Историческая экософия
Говорить об уцмиях и курайшитах прямо можно лишь с теми, кто хоть что-нибудь знает о кайтагских правителях или, как принято писать в исторической литературе, владетельных феодалах Кайтага. А для широкого круга читателей и слушателей потребуются некоторые вводные разъяснения или, говоря высоким слогом, исторический экскурс – то есть отступление от главной темы с тем, чтобы дать общие понятие о предмете интереса.
УЦМИЙ. ЭТИМОЛОГИЯ
«Уцмий» – это титул владетельных феодалов Кайтага. Этимология слова «уцмий» до сих пор остаётся спорной. Одни исследователи усматривают в нём арабский корень; другие находят что-то в иврите (иудаизме), как ни странно; третьи – говорят о тюркском происхождении этого слова. Тем не менее, бесспорной и однозначно верной является версия, которой придерживались большинство дагестанских историков, то есть версия об исконно даргинском слове «уцмий», означающем «брат». И тут появляется смысловая тонкость. Как на аварском языке «даци» означает «старший брат», так и на даргинском «уцмий» обозначает старшего брата, имеющего право наставлять и повелевать. Вместе с тем, «уцмиями» назывались и молочные братья.
Впрочем, читатель волен принять на веру любую версию или отвергнуть все. В этом великая суть демократии. Только ведь демократия не означает анархию, и в правовом государстве законодательно запрещено искажать и фальсифицировать историю. Но суть проблемного вопроса вовсе не в этимологии, а в том, что называется по-иному: искажения, спекуляции и фальсификации. Например, если кто-то заявляет о себе публично, что он-де курайшит, то обязан предоставить доказательства. Если нет доказательств, то он достоин презренного осмеяния, ибо этим заявлением он совершает акт исторической спекуляции. И как ни странно, у нас в Дагестане встречаются и такие субъекты.
Критикуя версию об арабской этимологии в слове «уцмий», корифей дагестанской истории Расул Магомедов (1910–2005) писал, что «некоторые дагестанские авторы необоснованно подводят слово «уцмий» под арабскую основу. Без ссылок на старинные письменные источники».
КУРАЙШИТЫ, КТО ОНИ?
Курайшиты – древнее мекканское племя, из которого происходит пророк Мухаммад (мир ему). И хотя курайшиты вначале воспротивились единобожию, но после принятия Ислама они стали великими воинами веры. И в Дагестан они принесли ислам в 642 году, ещё при жизни второго праведного халифа Омара Ибн Хаттаба.
Но в ходе монгольского нашествия на Восточный Кавказ арабские войска во главе курайшитами подвергались истреблению. Затем в 1395 – 1396 гг. в равнинной и предгорной части Дагестана разгорелась кровопролитная война между армиями Тамерлана и Тохтамыша, в ходе которой в Дагестане уже окончательно были истреблены курайшиты. Самый большой урон в этой войне был нанесён Кайтагу – потому, что кайтагская конница выступила на стороне Тохтамыша и обратила в бегство авангардный отряд тимуридов. Обозлённый этим Железный Хромец приказал истребить всех кайтагцев.
В летописях, оставленных писарями Тамерлана, говорится, что «...из тысячи спасся лишь один». И другие источники сообщают, что Кайтаг был разграблен и сожжен. Однако испытанный в боях воинственный народ спасся в высокогорье, куда тимуриды резонно опасались подниматься. А писари, как всегда, доложили своему повелителю свою версию, многократно преувеличив число истреблённых кайтагцев. Вот уцмий и всё его семейство, действительно, были истреблены поголовно. Тохтамыш бросил их, отступая со своей армией на север.
После этого земля Кайтага на несколько десятилетий погрузилась в анархию и безвластие. Но в 1430-х гг. появился воитель Хула-Мухаммад Баршамайский, который сумел собрать кайтагцев в боевой отряд и восстановить уцмийство, но уже в лице новой династии. Именно его потомками являлись все те уцмии, которые правили Кайтагом и некоторыми прилегающими землями вплоть до ликвидации ханств в Дагестане во второй половине XIX века.
РОДОСЛОВНЫЕ ДРЕВА
Актуальность родословной люди испытывали всегда. Только в условиях социализма, то есть при Советском Союзе, родословная была не актуальна. Хуже того, люди были вынуждены скрывать своё происхождение, если оно было знатное, ибо политика КПСС и Советского Правительства была направлена на ликвидацию «класса эксплуататоров».
Но не спешите ругать коммунистов. Ханы, падишахи, цари, короли и прочие аристократы тысячами вырезали людей, из отрезанных голов выстраивали пирамиды, зажигали живые костры, т.е. жгли людей на кострах заживо. В жестокие времена и нравы были жестокими.
А что в наше время?
В наше демократическое время аристократические сословия сменились стратами (см. стратификация), то есть общество по всему земному шару разделилось на богатых и бедных. Сейчас актуально разделять людей на субъекты: малого бизнеса, большого бизнеса, олигархов, чиновников, депутатов, силовиков и т. д., и т. п. Если современные страты сравнивать с аристократией, то в наше время справедливости окажется больше. Только это не потому, что люди стали лучше, умнее и добрее, а потому, что общественно-политическая система совершенствуется, и законы всё больше и шире функционируют.
Тем не менее, в центральных регионах нашей страны и, прежде всего, в Москве и Санкт-Петербурге уже давно работают общественные организации, возрождающие дворянские сословия. С целью просвещения общества в вопросах сословий, дворянства и высших кругов аристократии – пишутся научные статьи и монографии. Думаю, не лишне здесь упомянуть одну такую статью, поскольку она посвящена дворянству на Северном Кавказе.
Так, в научном журнале КубГАУ №104 (10) 2014 года опубликована статья д.и.н., профессора Карины Чикаевой. В ней подробно излагаются Указы и прочие законы Российской Империи, регулировавшие условия присвоения дворянского статуса крестьянам и прочим простолюдинам, в том числе северокавказским мусульманам. Показаны типы дворянства, различаемые как потомственное дворянство, личное дворянство, титулованное дворянство.
И вот тут мы, дагестанцы, как и другие северокавказские народы, сталкиваемся с вопросами о нашем исконном дворянстве, которое в древности была связано с курайшитами.
Отсюда вопросы: что представляет собой дагестанская и, в частности, кайтагская знать? На чём основана горская аристократия? Конечно, это узденство.
Что же касается жителей, а точнее – внуков и правнуков тех, кто жил в ныне заброшенном селе Кала-Корейш, то должно быть ясно, что там, кроме узденей, жили еще раяты (зависимые крестьяне и ремесленники) и обыкновенные рабы.
Следовательно, факт рождения кого-либо в селении Кала-Корейш не доказывает принадлежность к древнему аравийскому племени и, тем более, к роду уцмиев. Следовательно, доказательство, приводимое в форме словосочетания «бабушка говорила», мягко говоря, у людей может вызвать только недоумение.
Я тоже выходец из этого селения. И мне мой дед рассказывал о старине седой, об уцмиях и о великих походах, о войнах с полчищами Надир-шаха. Однако мне и в голову не приходит объявлять себя курайшитом и потомком уцмиев, ибо этому нет никаких доказательств.
Надеюсь, эта статья поможет любителям необоснованных заявлений воздерживаться от бахвальства.
Магомед СУЛТАНОВ-БАРСОВ
Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,
Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON