Арктика как драйвер экономического развития России

Арктика как драйвер экономического развития России - фото 1Своими оценками прошедшего Международного экономического форума и дальнейшего развития русской Арктики для экономики России с читателями «ЭкоГрада» поделился экс вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Албин, - «Русская Арктика становится важнейшим драйвером экономического роста и точкой сбора многих проектов в сфере недропользования, транспорта и экологии. Важно, что в эту работу вовлечены такие авторитетные эксперты, как Владимир Стефанович Литвиненко».

Арктика как драйвер экономического развития России - фото 2

Оценки значения этого региона для развития экономики России в свою очередь ректор Санкт-Петербургского горного университета Владимир Литвиненко поделился с сетевым изданием «Форпост».

Арктика как драйвер экономического развития России - фото 3

"- Конечно, форум вносит огромный вклад в развитие российской экономики. Здесь заключаются многомиллионные контакты, в числе участников – лидеры различных государств мира, ведущие представители деловых кругов. Это событие в очередной раз демонстрирует, что Россия не находится ни в какой изоляции, а развивать взаимовыгодное сотрудничество с нашей страной считают целесообразным крупные бизнесмены, работающие в самых разных отраслях промышленности и торговли.

Другое дело, что на ПМЭФ, к сожалению, практически никто не говорит на тему развития Арктики. А ведь она - одна из наиболее значимых для перспектив отечественной экономики. Нет сомнений в том, что нам необходимо интенсифицировать реализацию проектов, связанных с разработкой месторождений, которые находятся за Полярным кругом, со строительством заводов по сжижению природного газа и сопутствующей инфраструктуры. Нам нужно продолжать наращивать объёмы экспорта СПГ и довести их до 140-150 млн тонн в год за счёт появления соответствующих производств на Гыдане, Дальнем Востоке и Балтике.

Арктика как драйвер экономического развития России - фото 4
Фото © www.novatek.ru

В этом сегодня заинтересованы очень многие компании – Роснефть, Новатэк, ВР, Shell, Total. Но самое главное – в этом должны быть заинтересованы и те россияне, которые не связаны с нефтегазовым сектором, поскольку именно Арктика будет «кормить» их в будущем, станет основой экономического прогресса. Но для этого необходимо разработать и утвердить Государственную Программу развития Северного морского пути, российского СПГ-сегмента, инфраструктурного развития северных регионов, определить единый руководящий орган в структуре исполнительной власти, который обладал бы всеми необходимыми полномочиями и нёс ответственность за реализацию этого проекта.

А почему именно Арктике Вы уделяете столь пристальное внимание?

- За Полярным кругом лежат колоссальные запасы природного газа. Их объёмы по самым скромным оценкам достигают 10 триллионов кубометров. В то же самое время легкодоступные месторождения полезных ископаемых стремительно иссякают, и уже в обозримом будущем Арктика будет представлять собой последний рубеж освоения традиционных углеводородов.

Отказаться от них человечество не сможет ещё очень долго. Энергопотребление растёт, а возобновляемые источники энергии не могут обеспечить генерацию в полной мере. Вы ведь не хотите сидеть с выключенным холодильником и телевизором, и ждать пока выглянет солнце или задует ветер, правильно? Значит, мы обречены осваивать месторождения Крайнего Севера. И для того, чтобы обеспечить ресурсами собственную промышленность и население, и для того, чтобы экспортировать сырьё или продукты глубокой переработки за рубеж.

Арктика как драйвер экономического развития России - фото 5
Фото © www.gazprom-neft.ru

Учёные нашего университета и привлечённые эксперты провели работы по детальному анализу международного рынка спроса и производства СПГ. Так вот, спрос на него в мире стремительно и регулярно растёт. Диапазон сегодняшних прогнозов 460-700 млн тонн в год. Причём в качестве потребителей будут выступать не только страны Азиатско-Тихоокеанского региона, но и Европа, которая постоянно наращивает мощность своих регазификационных терминалов. К 2030 году она может достигнуть 300 млн тонн в год.

При этом совершенно очевидно, что после реализации проектов «Северный поток - 2» и «Турецкий поток» возможности увеличивать объёмы поставок трубопроводного газа в ЕС будут исчерпаны по геополитическим мотивам. А значит, наращивать долю российского газа на глобальном рынке мы сможем только за счёт СПГ. Позитивный опыт компании «Новатэк», построившей завод по сжижению газа на Ямале, это наглядно иллюстрирует. СПГ, который там производится, разлетается как пирожки. Он востребован и за ним сегодня очередь стоит. В том числе из-за выгодного географического положения предприятия.

В феврале Владимир Путин подписал указ о передаче Министерству по развитию Дальнего Востока дополнительных функций, касающихся освоения Крайнего Севера. В связи с этим оно было переименовано в Министерство РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики. Это эффективная структура?

- Проблема в том, что сегодня, несмотря на поддержку руководством страны проектов «НОВАТЭКа», создание в России СПГ-сегмента и развитие Северного морского пути не имеют статуса национального проекта, хотя их социально-экономический и геополитический потенциал переоценить очень трудно.

Арктика как драйвер экономического развития России - фото 6
Фото © www.bp.com

Сегодня не существует единого организующего документа, который определил бы целевые показатели по увеличению объёмов экспорта газа, мощность и сроки создания необходимого ледокольного и танкерного флотов, ряд других вопросов. А корпоративный прорыв «НОВАТЭКа» не стал катализатором эффективного межотраслевого взаимодействия. Принимаемые решения носят половинчатый, а зачастую и противоречивый характер, плохо скоординированы по целям, срокам и масштабам.

Появление Министерства по развитию Арктики ничего не поменяло. По сути, оно занимается имитацией процесса. Поэтому все, кто может оказывать влияние на развитие Заполярья, действуют сами по себе, как лебедь, рак и щука. Такого, конечно, быть не должно.

Необходимо создать Консорциум всех участников, ответственных за работу в Заполярье и рассмотреть вопрос целесообразности придания Арктике статуса Национального проекта. Это основополагающая тема и, конечно, для меня удивительно, что она практически не поднималась на полях ПМЭФ, в залах, где присутствовали высокопоставленные лица нашей исполнительной власти."

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить