Вчера, 13 марта в здании бывшего СЭВ на Новом Арбате, д. 36 состоялось расширенное заседание Коллегии Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, посвященное состоянию окружающей среды в столице и задачах на 2017 год.
Стоит заметить, что, судя по количеству СМИ, проблемы экологии стали беспокоить общественность России гораздо больше, чем вопросы миграции и межнациональных отношений. Правда, к сожалению, участникам не наливали ни кофе, ни чаю.
На Коллегии выступили руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы Антон Кульбачевский,директор ГПБУ «Мосэкомониторинг» Полина Захарова, руководитель ГПБУ «Мосприрода» Игорь Рябоконь. В коллегии также приняли участие председатель Комиссии по экологии и охране окружающей среды Общественной палаты РФ Сергей Чернин,руководитель Комиссии по экологии, энергетике и устойчивому развитию Общественной палаты города Москвы, эксперт аналитического центра при Правительстве Российской Федерации Евгений Гашо, Министр-советник по вопросам экономики, торговли и инвестиций посольства Великобритании Джонатан Брентон. Также в работе приняли участие представители Минприроды России, межрайонной природоохранной прокуратуры города Москвы, других профильных ведомств, представители органов исполнительной власти субъектов РФ и Казахстана, члены общественных экологических организаций, специалисты предприятий, ученые.
В начале марта общероссийская общественная организация "Зеленый патруль" представила расчет очередного "Экологического рейтинга субъектов РФ"по итогам зимы 2016 — 2017 года. Москва поднялась на две позиции, с седьмого места на пятое.
Десятка лидеров рейтинга выглядит следующим образом: Тамбовская область, Республика Алтай, Алтайский край, Чувашская Республика, Москва, Ульяновская область, Белгородская область, Чукотский АО, Санкт-Петербург и Тюменская область.
В десятку худших регионов рейтинга попали: Челябинская, Свердловская, Ленинградская, Московская, Тверская, Оренбургская, Курганская, Иркутская области, Еврейская АО и Республика Бурятия.
Среди ключевых достижений за 2016 год в Департаменте природопользования и охраны окружающей среды Москвы отметили тенденцию на снижение загрязнения атмосферного воздуха, сокращение на 15% концентрации нефтепродуктов на самом "проблемном" центральном участке реки Москвы, сохранение за столицей первенства как самого озелененного города.
Руководитель столичного Департамента природопользования и охраны окружающей среды Антон Кульбачевскийсообщил о том, что власти Москвы примут Экологическую стратегию города до 2030 года уже в марте. По его словам, главные целевые ориентиры экологической политики Москвы — содействие внедрению «умных» экологичных технологий, приближение к жителям зеленых и синих (водных) территорий, внедрение «зеленого» образа жизни с использованием большого количества способов переработки отходов, технологий, направленных на энергосбережение и сохранение водных ресурсов, продвижение велотранспорта, электромобилей, развитие общественного и железнодорожного транспорта.
Также ожидается сокращение объемов захоронения малоопасных отходов и появление 5 тысяч деревьев в московских дворах уже этой весной.
По данным, что привёл Антон Кульбачевский, снижается содержание в воздухе наиболее проблемных для Москвы и экологически значимых загрязнителей — взвешенных частиц и диоксида азота. «Согласно прогнозу выбросов от автотранспорта на перспективу до 2030 года, будет уменьшаться вклад в выбросы летучих углеводородов», — отметил А. Кульбачевский.
А вот за экологическим состоянием столицы можно будет следить в режиме реального времени, чему будет содействовать Единый аналитический центр экологии, который будет создан в Москве к 2018 году.Данный проект будет реализован на базе сайта "Мосэкомониторинга".
"Это центр, в котором можно будет получить любую экологическую информацию в настоящий момент и статистические данные по Москве за предыдущие годы. Это очень важно для определенных выводов, для определенных решений, для городской жизни", — отметил руководитель московского департамента природопользования и охраны окружающей среды Антон Кульбачевский.
Сейчас сайт "Мосэкомониторинга" доступен для всех, но не все могут расшифровать графики, размещенные на портале. "Мы хотим это упростить, для того чтобы любой человек мог зайти на сайт и посмотреть, в каком состоянии находится атмосфера воздуха, в каком состоянии почва, зеленые объекты, насаждения",- пояснил А. Кульбачевский.
Причём разобраться в графиках, по словам московского руководителя, сможет любой пользователь.
Как опубликовала на своих страницах «Вечерняя Москва» (http://vm.ru/news/2017/03/13/za-kachestvom-vozduha-sledyat-visokotochnie-pribori-361358.html) столица наша, как заметил глава экологического ведомства Москвы, «постепенно из каменных джунглей превращается в «дружелюбный город», удобный для полноценной жизни.
- Сегодня недостаточно воспринимать Москву только «из окна автомобиля» - хочется выйти и прогуляться по городу пешком, - сказал Антон Кульбачевский, подчеркнув, что в столице создаются общественные пространства, благоустраиваются дворы и парки. На этот год, например, запланирована реконструкция и реабилитация каскадных прудов в Покровском-Стрешневе и в парке «Царицыно».
Темпы развития города, по словам Кульбачевского, делают Москву привлекательной для людей, что приводит к увеличению естественного прироста населения и других важных показателей. Скорость строительства жилых домов примерно на 80 процентов превосходит данные, которые были актуальны еще три-четыре года назад. Вместе с тем растут объемы промышленного производства и энергопотребления. Конечно, все это не может не сказаться на состоянии окружающей среды. В зоне особого внимания - вредные выбросы в атмосферу. Как сообщает Департамент природопользования, уровень загрязнения воздуха сокращается.
- Важно, что эта тенденция характерна для наиболее проблемных и экологически значимых загрязнителей - мелких взвешенных частиц и диоксида азота, - рассказал Антон Кульбачевский.
Это результат целого комплекса мер. Прежде всего, транспортные реформы, которые помогают разгрузить дороги и перевести машины на экологичное топливо. За последние пять лет загрязнение воздуха вблизи автотрасс снизилось более чем в два раза. Чтобы понимать, о каких объемах идет речь, достаточно сказать, что один среднестатистический автомобиль в год выбрасывает 25 килограммов окислов азота и 135 килограммов угарного газа. Все это попадает не только в воздух, но и в почву с водой.
Есть положительные результаты и в теплоэнергетике. Благодаря переводу предприятий на парогазовые энергоблоки, доля вредных выбросов в атмосферный воздух, по сравнению с 2012 годом, сократилась на 30 процентов.
- Достоверность наших данных гарантировано современным аналитическим оборудованием, - уточнила директор Мосэкомониторинга Полина Захарова. В Москве в круглосуточном режиме работают автоматические станции мониторинга, которые способны определить более 350 загрязняющих веществ. Оперативная информация о состоянии воздуха и других природных средах размещается в интернете. - Под особым контролем у нас находятся жилые территории, прилегающие к производственным зонам Москвы. В прошлом году с помощью передвижной экологической лаборатории мы провели 690 рейдов.
Это не просто помогает оперативно реагировать на жалобы жителей, но и имеет конкретные результаты. Шесть лет назад с подачи Департамента природопользования началась модернизация Московского нефтеперерабатывающего завода. За это время удалось на 36 процентов снизить его негативное воздействие на атмосферу и на 95 процентов повысить эффективность очистки сточных вод.
- Содержание загрязняющих веществ в Москве-реке не превышает гигиенических нормативов. За пять лет концентрация нефтепродуктов на самом «проблемном» центральной участке реки снизились на 15 процентов, - добавил Антон Кульбачевский, поделившись планами продолжить кадастровый учет водоемов города. Особенно это актуально для Новой Москвы, на территории которой расположено 500 прудов.
- А уже в этом месяце будет утверждена Экологическая стратегия Москвы до 2030 года, - продолжил Кульбачевский. - Она основана на нашем видении будущей Москвы как энергоэффективного, инновационного, умного и зеленого города.
В частности, департамент намерен уделить особое внимание «зеленому» строительству, вторичной переработке отходов и экологическому просвещению москвичей.
Как сообщило РИА «Новости» (https://ria.ru/society/20170313/1489898673.html) по итогам заседания Коллегии на пресс-конференции начальник Управления по охране труда, промышленной безопасности и охране окружающей среды ОАО "Газпромнефть— МНПЗ" Юрий Ерохин заметил, что развитие общественного транспорта, оптимизация организации движения и изменение парковочного пространства в Москве снижают объем выбросов в окружающую среду города.
По его словам, "Более 90% всех выбросов в Москве приходится на автомобильный транспорт. Значительного улучшения экологической ситуации в городе, безусловно, позволяет достичь реализация масштабной транспортной программы правительством города Москвы", - сказал Ерохин, отметив, что развитие общественного транспорта, открытие Московского центрального кольца (МЦК), парковки, оптимизация движения позволяют снизить использование личного транспорта и, как следствие, минимизировать выбросы в атмосферу.
Ю. Ерохин напомнил журналистам, что Москва с 1 января 2016 года также стала первым в России городом, запретившим продажу топлива класса ниже "Евро-5".
"Это связано с тем, что такое топливо в 5 раз меньше содержит серы, чем топливо класса "Евро-4", пояснил Ерохин. Он напомнил, что с 2013 года Московский нефтеперерабатывающий завод обеспечивает современным экологическим топливом "Евро-5" более трети столичного региона.
Отдельно на заседании подчеркнули важность модернизации крупных предприятий и снижения их негативного воздействия на окружающую среду. Антон Кульбачевский, в частности, сказал: "Бизнес становится более экологически ответственным, модернизируя собственные производственные процессы и стараясь предлагать потребителю и высокотехнологичный, и экологически безопасный продукт. Тема экологической устойчивости развивается уже не только ООН и экологическими организациями, но и усилиями компаний – ведущих игроков в своей отрасли".
По словам А. Кульбачевского, сказанным на заседании, за три года в столице России появится еще пять — шесть сапсаньих семейств семей.
"Мы уже заселили семьи соколов-сапсанов на две "сталинские" высотки — МИД и МГУ. В этом году мы планируем расширить эту программу. Помимо "сталинских" высоток планируем заселять и другие небоскребы, потому что соколы-сапсаны хорошо уживаются в городской среде, у них неплохая кормовая база — голуби, вороны и другие. Они являются санитарами города", — сказал Антон Кульбачевский.
Возрождать популяцию исконно московских птиц начали еще шесть лет назад. Соколы сумели обосноваться на самых престижных зданиях столицы. Эти птицы и днем и ночью охраняют покой Кремля, отпугивая ворон и других птиц. В этом плане у них «неплохая кормовая база» в которую входят и голуби, и воробьи. Лет двести назад сапсаны гнездились в Сокольниках, Измайлове, на Лосином Острове и в других районах столицы. В середине 20-го столетия эти птицы стали гнездиться на построенных высотных домах, однако в 1960-е годы их погубили, как считается, химикаты, которые применяли для истребления вредных насекомых.
Примером экологической реконструкции предприятия является масштабная модернизация Московского нефтеперерабатывающего завода (МНПЗ), стартовавшая в 2011 году. Совершенствование производства идет с использованием наилучших доступных природоохранных технологий, подчеркивается в публикации.
О важности модернизации промышленностиговорил в преддверии Года экологии и президент Россиина Госсовете "Об экологическом развитии РФ в интересах будущих поколений". Президент России Владимир Путинподчеркнул на заседании необходимость экологического развития промышленности: модернизации и использования наилучших доступных технологий, внедрения автоматизированного контроля воздействия на окружающую среду, открытости информации и поддержки экологических волонтеров.
Как следует из материалов, распространенных на коллегии, масштабная модернизация МНПЗ стоимостью более 250 миллиардов рублей, начавшаяся в 2011 году, позволила предприятию снизить объем выбросов вредных веществ в атмосферу на 36%. Общее воздействие завода на окружающую среду снижено на 50%. В свою очередь, переход части автопарка Москвы и Московской области на топлива МНПЗ "Евро-5" привел к тому, что поступление загрязняющих веществ в атмосферу столичного региона снизилось на 23%.
В рамках второго этапа модернизации в 2016-2020 годах МНПЗ дополнительно на 50% сократит воздействие на окружающую среду, в том числе, на 39% уменьшится влияние на атмосферу за счет полного вывода из эксплуатации устаревающего оборудования. В финальной части строительства находится ключевой экологический проект предприятия - уникальные биологические очистные сооружения "Биосфера", которые позволят повысить эффективность очистки сточных вод до 99%. Ввод комплекса в эксплуатацию назначен на осень 2017 года и включен в программу мероприятий Года экологии в России, инвестиции в проект составляют более 9 миллиардов рублей.
На конец 2018 года запланирован запуск комбинированной установки переработки нефти "Евро+". В результате завод не только повысит уровень промышленной и экологической безопасности, но и увеличит объем нефтепереработки, отметили в компании.
В мероприятии, как сообщила Комиссия Общественной палаты РФ по экологии и охране окружающей среды принял участие председатель Комиссии ОП РФ по экологии и охране окружающей среды Сергей Чернин. Он рассказал о плодотворном сотрудничестве Общественной палаты и Департамента.
«В последние годы значительно увеличилось количество обращений граждан на экологическую тематику, что демонстрирует заинтересованность и вовлеченность населения в решение вопросов охраны окружающей среды, а также потребность в улучшении качества среды проживания. Об удовлетворенности жителей Москвы состоянием экологии можно судить и по поступающим в Общественную палату обращениям, и по проведенным социологическим исследованиям», — отметил Сергей Чернин.
«Динамика основных фактических показателей качества окружающей среды и уровня негативного воздействия на экологию в Москве с 2011 года также позволяет сказать об эффективности мер, принимаемых Департаментом в условиях роста численности населения, автотранспорта и производства», — подчеркнул член ОП РФ.
«Надеюсь, что в ближайшее время произойдет существенное увеличение доли использования газомоторного топлива, что позволит снизить выбросы от автотранспорта в том числе, и это важно, в части сокращения выбросов парниковых газов, что полностью соответствует проводимой государством экологической политике с учетом и международных обязательств России», — добавил Сергей Чернин.
В своем выступлении С. Чернавин также напомнил, что в целях повышения качества общественного контроля в экологической сфере в 2016 году при Комиссии ОП РФ был создан «экологический спецназ» — мобильная лаборатория, которая в круглогодичном режиме выезжает на места возможных загрязнений, информация которых поступает, в том числе, и из обращений граждан.
«Важным направлением в работе Комиссии ОП РФ является осуществление контроля качества атмосферного воздуха в Москве, и я уверен, что опыт такого сотрудничества можно будет быстро распространить и в других регионах. Особенно там, где в рамках Года экологии крупные предприятия запланировали и задекларировали публично реализацию мероприятий, направленных на снижение выбросов», — рассказал Сергей Чернин.
Главной задачей остается предотвращение любых несанкционированных выбросов в атмосферу и избежание повторения ситуации, аналогичной выбросу сероводорода в Москве в ноябре 2014 года.
Комиссия ОП РФ по экологии и охране окружающей среды рассчитывает и дальше принимать активное участие в работе Департамента для обеспечения эффективного участия граждан, коммерческих и некоммерческих организаций в решении вопросов, связанных с охраной окружающей среды, рациональным природопользованием и обеспечением экологической безопасности.
Министр-советник по вопросам экономики, торговли и инвестиций посольства Великобритании в Москве Джонатан Брентон в своём выступлении обратил внимание на то, что Москва является своеобразным, уникальным городом-мегаполисом, которому не стоит копировать зарубежные образцы, а следует развиваться своим путём, естественно используя при этом имеющийся мировой опыт.
Подводя итоги минувшего года и обменявшись мнениями, участники коллегии обсудили планы совместной работы в наступившем 2017 году.
Юрий Московский, по материалам СМИ и собственным впечатлениям