почувствовать дух поморской деревни и узнать о культуре традиционного северного текстиля!
Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,
Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON